Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2007

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

В е л и к а я   о т е ч е с т в е н н а я   в о й н а

Ольга СКУРАТОВА,
учитель школы № 199, Москва

Борис Михайлович Неменский — художник и воин

Борис Михайлович Неменский — народный художник России, участник Великой Отечественной войны, член-корреспондент Российской академии художеств, действительный член Российской академии образования, заведующий кафедрой пластических искусств и художественной педагогики, профессор, лауреат Государственных премий и премии Президента РФ, создатель новаторской системы общего художественного образования, кавалер ордена «Поборник справедливости» за большой вклад в просветительскую, образовательную и культурную деятельность на благо России, присужденного Советом по общественным наградам Объединенных Наций.

Произведения Б.М. Неменского находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, а также в других российских и зарубежных музеях, они украшают частные коллекции в Германии, Англии, Франции, Японии.

Первые шаги

Борис Михайлович Неменский родился 24 декабря 1922 года в Москве. Его мать Вера Семеновна была зубным врачом, отец Михаил Ильич — финансистом, после революции долго работавшим в Совнаркоме. Эти незаурядные люди привнесли в жизнь сына удивительный сплав двух культур: народная русская пришла через мать — дочь сельского священника, городская разночинная через отца — юношу с Пресни. Именно в семье начался сложный процесс формирования личности художника.

С Москвой связана вся жизнь Бориса Неменского. На Сретенке в самом сердце столицы прошло его детство. Здесь были сделаны первые шаги в мир искусства в студии Дворца пионеров, руководимой молодым талантливым художником и педагогом А.М. Михайловым. Увлеченность этого человека, его энтузиазм в приобщении студийцев к творчеству были велики: встречи и беседы с известными художниками, первая выставка работ в Третьяковской галерее и многое другое оставили неизгладимый след в душах ребят, оказали влияние на дальнейший выбор жизненного пути. Родители Бориса Михайловича внимательно, хотя и с некоторой тревогой следили за увлечением сына. После некоторых сомнений о правильности выбранного пути, встречи с К. Юоном отец посоветовал сыну перейти в художественное училище памяти 1905 года. В 1940 году Борис Неменский был принят сразу на третий курс.

 Фронт

Все планы мирной жизни разрушила война. Художественное училище молодой художник был вынужден оканчивать уже в эвакуации в Саратове, в 1942 году. Но юноша не воспользовался направлением для продолжения учебы в Суриковском институте, эвакуированном в Среднюю Азию, он вернулся в родной город. В Москве солдат Неменский был определен для несения службы в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Художники этой студии отправлялись на передовую, делали натурные зарисовки в местах боев в самом пекле войны. Ни одна значительная военная операция не обходилась без участия художников студии. Их зарисовки, этюды, картины участвовали в передвижных выставках, устраиваемых в войсках. Большая часть этих произведений не сохранилась, уцелевшие же находятся в музеях России и частных собраниях.

Первые месяцы службы в студии Грекова дались молодому человеку нелегко. Ведь искусство — это свое суждение о жизни, а этой самой жизни он еще не знал. Тяжело начинать работу, по-настоящему проявить себя, судя о фронте только по рассказам и работам старших товарищей. У молодого художника далеко не все получалось, его часто вызывали на «ковер» к начальству, даже встал вопрос об отчислении из студии.

Первая командировка выпала в канун 1943 года на Калининский фронт в район Великих Лук. Юношеский максимализм звал на передовую, туда, где гремели бои, где, казалось, делалось «настоящее дело». Из этой поездки Борис Михайлович привез этюды и наброски, но, по мнению самого автора, они терялись среди работ более опытных студийцев. Однако обилие впечатлений, постоянная работа с натуры, умение учиться у старших товарищей делали свое дело: этюды и рисунки с каждым разом становились серьезнее, грамотнее.

