Ольга ОСТРОВСКАЯ
Портрет солдата
Практическая работа
Тема: «Защитники родины», «Солдаты, не пришедшие с войны»
Задачи: на основе восприятия произведений живописи, кино и фотографий изобразить по представлению собирательный образ солдата; научиться элементарно передавать пропорции и строение головы, выделяя характерные черты лица; умело использовать художественный материал в работе над портретом.
Материалы: гуашь или пастель по выбору учителя.
Зрительный ряд: репродукции портретов солдат, фотографии, принесенные детьми, видеофильм.
Музыкальный ряд: песни военных лет.
Время работы: 2–4 часа.
Слово учителя
В произведениях советских художников вы увидели, какой ценой отстояли независимость нашей родины воины Советской армии, каким тяжелым испытаниям подверглась наша многострадальная родина. Весь народ поднялся на борьбу с врагом: русские и украинцы, белорусы и евреи, татары и казахи, грузины, армяне... Все поднялись на священную войну с немецкими захватчиками, пытавшимися поработить народы Европы, уничтожить наш народ и нашу культуру.
На фоне песни-призыва «Вставай, страна огромная!» идет видеофильм о войне (5–10 мин.) и показ серии репродукций и портретов воинов Советской Армии.
В. Мухина. Портрет полковника Б.А. Юсупова.
Расскажите о чувствах, которые вы испытали, слушая музыку и просматривая видеофильм.
Вы будете делать живописный портрет солдата. В работе над этим портретом очень важно понять, почувствовать тот образ, который вы будете рисовать.
Рассмотрите фотографии, которые вы принесли. Расскажите, кто он, этот воин, в каких войсках служил, чем он вам дорог? (Заслушиваются краткие рассказы детей.)
К зиме 1941 года фашисты оккупировали Прибалтику, Белоруссию, Украину, подошли к Ленинграду и Москве. В первые месяцы войны было убито 850 тысяч человек, 1 миллион попал в плен. Яростно сражались наши воины, но силы были неравные. На защиту Москвы встали бывшие школьники.
Походите по Москве, загляните во дворы московских школ в центре города, найдите мемориальные доски, памятники (памятник медицинским работникам, памятник Зое и Александру Космодемьянским, школа № 101).
Штыки от стужи побелели,
Снега мерцали синевой,
Мы, первый раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой.
Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет.
И. Ильин
Выбор темы
Теперь, когда сложился образ воина-борца за свою родину, можно начинать работу над портретом.
Предлагаются темы:
«Защитник родины» — портрет солдата или офицера разных родов войск, медсестры или военного врача.
«Солдаты, не пришедшие с войны» — это портрет-память.
Памятник воинам-медикам. Скульптор А. Кербель, архитектор Б. Тхор. 1972
Живописный портрет — тема очень сложная. Надо не только выбрать героя (персонаж), но и передать свое отношение к нему, поэтому предлагается нарисовать не просто портрет, а портрет-образ, где надо передать в выразительном облике настроение, состояние героя.
Порядок работы
Учиться писать портрет непросто, часть работы выполняется вместе с учителем, часть — самостоятельно.
Выбирается материал и формат бумаги. В большом формате работать долго и трудно. Здесь не нужны большие поля фона, достаточно листа А4. Материал по выбору учителя — гуашь или пастель (осваивается техника работы).
На первом этапе — построение лица ведется вместе с учителем.
а) Определяем форму головы, делаем набросок (голова — плечи).
Сначала ученики на ощупь изучают свою голову, лицо, затылок, шею, плечи. Определяют овал головы. . Учитель на доске или листе бумаги делает наброски нескольких овалов — округлых, удлиненных, рубленых форм.
б) Определяем детали лица, их расположение и пропорции, размечаем их. Вместе с учителем делается разметка расположения прически, глаз, носа, губ. Выполняются 2–3 маленьких наброска. По одному из них выполняется карандашный рисунок будущего портрета: овал головы, шея, плечи.
Второй этап — подмалевок.
По рисунку кистью надо прописать волосы и головной убор. Затем сделать подмалевок лица и шеи гуашью, плоской кистью.
Учитель на листе бумаги показывает приемы работы.
Ученикам обычно бывает трудно найти краски для лица. Можно посоветовать сделать смесь белил с английской красной, попробовать цвет на поле рисунка. Добавляя белила и цвет, ученики могут выбрать нужный цветовой тон. Пока подмалевок лица будет подсыхать, можно прописать фон и одежду.
По подсохшему подмалевку сделать разметку частей лица. Набрать на кисть немного краски чуть темнее подмалевка и разметить: линии глаз по верхнему веку, под носом и по средней линии губ. (Эта часть работы проводится вместе с учителем, чтобы не было серьезных ошибок. Обучение на этих этапах работы поможет учащимся успешно написать портрет.)
Третий этап — создание образа. Самостоятельная работа.
Теперь учащиеся будут создавать свой образ, ориентируясь на вопросы, написанные на доске.
— Кто он, ваш герой? Каков его возраст?
— В каких войсках он служил и в каком звании?
— Чем он вам дорог?
Во время работы ученики могут рассматривать фотографии, принесенные из дома. На доске можно разместить ряд репродукций.
Учитель . Всмотритесь внимательно в лица на фотографиях и репродукциях. Продолжайте работу над портретом. Надо проложить тени, уточнить форму носа, глаз, губ. Подумайте над особенностями и выразительностью лица.
Памятник журналистам - военным корреспондентам. Скульптор А. Кербель, архитектор Е. Розанов, 1990
Защитники родины — слайд-фильм.
Есть в русском офицере обаянье,
Увидишься — и ты готов за ним
На самое большое испытанье
Идти сквозь бурю, сквозь огонь и дым.
Он как отец — и нет для нас дороже
Людей на этом боевом пути.
Он потому нам дорог, что он может,
Ведя на смерть, от смерти увести.
Н. Бут. Письмо матери.1958
В. Неменский. Машенька. 1956
Многие не вернулись с войны: офицеры и солдаты, врачи и медсестры, летчики, моряки, танкисты...
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему, как мавзолей, земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.
Г. Коржев. Солдат. Из цикла "Опаленные огнем войны". 1957-1960
Вот человек — он искалечен,
В рубцах лицо, но ты гляди
И взгляд испуганно при встрече
С его лица не отводи.
Он шел к Победе, задыхаясь,
Не думал о себе в пути,
Чтобы она была такая;
Взглянуть — и глаз не отвести!
Живым поверка. Павшим слава.
Салютов гром и тишина.
Победу празднует держава.
Надев цветы и ордена.
Но только мальчики с портретов,
Как много лет тому назад,
Не увидавшие Победы,
Со снимков в траурных багетах
На матерей одни глядят.
С. Орлов
Продолжение работы над портретом. Здесь помощь учителя не нужна. Дети все внимание обращают на создание образа. В конце работы необходимо помочь каждому индивидуально.
Учитель . Вы работали над очень важной темой. Думали, старались, переживали. Посмотрим, что получилось!
Детские работы
— Какие из работ вам показались наиболее выразительными, как автору удалось это сделать? (Коллективное обсуждение.)
— Как вы думаете, почему мы вновь и вновь возвращаемся к теме Великой Отечественной войны? Почему она и до сих пор нас волнует?
— Никогда не надо забывать, сколько горя приносит война, как она жестока.
— Расскажите, кто хочет, о своей работе.
К портретам можно добавить словесное описание, подобрать стихи. Из них можно сделать альбом для школьного музея.