Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2007

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

В е л и к а я   о т е ч е с т в е н н а я   в о й н а

Татьяна КЛЮЕВА,
заведующая учебно-методическим отделом
ГОУ ДПО Центра НХО

И помнит мир спасенный…

Урок изобразительного искусства

Г. Шегаль. Медсестра (В свободную минуту). 1945

Б. Щербаков. Портрет лейтенанта С.Н. Танюшина. 1943

С каждым годом все дальше в глубь истории уходит от нас Великая Отечественная война, подрастает поколение правнуков участников тех событий. Уже поднимает голову волна неофашизма, так как люди утрачивают ПАМЯТЬ.

Память! Как она необходима людям — священная и справедливая народная память. Без памяти о героях, ценой своих жизней подаривших нам мирную жизнь, нельзя идти вперед. Все люди должны из поколения в поколение, как драгоценную реликвию, с гордостью за своих отцов и дедов передавать благодарную память о героях той войны, которые спасли человечество от ужасов фашизма.

Почему же сегодня мы так часто сталкиваемся с неуважением к ветеранам? Да и вообще сейчас очевиден дефицит уважения к пожилым людям и просто дефицит культуры. Наверное потому, что нарушена система преемственности поколений.

Основной системообразующей функцией обучения всегда была передача молодым поколениям содержания социальной культуры для ее воспроизводства и развития. Без этого никакое общество развиваться и сохраняться не может. Система передачи социального опыта существовала во все эпохи. Она была растворена в повседневной жизни — в труде, праздниках, ритуалах. Человек становится личностью именно в меру овладения социальным опытом. К сожалению, в деле передачи социального опыта огромную роль приобрели масс-медиа, которые оказались действеннее в формировании вкусов, желаний и приоритетов у молодого поколения, нежели семья и школа. Сопереживание и сочувствие вытесняются прагматизмом и холодным расчетом одиночки. Страшно, когда спит эмоциональная половина разума. Этот «сон разума» превращает людей, даже очень грамотных и компетентных, в подлинных чудовищ. И чем они грамотнее, тем могут оказаться страшнее и подлее.

Именно поэтому особо значимой сейчас становится необходимость передачи детям эмоционально-ценностного отношения к миру. Сопереживанию нужно учить, способность эту — формировать в процессе обучения. Весь огромный опыт человеческих чувств складывался, сохранялся и передавался новым поколениям с помощью искусства. Этот опыт не передается по наследству, он социален. Примеры очеловеченности чувств можно брать из любой деятельности: крестьянского, художественного, научного труда, из опыта трагических дней войны и стихийных бедствий, из тихих будней повседневного подвига матерей… Решение именно этих задач — главное на уроках искусства в школе. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предоставляет учителю широкий спектр возможностей для художественного развития ребенка — именно от чувств к чувствам.

Так, в четвертом классе дети начинают изучать искусство разных народов. «Каждый народ — художник» — название темы года в программе «Изобразительное искусство и художественный труд». Дети знакомятся с разнообразием культур, богатством представлений народов о красоте явлений жизни и конечно же самого человека. Дети обучаются изображать человека в соответствии с целостным представлением о своеобразии образа представителя определенного народа. В каждой культуре существуют свои традиции изображения человека, нет и не может быть единой схемы. Конечно, существуют общие закономерности пропорций, движения фигуры, но представления о красоте, внешнем облике, манере держаться очень разные. Дети осознают, что разнообразие художественных культур — это прекрасно.

«Искусство объединяет народы» — тема 4-й четверти. В этой четверти задачи меняются — у детей формируются представления о едином для всех народов понимании красоты, которая раскрывается в прекрасных, благородных поступках людей, в добром отношении к людям. Такую красоту, в отличие от внешней, называют духовной красотой. Она раскрывается в тот момент, когда человек совершает что-то во имя людей, во имя их радости и счастья, во имя родины. Поэтому искусство помогает людям разных народов понимать друг друга, объединяться в радости и в горе.

Уметь видеть и понимать чувства других людей как свои собственные делает человека сильным и добрым, духовно богатым. Именно это свойство души — умение сопереживать — называется человечностью. Этим чувствам и посвящено содержание четверти.