Много лет спустя художник Б.М. Неменский будет сожалеть, что за военной «экзотикой» атак и боев поначалу не смог разглядеть главного — солдата, простого человека в шинели, решавшего судьбу победы, его внутреннего мира, чувств, мыслей. И именно это главное с каждой последующей поездкой на фронт будет все глубже и глубже наполнять мысли и сердце художника, а затем будет одной из важнейших тем его творчества. Именно фронт станет для мастера «школой жизни и искусства», помогая лучше понимать людей и себя, делать новые смелые шаги в профессии.

Художники время от времени возвращались из регулярных частей во фронтовую штаб-квартиру — Монинский дом офицеров под Москвой — для сдачи готовых работ, обмена опытом. В эти недели молодой художник пробует свои силы в станковой картине, ища свой почерк, работая над замыслом. Замысел первой картины (момент переноски санитарами раненого летчика) и его реализация заняли около месяца. Уже после войны Борис Михайлович будет вспоминать, что желание сделать «все как надо» в композиционном и живописном решении, «правда факта», диктуемая требованиями военного времени, затмили тогда «емкость содержания».

Вместе со своим другом Михаилом Гавриловым Неменский предпринимает новую попытку: рождается идея написать полотно об угоне советских людей в Германию. Но в конце концов соавторы оставили работу, поняв, что картина получается неинтересной и маловыразительной. Родился новый, более знакомый сюжет — «Возвращение в родные места». Радость творчества и горечь разочарования не раз посетят Бориса Неменского. В этот период начинает приходить осознание того, что в искусстве мало знаний и понимания, необходимо нечто большее — свои собственные переживания, свои личные боль и радость.

Много лет спустя этот закон станет главным в новой системе эстетического воспитания, которую предложит Б.М. Неменский. «Ни грамма чувства нельзя взять взаймы: ведь каждая картина — исповедь. В ней должна жить подлинность чувств, иначе поселится холод, в лучшем случае лишь изыск профессиональности, фейерверк».

Победная весна

Вся фронтовая обстановка и внутренний настрой участников событий требовали правды и убедительности, что накладывало особую ответственность на военного художника, чье творчество было востребовано и понято в суровое время, когда, казалось бы, музы должны были молчать. «Помню, я как-то целый день просидел в глубоком и мягком кресле, стоящем прямо посреди одной из улиц, ведших к центру Берлина, На перекрестке шел бой… Обе стороны улицы, как два длинных жерла вулкана, образовали над ней непроницаемый, гудящий шатер огня и дыма. А по улице туда и сюда шли, бежали солдаты с патронами, уносили раненых, двигали технику. По мере того как мы продвигались вперед и дома, догорая, обрушивались, бойцы подтаскивали мое кресло все дальше. «Вот, вот, давай, солдат, зарисовывай, как горит Гитлерово логово, так им и надо!» (1-6)

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

8 мая 1945 года — конец войны… Ликование, повсюду группы советских солдат, празднующих долгожданную победу, автоматные очереди салютов… А на Бранденбургских воротах, поднявшись по штурмовым лестницам, сидит художник в солдатской шинели и рисует еще местами дымящийся город, пытаясь уловить и запечатлеть в цвете удивительное чувство щемящей радости победы. Именно этот этюд, к сожалению, не сохранился, но в мастерской Бориса Михайловича хранятся последние фронтовые работы, выполненные в апреле–мае 1945-го. (7-8) В них чувствуется некая растерянность, как после окончания великого дела, когда наступает долгожданная минута затишья. Тяжесть победы перемешивается со светлым чувством ожидания новой радостной жизни, «когда дыхание весны стало не просто весной, а дыханием мирной жизни, преодолевшей войну, когда безотчетно казалось, что сразу после войны все на земле будет так хорошо, как еще никогда не было».

(7)

(8)

Победный 1945-й будет годом и первой творческой победы Бориса Неменского. Картина «Мать»(9), написанная двадцатидвухлетним юношей, не просто сразу привлечет к себе внимание, она станет началом становления творческого метода художника, займет особое место в истории отечественной живописи.

