Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №6/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я  

Марк САРТАН

Ван Гог и Гоген

(1)

(2)

Два месяца, проведенные Винсентом Ван Гогом и Полем Гогеном в Арле, стали одной из самых драматических страниц в мировой истории искусства.

Они познакомились за несколько лет до этого, и Ван Гог, всегда склонный очаровываться людьми, быстро попал под влияние старшего товарища, тем более что Гоген был не прочь и покрасоваться, и изобразить покровительство. Но глубинного согласия между ними не было. Ван Гог загорелся идеей организовать братство художников на юге Франции, Гогена же юг не привлекал, да и братству он предпочитал группу под собственным предводительством.

Творческие манеры художников тоже были разными. Гоген «синтезировал», выстраивая картину по памяти. Ван Гог же вдохновлялся природой на пленэре. Гоген искал гармонии, равновесия, даже эстетской утонченности, Ван Гог кипел эмоциями и едва успевал выплескивать на холст все образы, которые рождались в его душе.

Но оба чувствовали отчаянное одиночество и надеялись развеять его, устроив совместную жизнь в Провансе. Гоген шел на это неохотно, откладывал, обставлял условиями, но в конце концов уступил натиску друга и в конце октября 1888 года переехал к нему в Арль.

«Столкновение Гогена и Ван Гога в эти арлезианские недели было драматическим столкновением двух людей, которых разделяло всё, которые были полярны в своем искусстве: один жесткий, упрямый, сознательный эстет с изысканным воображением, классик-варвар, другой не менее упрямый, но увлекаемый страстью, исполненный бурь и порывов, который сжигал себя в творчестве, точно в пламени костра.

Деспотичный догматик, замкнутый в своем всепоглощающем творческом «я», Гоген вещал, распоряжался, пытаясь согнуть своей волей волю другого. И Винсент повиновался. Повиновался из чувства дружбы, потому что боялся потерять Гогена. Но он повиновался, ропща. Он непрерывно спорил, возражал, иногда ненадолго вспыхивая гневом» (А. Перрюшо)

Иллюстрацией к разнице авторских стилей могут служить картины, написанные художниками одновременно и на одну тему.

Сначала они обменялись автопортретами. Гоген (1) волей-неволей выдал двойственность своего характера: левая половина его лица смотрит на зрителя свысока, в то время как правая выдает усталость и растерянность. Ваг Гог (2) же видит себя натурой цельной и сильной.

«Ночное кафе» (3) Винсента — это, по его собственному выражению, место, где можно умереть или сойти с ума. Гоген же трактовал тот же интерьер как плоскость, покрытую декоративными цветовыми пятнами. В его картине (4) нет ни следа от того отчаяния, которым пронизана работа голландца.

(3)

(4)

Старые дамы в саду послужили поводом для почти одинаковых произведений (5,6). Ван Гог написал свою картину по памяти, поддавшись на уговоры старшего друга. Получилось одно из самых слабых полотен в его творчестве.

(5)

(6)

Портрет Ван Гога, пишущего подсолнухи(7), произвел на самого Винсента тягостное впечатление. «Это я, но только сошедший с ума». А вот портрета Гогена голландец не написал. Зато сумел изобразить его отсутствие, выразив свое щемящее чувство одиночества. Вместо друга — пустое кресло с горящей свечой(8).

(7)

(8)

Столкновение натур, столь же сильных, сколь разноречивых, привело в конце концов к бурной ссоре. Гоген бежал в Париж, а Ван Гог оказался в психиатрической лечебнице.

В укор Гогену биографы вспоминают и холодную реакцию на гибель Винсента, и бурные возражения против устройства его посмертной выставки. Гоген в это время собирался устроить распродажу своих картин, и конкуренты ему были ни к чему.