Материалы из архива В.Н. ПОЛУНИНОЙ,
руководителя детского центра традиционной отечественной культуры, Москва
Подготовила Анна ЧЕПУРНОВА,
ЦНХО
Статья оформлена детскими рисунками
ГЕОРГИЮ ПОБЕДОНОСЦУ ПОСВЯЩАЕТСЯ
Учителя, работающие в системе дополнительного образования, для проведения праздника «День Победы» могут воспользоваться опытом «Клуба юных москвичей».
День Победы в Клубе юных москвичей с юбилейного 1995 года начинают праздновать 6 мая, в день святого Георг ия Победоносца.
Гостей встречают хлебом-солью, музыкой военных лет и большой выставкой рисунков, расставленных во дворе под купами буйно расцветших кустов черемухи. Этот весенний праздник — один из древних и любимых на Руси. Ветераны рассказывали, что залпы войны стихли именно в этот день: армия торопилась завершить ратное дело ко дню рождения своего легендарного маршала Георгия Жукова, рожденного в день святого Георгия, хотя капит уляция фашистов завершилась действительно к 9 мая.
Ярко высвеченные солнцем Георгии на рисунках детей победно скачут среди куртин с золотистыми одуванчиками, и кажется, что цветы становятся частью композиции, рассказывающей про древнее солнечн ое божество. Серия детских рисунков, посвященных Георгию Победоносцу, участвовала в выставке на празднике «День Москвы в год Победы» в 1995 году.
Хранилище культуры
В имени Георгий (так звали покровителя русского воинства) живет землепашец и заступник, как в двух однокоренных словах: ратай — пахарь и ратник — воин. В этом многозначии образа — надежда и вера в справедливую победу Добра над Злом. Поиски образов добрых заступников, побеждающих зло, помогают проникнуть в глубины истории искусства разных народов мира. Каждую тему конкретного цикла занятий мы пытаемся рассмотреть в ее историческом развитии, в связях с историей мировой культуры.
На первых страницах Священного Писания мы встречаем змея-искусителя, который всегда будет «жалить в пяту» и которого будут «разить в голову». Так определился извечный смысл нравственной борьбы добра со злом, света с тьмою. Кто же не помнит с детства о подвигах былинных богатырей, добрых заступников, змееборцев Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки?..
В.Я. Пропп в известном труде «Исторические корни волшебной сказки» посвящает исследованию мотива змееборства целую главу. Змей, по словам автора, одна из наиболее сложных и неразгаданных фигур мирового фольклора и мировой религии: «Змееборство в развитом виде встречается во всех древних государственных религиях: в Египте, Вавилонии, античности, в Индии, в Китае. Оно перешло в христианство, было канонизировано католической церковью... Но мотива змееборства нет у народов, еще не образовавших государства... Мотив змееборства возник не как новый мотив, а развился из других, бывших до него. Например, из мотива поглощения — части обряда инициации-посвящения… Сказка отражает все этапы развития мотива змееборства. Сказка вновь предстала перед нами как драгоценный источник, как драгоценное хранилище давно исчезнувших из нашего сознания явлений культуры».
Народное декоративное искусство, подобно волшебной сказке, является драгоценным источником для реконструкции представлений наших предков. В нем тоже можно встретить образы змееборцев-заступников. Мощный, выполненный из елового корневища конь-охлупень венчает кровлю крестьянской избы, выступая защитником-оберегом рода. И народная игрушка донесла до наших дней древние образы солнечных коней. Не случайно в русских гербах на копейках-монетах изображался «ездец», позже всадник с копьем. Со времен Дмитрия Донского всадник с серебряным копьем стал гербом Московии, а при Петре I этот всадник назван Георгием Победоносцем. Сегодня он — часть герба Москвы.
Поиски сюжетов о змееборцах принесут детям новые удивительные открытия. Знакомые сюжеты можно увидеть в петроглифах неолита (нового каменного века), в росписях и рельефах Древнего Египта, в скульптуре и вазописи античной Греции, на рунических камнях германо-скандинавского эпоса, в искусстве миниатюры Ирана, Китая Японии, у мастеров итальянского Возрождения: Уччелло, Мантеньи, Тинторетто, Рафаэля. Словом, на всем протяжении истории людям приходилось, да и сегодня приходится делать свой выбор, бороться, а в счастливых случаях и побеждать зло. Свидетельство тому — памятники древнего и современного искусства (например, скульптура З. Церетели, отлитая из металла уничтоженной ракеты и установленная в Нью-Йорке, у здания Организации Объединенных Наций).
Работа по теме
Начинать изучение с детьми темы «Святой Георгий» следует с чтения житийной литературы, рассматривания древних икон, затем можно выполнить коллективную ком позицию, где в среднике гарцует на белом коне святой Георгий, а на 14 клеймах, как на новгородских иконах XIII – XIV вв., рассказывается о муках, которые претерпел он за веру. Дети могут нарисовать и «двойное чудо» — спасение святым из сарацинского плена мальчик а, названного в его честь.
В дополнение к этой теме, расширяя представления детей, можно рассмотреть коллекцию народных игрушек «конный ряд», где каждая лошадка, иногда со слившимся с ней всадником, представляет художественный промысел своего края. Маленькие дети трех-четырех лет рисуют их великолепно, чувствуя и выявляя в рисунках значительность и монументальность, традиционно сохраненные с давних времен народными мастерами. Дети шести лет, щеголяя умением угадать, «откуда прискакали кони», наперебой перечисляют места промыслов: Сапожок, Филимоново, Дымковская слобода, Городец, Абашево. Запомнили, потому что поиграли — поговорили с игрушкой, вылепили похожую из пластилина, нарисовали так, чтобы особенности рисунка были связаны с цветом, графикой, пластикой, традиционным образным содержанием промысла. Таким образом составилась интересная серия — предыстория нашего героя в русском изобразительном фольклоре: радостная, простодушная, солнечная...