Мать . (1945 )

(9)

Эта картина сразу никого не оставила равнодушным, ни критиков, ни зрителей, выплеснув тоску по дому, тихую нежность к матери и сыновьям, разлученным войной. Обычный для того времени мотив: спящие на полу в крестьянской избе бойцы. Но он прозвучал по-новому под кистью молодого художника. Желание написать картину о простых русских женщинах, по-матерински встречавших солдат в каждом селе, в каждом городе, желание написать о своей матери, также окружавшей заботой художников-грековцев в своей московской квартире до или после поездок на фронт, вылилось в выражение благодарности к женщине-матери, «великой благодарности к простым русским женщинам, согревшим нас материнской лаской, женщинам, чье горе и чьи заслуги перед Родиной не могут быть ни измерены, ни вознаграждены». Не случайно в образе юного солдата, заботливо укрытого теплым платком, угадываются черты автора. Экспонированная на Всесоюзной выставке картина сразу стала знаменитой и была приобретена Третьяковской галереей.

Работы Б.М. Неменского — это картины-раздумья, наполненные полифоническим содержанием. Процесс их создания всегда долог, но это не значит, что долго пишется сам холст, его художник как раз стремится «писать быстро, на одном дыхании». Многосложным и порой мучительным является именно процесс — от зарождения замысла до его созревания: многочисленные наброски, этюды, эскизы, сомнения.

Неменский постепенно вырабатывает свой стиль работы над произведением. Начинает складываться особый творческий метод художника. В поисках композиции он не исправляет старые холсты, а пишет новые, что «убыстряет процесс работы, дает ей легкость непосредственности». Если поначалу старые холсты художник уничтожал, то со временем пришел к выводу, что они полезны для сравнения в процессе работы.

Суриковский институт

После окончания войны, уже будучи членом Союза художников СССР, Борис Михайлович продолжит свое образование, став студентом Московского художественного института имени В.И. Сурикова. Неожиданно с началом учебы начались и сложности. На первом же просмотре студенту Борису Неменскому было заявлено, что его путь неверен, что необходимо «все забыть и учиться заново». Остро обрисовались противоречия между предлагаемыми правилами работы и внутренними ощущениями художника.

На третьем курсе предложенные Неменским эскизы новой композиции в очередной раз не получают одобрения. Но уже сформировавшаяся внутренняя позиция — больше доверять в работе самому себе, своим чувствам и опыту — дает молодому художнику силы несмотря ни на что начать работу. А буквально через полгода за картину «О далеких и близких» студент Б. Неменский будет удостоен Государственной премии.

О далеких и близких (1950)

(10)

Материалом для картины послужили впечатления и переживания самой первой командировки студийца-грековца в конце 1942 года в действующую часть, занявшую плацдарм, глубоко врезавшийся во вражеские позиции. На этот участок фронта редко и нерегулярно доставлялась полевая почта. В таких условиях письма, которые солдаты перечитывали вслух и помногу раз, приобретали особую ценность. Работа над этим полотном раскрыла талант художника, который не только любит, но и умеет разгадывать человеческое лицо. Известный искусствовед Н.А. Дмитриева отмечает особое качество этого произведения — «мастерство тонкого, бережного письма, умение лепить и прорабатывать лица в мелком масштабе, передавая… тени затаенного чувства».

Эскиз, предложенный художником для дипломной работы, был также отклонен за «элементарность» композиции. Эта лиричная работа о сестре милосердия, полная поэзии, будет написана уже после окончания института.

Машенька (1956)

Образ сестры полевого госпиталя, почти девочки, стал любимым у многих зрителей. Картина подкупает добротой, искренностью и легкой ноткой печали, в ней «живет образ волшебной сказки, рассказанной по-своему, по-солдатски правдиво, бесхитростно, искренне» (Л.А. Неменская). В двойном освещении утреннего холодного окна и настольной лампы фигура девушки кажется очень трогательной. Взгляд ее устремлен куда-то внутрь себя, сосредоточен на каких-то едва уловимых, ускользающих воспоминаниях или мечтах. Автор смог передать удивительное состояние «между сном и явью, между реальностью и мечтой». Творческий поиск был долгим, было написано множество лиц. И в результате появился образ настолько проникновенный, что многие солдаты, прошедшие войну, уверяли: на картине изображена именно спасшая их медсестра.

