Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2007

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

В е л и к а я   о т е ч е с т в е н н а я   в о й н а

РЕДАКЦИЯ

От редакции

Виктор Попков. Шинель отца. 1970-1972. ГТГ, Москва

Признаемся себе честно: Великая Отечественная война для наших детей — это плюсквамперфект или, говоря по-русски, «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Даже те из наших читателей, кто помоложе, вряд ли много слышали о войне, что называется, из первых уст, а уж ученики тем более вынуждены довольствоваться чужим пересказом или даже пересказом пересказа. Что поделать — время идет, поколения меняются, память остается...

Вот только остается ли на самом деле? Или точнее — какая память остается? Не приходят ли казенные слова и мероприятия на смену реально пережитому? Да, пафоса в них много, но человеческого чувства мало. Действительно ли ваши ученики понимают, что такое отдать жизнь за Родину? Стоять насмерть? Получить похоронку? Откликаются в их душе эти слова хотя бы толикой тогдашней скорби, смешанной с ужасом и гордостью?

Опять же признаемся себе честно — нет. Память стерта, а слова затерты. И если первое еще естественно, то ко второму сильно приложило руку государство с его пропагандой. За примерами далеко ходить не надо: прошедшее пару лет назад празднование 60-летия Победы прошло на высоком государственном уровне, исключающем какое бы то ни было личное участие. Разве что автомобилисты георгиевские ленточки к антеннам прицепили. Что осталось у наших детей в душе от этого юбилея?

Как это ни печально, отечественным художникам тоже далеко не всегда было позволено открыто показать личное переживание войны. Хрестоматийным стало лучезарно-ходульное «Письмо с фронта» Александра Лактионова, а Эрнст Неизвестный и Вадим Сидур были фактически недоступны зрителям. Понадобилось почти тридцать лет, чтобы Виктор Попков смог примерить на себя шинель отца.

Нам кажется, что подмена человеческих чувств громкими словами обкрадывает и нас, и наших детей. Может ли учитель противостоять натиску официоза? Нам кажется, что да. Просто это должно быть личное переживание, а не повторение заученного текста. И урок изобразительного искусства тут как нельзя кстати, ибо именно искусство дает возможность испытывать эмоции и выражать себя.

Только, ради бога, не делайте обязательным то, что должно происходить по велению души. Очень надеемся, что нынешний специальный выпуск газеты «Искусство» вам в этом поможет.