Затем следует работа по составлению маршрутов прогулок по городу в поисках встреч с именем святого Георгия. Искать надо в городе, на картах, в книгах, старых альбомах, собирать в общую копилку по капельке… Дети выполняют серию рисунков или маленьких графических набросков, наклеенных на спичечные коробки либо на круглые картонки с продетой булавкой, которые можно расставлять или накалывать на карту Москвы ( форма работы по закреплению узнанного). Ребята могут обойти храмы Святого Георгия XVI – XX вв. в Москве и попытаться соотнести их с историей развития русской архитект уры, выделить черты, характерные для архитектурных стилей, научиться рисовать быстрые наброски с этих памятников, стремясь почувствовать и выявить в рисунке их образное содержание. Рассматривая пейзажи с архитектурными памятниками, исторические картины худ ожников, дети учатся символическому мышлению, колористике у иконописцев, мастеров народной росписи, слушают муз ыкальные и литературные записи... После такой работы уже можно рисовать свои композиции — итог многих занятий и разнообразных впечатлений от встреч с древн ими и современными произведениями искусства.
Пешеходный маршрут
Пешеходный маршрут «Памяти свят ого Георгия. Прогулки по Москве» мы советуем начинать с Тверской площади, от памятника основателю Москвы князю Юрию (тоже Георгию) Долгорукому.
Теперь на фронтоне Городской думы Георгий Победоносец сияет
позолотой на гербе Москвы, установленном 3 сентября 1995 г.
Спустимся затем по Тверской до Георгиевского переулка, названного так по имени монастыря, находившегося там с XIV в. Сохранившиеся от XVII в. палаты бояр Троекуровых, как и картины А. Рябушкина, помогли нам на листе «В Георгиевском переулке» воссоздать уголок Москвы XVII в.
Пройдя переулок, выйдем через улицу Лубянку в проезд Серова. Там расположена церковь Святого Георгия в старых Лучниках. О значении слова «Лучники» много спорят, и на детском рисунке — пять его версий. Больше других детям нравится вариант Лучники-Лушники-Лужники, поэтому на листе изображено звонкое солнечное майское утро первого выгона скота в луга 6 мая (23 апреля по ст. стилю), в день Егория Вешнего. Гнали скотину вербными веточками, сбереженными в красном углу избы к большому празднику в крестьянской жизни, с иконами, просили-заклинали Егория сохранить скотинку от зла — волков, медведей и другой напасти. В этот день начинался цикл крестьянских трудов, завершавшийся уже в преддверии зимы на Егория-Юрия осеннего, когда работникам разрешался переход к другому хозяину (при Борисе Годунове он был отменен, отсюда и поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»). Теперь, продумывая композицию с храмом, мы будем выбирать время года.
От церкви Святого Георгия в старых Лучниках спустимся к замечательному храму, что на Псковской горке в Московском Зарядье. В этом храме XVII в. сохранились сюжеты жития святого Георгия. За рекой, на острове, — церковь Святого Георгия в Ендове. Это тоже прекрасный памятник московской архитектуры XVII в., украшенный окнами с неповторяющимися наличниками. Праздничный, нарядный...
Далее наш путь по древней Ордынке, к храму Святого Георгия на Всполье. И мы выбираем колорит поздней, тревожной осени, когда на полях — снежная поземка, а святой Георгий с воинством охраняет городскую заставу древней Москвы...
Оставив свои цветы у Вечного огня на могиле Неизвестного солдата, выйдем на площадь к конному памятнику скульптора О. Клыкова герою войны маршалу Георгию Константиновичу Жукову. Мы обойдем памятник, как и положено смотреть скульптуру, вокруг, обратим внимание на позу всадника, на его лицо, попытаемся пережить состояние маршала, принимающего Парад Победы и... выйдем на Красную площадь, подобно солдатам в известных всему миру кинокадрах о Параде Победы. Остановимся там, где были брошены ими двести знамен и штандартов побежденных фашистов...
Постараемся и в облике Кремля — его мощных стенах, башнях с машикулями и стрельнями, в шлемовидных куполах соборов, в колокольне Ивана Великого — увидеть богатыря-заступника... Представим себе, как вписывался в килевидную арку на Спасской, бывшей Фроловской, башне каменный рельеф Георгия Победоносца работы архитектора и скульптора XV в. Василия Ермолина (ее фрагменты мы видели в Третьяковской галерее). В стенописи Успенского собора мы встретимся с изображением святого Георгия на колонне в полный рост, а на иконе XII в. — по пояс. Но, конечно, особенно интересно будет побывать в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, в зале русской воинской славы, где можно увидеть рельефное изображение Георгия Победоносца и списки кавалеров его ордена, среди которых имена А. Суворова, Ф. Ушакова, П. Нахимова, М. Кутузова и многих других.
Прогулки мы завершаем на Поклонной горе, где в конструкции храма Святого Георгия просматривается связь с храмом-колокольней XVI в., что в Коломенском...
На рисунках детей, которые они делают по окончании наших прогулок, представлены все основные памятники Москвы, посвященные Георгию Победоносцу. Из этих рисунков, можно составить ряд «Из истории русской архитектуры XVI –ХХ вв.».