Прошлое, настоящее, будущее

Все первые картины Бориса Михайловича Неменского на военную тему имели конкретного адресата — людей, прошедших горнило Великой Отечественной войны. Чувства и воспоминания художника сливались с жизненными впечатлениями зрителей, выходя на вечную тему любви солдата к родине, это были работы «не о том, как он воевал, а о том, почему воевал, откуда брал душевные силы».

Но время шло, Великая Отечественная война постепенно стала уходить в историю, подрастал новый зритель, который уже не помнил ее. Однако в 50-е гг. тема войны стала ассоциироваться не только с прошлым, но и с будущим, сплетаясь с политическими проблемами времени. Для художника переосмысление роли военной темы в искусстве началось с дискуссии вокруг, казалось бы, одной из самых лиричных картин о войне — «Дыхание весны».

Дыхание весны.

Как и все произведения мастера, сюжет картины автобиографичен. Из дневника от 15 мая 1944 г. с Украинского фронта:

«Сады цветут! А в лесу, где мы остановились, невероятный гомон птиц — особенно на зорьке… И цветы — какие-то нежно-голубые цветы на серой, еще покрытой прошлогодней листвой, земле. Мы, ребятами, любили подниматься раньше всех и слушать, и смотреть эту музыку. Все-таки странно: неужели, чтобы увидеть и понять всю эту родную красоту, необходимо было стать солдатом ? »

Кто тогда мог знать, что эта тема не только увлечет художника, а, став душевной мукой и радостью, будет после войны темой картины.

Хрупкий мир пробуждающейся весенней природы открывается молодому бойцу, чутко вслушивающемуся в тишину утра, в момент передышки между боями: струящиеся в тумане березки, капельки вербы, золотые пушинки ольхи… Радость такого открытия смешивается с тревогой. По воспоминаниям Б. Неменского, именно в такие минуты нафронте к мальчишкам-солдатам приходило новое ощущение родины и крепла личная ответственность за ее судьбу.

Но именно эта глубина и человечность картины вызвала серьезные нападки критиков, художника обвинили в отсутствии патриотизма и слабости идейного замысла, в «излишней увлеченности» внутренними переживаниями своих героев. На защиту художника встали зрители, задетые за живое картиной, идущей от сердца. Они заполняли книги отзывов, участвовали в дискуссиях во время проведения выставок, писали письма в газеты. «Он душу солдатскую раскрывает», — говорили одни. «Многие картины изображают то, что на поверхности, а нужно изображать то, что внутри… Неменский создал глубокий образ советского человека, образ, взятый изжизни…» — подхватывали другие. (11)

 (11)

Земля опаленная. (1957)

Эта картина является началом нового этапа в творчестве художника(12). Она не просто возвращает зрителя к событиям прошедшей войны, а заставляет задуматься о том, не повторится ли это вновь. Художник начинает мыслить масштабными, обобщенными образами, выводя своих зрителей на общечеловеческие вневременные проблемы.

(12)

Изрытая взрывами, изрезанная гусеницами, испепеленная земля — полноправный герой этой картины. Кричащий цвет подчеркивает весь драматизм событий, это не столько цвет земли, сколько окраска трагического переживания. «Это полотно, скорее всего, о земле, созданной для пашни, радости и труда, о войне, превращающей ее в адское подобие чужой, мертвой, непригодной для жизни планеты, в зону пустыни», — пишет автор. В разломе окопа даже не сразу заметны люди. Художник стремится передать зрителям чувство усталости этих солдат и показать их стойкость несмотря ни на что. В этом солдатском сердце живет неудержная тяга к миру, к труду, к родной земле, живет все то, что дает силы выдержать и выстоять. Образ крестьянина-воина, держащего на дне окопа на ладони несколько уцелевших зерен, по мнению Н.А. Дмитриевой, «одно из высших достижений Неменского и едва ли не один из самых сильных человеческих образов в советской живописи».

