Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №6/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я  

Марк САРТАН

Предшественники и ...

Нельзя забывать, что наше восприятие истории искусств сильно искажено поздними оценками. Ставшие великими в XX веке импрессионисты и постимпрессионисты в своем XIX веке были не то что непризнанны, но и попросту малоизвестны, можно даже сказать — практически неизвестны. Совсем другие имена были тогда на устах, другими работами интересовалась критика, на другие выставки ходила публика.

Гоген не получил «настоящего» художественного образования, и его становление как живописца прошло в стороне от художественной традиции своего времени. Но его решение бросить налаженную жизнь и заняться живописью произошло под воздействием знакомства с Писсарро. Вместе с Сислеем они оказали несомненное влияние на стиль начинающего художника. Он тоже строил форму мелкими красочными мазками, создавая образы природы с ее многообразными атмосферными явлениями. Один из критиков даже назвал его тогда «разжиженным Писсарро».

Гоген отдал должное и популярным среди импрессионистов японским гравюрам, тогда только-только «открытым» европейской публикой. В его работах появляется акцент на линии, пространство уплощается, объемы стремятся к интенсивным однородным цветовым пятнам, фон становится активным элементом. «Клуазонизм» Анкетена (1) и Бернара (2) опирался на сходные построения и потому оказался близок Гогену.

Несмотря на огромную разницу творческих манер, сильное влияние на Гогена оказал Ван Гог. Оно относится скорее не к живописной манере, а к мировоззрению, лежащему в основе живописи. Гоген искал формальные приемы, а Ван Гог заразил его интересом к глубинным взаимоотношениям человека и мироздания. «Искусство и творческие установки Гогена прошли переплавку в бушующем нравственном пламени неистового голландца» (М. Бессонова).

(1)

(2)

 .... последователи

Уже при жизни, в Понт-Авене, Гоген считался лидером целой группы художников, но они не обладали таким талантом, чтобы войти в историю искусств его истинными наследниками. Творческое наследие Гогена оказалось востребовано в полной мере художниками следующих поколений, и разные черты его многогранного творчества были развиты ими в соответствии с собственными исканиями.

С мистицизмом Гогена связаны Дали, Магритт и другие сюрреалисты. Его готовность опираться на достижения предыдущих эпох, цитируя яванские храмовые рельефы, средневековые миниатюры, египетские погребальные росписи, оказалась созвучной постмодернизму с его излюбленной игрой цитатами и аллюзиями. В основе характерного для XX века интереса к примитиву, которому отдали в свое время должное и Матисс (3), и Пикассо, также лежат живописные достижения Гогена. Кстати, Матисс, стремившейся к линеарности, орнаментальности и плоскостности, во многом унаследовал от Гогена и чисто живописные приемы.

Огромное влияние оказал Гоген на русскую живопись. Его работы были широко представлены в знаменитых коллекциях Щукина и Морозова. Когда эти собрания открылись для публики, студенты художественных заведений стали их завсегдатаями и быстро усвоили уроки новейших течений французской живописи.

Активно опирались на гогеновские находки Н. Гончарова и М. Ларионов, тоже обращавшиеся в своем творчестве к древнему и примитивному искусству. А. Бенуа (4) даже писал бретонских крестьянок. Не избежали влияния великого француза К. М. Сарьян(5), Петров-Водкин(6), Н. Гончарова (7), И. Машков(8) и многие другие, строившие форму из цветовых пятен с ярко выраженными контурами. Русская культура оказалась восприимчива к гогеновской символике, поскольку его путь к основам мироздания соответствовал ее космическим и вселенским устремлениям.

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)