«Солдаты-отцы»

Одна из главных тем, к которой постоянно возвращается в своем творчестве Б.М. Неменский, — тема отцовства: «Незащищенность, доверчивость, открытость детства — и сила, право и труднейшая обязанность отца решать и отвечать». Память чувств возвращается к первым дням войны, когда в практически стертом отступающими фашистами с лица земли промерзшем городе бойцы нашли чудом уцелевшую девочку. Она была вся в морщинках, как старушка, и не могла даже плакать. «Я помню, сколько было заботы и боли во всех действиях солдат по отношению к девочке. Сколько неловкой нежности…и едва сдерживаемой ненависти: виновники бедствия были не за горами», — напишет в своих воспоминаниях художник.

В картине реальная история приобретает символическое звучание: солдат — спаситель жизни, чувства солдата, как чувства отца, — стремление защитить. На фоне разрушенных печей и воронок от снарядов крошечная девочка, окруженная солдатами, как огонек спасенной жизни в плотном защищающем кольце. Свет исходит от маленькой фигурки, освещая лица солдат, именно он «согревает их сердца, дает силу продолжать свою миссию».(13)

(13)

Символ скорби

Темы, связанные с войной, в творчестве Б.М. Неменского становятся обращением не только к прошлому, но и к настоящему и будущему, сплетаясь с тревожными проблемами мира. Художник поднимает проблемы отношения к войне, к жизни, к человеку: «Я видел пашню, превращенную в пустыню, горящие города и села на русской, украинской, польской, немецкой земле. Не сознанием даже — каждой клеточкой своего тела ненавижу войну. Ненавижу то, что приносит она, и то, что приводит к ней: тупую ненависть человека к человеку, народа к народу, вскормленную фашизмом, до сих пор вскармливаемую!»

Безымянная высота. (Это мы, господи!) 1960–1995.

Это произведение — любимое детище художника. В первом варианте, появившемся на выставке, картина называлась «Безымянная высота» (Ил. 22), а в последнем «Это мы, Господи» (Ил. 23). Автор многократно возвращался к этой теме. «Весь процесс работы оказался как бы внутренним спором, выдавливанием из себя накопившейся за годы войны ненависти, недоверия, процессом расчленения как бы единого представления: немец — фашист». Всего существует пять законченных вариантов этого произведения, в каждом из которых художник по-новому раскрывает тему.

Сюжет картины берет свое начало из фронтового эпизода первой командировки в район боевых действий в Великие Луки. «Я шел пешком, с полной выкладкой солдата-художника. Шел долго, устал. И сел на торчащий из-под снега то ли камень, то ли пенек пожевать сухарь и дать ногам отдохнуть. Неожиданно заметил, что поземка прямо подо мной колышет траву. Но трава зимой не мягкая, колыхаться от легкого ветра не может. Всмотрелся, встал. Оказалось, что я сижу на мертвом немецком солдате — почти полностью занесенном. Колыхались рыжеватые волосы… И я был поражен — мальчишка, юноша моего возраста и даже чем-то похожий на меня…»

Сюжет картины — двое погибших в бою молодых солдат, русский и немец. «Война оборвала их жизни, распластав их тела на весенней земле. Один — в светлой застиранной гимнастерке, лицом к небу, раскинут в перевернутом распятье. Другой, подоткнув под себя руку, уткнулся носом. Они достоверны как солдаты, но можно заметить, как в то же время они похожи на уснувших детей» (Л.А. Неменская).

Появившись на Всесоюзной выставке, картина вызвала много споров, состоялись дискуссии в Союзе художников, в Союзе писателей, на страницах журнала «Художник», картина была показана на выставках в семи городах страны, где зрители оставляли свои отклики. Одно из главных обвинений официальной критики — в «пацифизме» и «абстрактном гуманизме». Но зритель не согласился с критиками. Поддержал художника в трудное время и известный писатель Константин Симонов. В предисловии к одному из альбомов мастера он писал: «О чем хотел сказать нам художник этой своей картиной? О подвиге юноши, защищавшего и защитившего на этой бесчеловечной войне свою советскую землю? Да, об этом . Но не только об этом. А, по-моему, еще и о том, что, не подвергая сомнению красоту человеческого подвига на войне, нельзя забывать, что сама по себе война — далеко не лучший способ разрешения споров между людьми… Так вот — смотрю на картину… и думаю о том, что именно личный опыт войны потребовал от Неменского создания этой картины, далекой от пацифизма, но властно напоминающей нам о том, что новой войны не должно, не имеет права быть. Я разделяю это чувство, я люблю эту картину, отвечающую не только моим воспоминаниям, но и моим мыслям о будущем».

В 1986 году картина экспонировалась на персональной выставке художника в Москве. Л.А. Неменская вспоминает, что внимание автора привлек один зритель, который долго не уходил из опустевшего затененного зала. Это, как оказалось, был человек, воевавший в составе контингента советских войск в Афганистане. Картина отражала и его личный трагический опыт. А через десять лет, когда новый вариант картины был выставлен в музее Отечественной войны на Поклонной горе, подобная встреча произойдет с ветеранами уже Чеченской войны.

Картина «Безымянная высота» надолго «прописалась» в мастерской художника, ей не находилось места ни в одной постоянной музейной экспозиции. В 1985 году она чуть не погибла из-за хлынувшей из лопнувшей трубы горячей воды. И тогда Неменский дал согласие передать полотно в Германию, в музей современного искусства города Ахен. Знаменитый германский коллекционер П. Людвиг, искренне увлеченный русским искусством, убедил художника, что там ее увидят намного больше зрителей. Однако через месяц Борис Михайлович решает воссоздать полотно, назвав его «Это мы, Господи». В этом последнем варианте автор свел к минимуму приметы конкретной войны, что заставило заявленную проблему зазвучать с новой силой, вне времени и пространства. (14)

(14)

Тема женских судеб, искалеченных войной, зазвучала особенно трагично спустя несколько десятилетий после окончания войны. «Особенно меня волновала порожденная войной тема женского одиночества — тема невест и жен погибших солдат. Они благословили мужей на подвиг, помогали в трудную годину и совершают подвиг до сих пор, будут свершать его до самой смерти». (15-16)

(15)

(16)

Утраты (1963–1969)

Картина — часть квадриптиха, посвященного трагическим женским судьбам. Это символ скорби и одиночества, оплакивание навеки ушедшего счастья то ли на небольшом могильном холмике, то ли на «безымянной высоте». По воспоминаниям автора, «у картин плакали не только русские, но и немецкие, и японские женщины (один — красный — вариант после выставки остался в Токио)».

Обращение к чувствам зрителей, побуждение к размышлению о жизни характерны не только для станковых произведений, но и для натюрмортов Бориса Неменского. Эти произведения всегда философичны, очень лаконичны, на них нет случайных предметов, всё здесь несет определенную смысловую нагрузку.

Память смоленской земли. (1993)

Долгие годы Борис Михайлович не обращался к жанру натюрморта, хотя мир предметов жил во многих его картинах. Но бывшие ученики как-то привезли художнику из-под Смоленска пробитую солдатскую каску и горсть стреляных гильз. Эти предметы, отзвуки минувших событий, пролежавшие в земле десятилетия, родили цепь ассоциаций. Художник вспомнил треснувший печной чугунок, который видел в уцелевшей печи выжженной дотла русской деревни, и на картине появились два похожих по форме округлых металлических предмета: один как отголосок мирной жизни, другой из пламени войны. Они застыли, как на пьедестале, на доске столешницы — натюрморт-памятник минувшей трагедии. Художник ничего не стал добавлять в композицию, гильзы понадобились только для оформления рамы(17).

(17)

Все жизненные впечатления находят живой непосредственный отклик в творчестве художника. (Ил. 28–32) «Периодически в душе, уставшей от раздумий и травм, возникает острая потребность прикоснуться к свету, к радости. Тогда в первую очередь пытаешься погрузиться кистью, чувством не в дисгармонию сложных проблем современности, а в гармонию любви, семьи, детства». Борис Михайлович создает светлые, хрупкие, поэтичные произведения. Так рождаются жанровые сцены и портреты, пейзажи близкой сердцу северной и средней полосы России. «Поэзией пропитаны все поры нашей жизни. Это можно не замечать, не понимать, но без поэтического «вируса» не состоялось бы почти ни одного дела, которое мы делали бы с удовольствием, — будь то выращивание картошки, цветов или ребенка. Фактически это основа именно человеческих — очеловеченных веками чувств, основа нормальных — подчеркиваю, не особых, а нормальных, наших отношений. К семье, к природе, труду или обществу».

Художник-педагог

Деятельность Б. Неменского художника на протяжении пятидесяти лет неразрывно связана с деятельностью Б. Неменского педагога. В 1957 г. он начал свою преподавательскую деятельность в МГПИ им. В.И. Ленина, а с 1966 г. преподает на художественном факультете ВГИКа. За эти годы Б.М. Неменский воспитал целую плеяду интереснейших самобытных художников. Среди них А. Акилов, М. Абакумов, В. Балабанов, А. Бедина, В. Брагинский, Г. Гусейнов, В. Чумаков, А. Петров и др. Борис Михайлович является творческим руководителем художественного факультета Университета Российской академии образования, директором Центра непрерывного художественного образования в Москве.

Более тридцати лет назад появилась в общеобразовательной школе программа Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Художник убежден, что обычная грамотность в любой области, даже художественной, является лишь свидетельством овладения определенным уровнем ремесла, что, как показывает практика, совсем не гарантирует духовного развития и духовного богатства человека. Новая программа впервые рассматривала искусство какподлинный путь воспитания личности. Б.М. Неменский впервые провозгласил важность художественного воспитания в системе общего школьного образования чувств ребенка — до этого эмоционально-чувственная сфера оставалась уделом внеклассной деятельности школьников. Общение с искусством вне эмоций невозможно (это касается и художника, и зрителя), поэтому искусство формирует личностное отношение человека к миру. «Эмоции человека — это та почва, на которой прочнее всего закрепляются убеждения и привычки, и особенно прочным — на всю жизнь — оказываются приобретенные в детстве, отрочестве, юности, ибо именно в это время мировосприятие человека наиболее эмоционально». Поскольку эмоциональная память намного сильнее рациональной, именно через искусство наиболее успешно может проходить освоение ребенком социального опыта, содержание которого активно влияет на формирование мировоззрения человека.

«Свой путь мы можем и должны мерить… будущим. Сравнивать свои дела мы должны не с тем, что было, а с тем, что должно быть. Ведь будущему нужно, чтобы не только большинство, — а весь народ, до единого человека был приобщен к культуре, к духовному богатству и мудрости, веками накопленным в искусстве», — так видит цель искусства художник, педагог, философ Борис Михайлович Неменский.

Предложенный материал был с успехом использован в работе с учащимися 5-х классов на уроках ИЗО, посвященных раскрытию темы Великой Отечественной войны в станковой живописи. Знакомство детей с творчеством Б.М. Неменского как художника-фронтовика и как автора программы, по которой они обучаются пять лет, оказывает сильное эмоциональное воздействие.

Литература

Дмитриева Н.А. Борис Михайлович Неменский. — М., 1971.
Неменская Л.А. Борис Неменский. — М.: Белый город, 2005.
Неменский Б.М. Доверие. — М.: Молодая гвардия, 1984.
Неменский Б.М . Мудрость красоты. — М.: Просвещение, 1987.
Неменский Б.М . Познание искусством. — М.:. Изд-во УРАО, 2000.
Неменский Б.М . Распахни окно. — М.: Молодая гвардия, 1974.