Изображение человека здесь выходит на новый уровень, перед детьми ставятся новые эмоционально-образные задачи. Поэтому большое внимание учитель должен уделить восприятию произведений искусства. Это достаточно сложно, так как произведения, которые демонстрируются детям, непросто объяснить словами, великие произведения воздействуют на зрителя средствами своего искусства. Задача учителя — создать условия для творческого напряжения ребенка, содействовать активности его восприятия, а также желанию выразить собственные переживания в своих практических работах на темы: «Все народы воспевают материнство», «Все народы воспевают мудрость старости», «Сопереживание — великая тема искусства», «Герои, борцы и защитники». Можно предложить детям выполнить диптих на тему «Ветераны», изобразив своих дедушек и бабушек (прадедушек и прабабушек) такими, какие они сейчас, и теми молодыми фронтовиками, какими они были в годы Великой Отечественной войны.

Тема: «Диптих «Ветераны»

Оборудование. Гуашь, кисти, бумага, фотографии пожилых ветеранов и фронтовые фотографии, репродукции картин: Рембрандт. «Портрет матери», «Портрет старика в красном», «Возвращение блудного сына»; Д. Гирландайо. «Портрет старика с внуком»; М.И. Самсонов. «Сестрица»; Н.Я. Бут. «Письмо маме»; Л.Я. Тимошенко. «Гвардии лейтенант Иванов»; П.Д. Корин. «Портрет маршала Г.К. Жукова», В.В. Иванов. «Медаль за отвагу»; Л.Ф. Голованов. «Гвардии старший сержант Дроздов»; Б.В. Щербаков. «Портрет лейтенанта С.Н. Танюшина»; Б.М. Неменский. «Машенька», «Дыхание весны»; Г.М. Шегаль. «Медсестра»; Г.М. Коржев-Чувелев. «Облака 1945 года», «Мать».

Накануне этого урока нужно побеседовать с детьми на тему, есть ли у них в семье участники Великой Отечественной войны и что дети знают о своих ветеранах. Есть ли в доме фронтовые фотографии дедушек и бабушек (прадедушек и прабабушек), и если есть, то попросить детей принести и их современные фотографии.

На уроке учитель рассказывает о том, что в 1941 году на нашу родину вероломно напали фашисты. Весь народ поднялся на защиту своей страны от фашистской чумы. Нынешние ветераны, в те годы совсем юные, уходили добровольцами на фронт. Любая война — это огромное испытание для народа. Война — это разрушение, смерть, голод и унижение, это тяжелейший ратный труд каждый день, каждый час, в любую погоду. И все же война — это не конец жизни. Даже на войне люди оставались людьми — они жили: смеялись и плакали, тосковали и радовались, ненавидели и влюблялись, женились и рожали детей. На фронтовых фотографиях мы видим молодые, красивые, серьезные и веселые лица.

Отечественная война — это школа мужества и героизма для защитников своей родины. Наши ветераны с честью вынесли все испытания войны и подарили нам победу. Четыре долгих и страшных года, метр за метром, в тяжелейших кровавых боях они отвоевывали у врага свою землю и мечтали дожить до победы. Поэтому так светятся радостью глаза ветеранов в День Победы — 9 мая. Это радость со слезами на глазах, потому что они вспоминают своих друзей и родных, которым не довелось дожить до этого дня.

Дети рассматривают и обсуждают репродукции картин с изображением военных будней и портреты молодых бойцов, пытаются рассказать о чувствах изображенных героев, обращая внимание не на внешнюю красоту, а на красоту души, которую сумел передать художник при помощи выразительных средств: линии, цвета, композиции и пр. Внимательно рассматривают военную форму той поры, подмечая детали. После этого всматриваются в фотографии пожилых людей. Красоту старости все люди видят в мудрости, которую человек приобретает, пройдя трудную, долгую жизнь. Только в преодолении трудностей, в борьбе со злом рождается истинная доброта. Прекрасен закат жизни, освещенный этими высокими нравственными качествами.

Перед началом практической работы учитель обращает внимание детей на различие в пропорциях лица пожилых и молодых людей. У пожилых людей тяжелеют и укрупняются нос и подбородок, утончаются губы. От болезней могут ввалиться рот и глаза, тяжелеют веки. Морщинки паутинкой покрывают лицо — это время, усердный пахарь, оставляет на лицах стариков свои борозды. Седина выбеливает волосы. Но внимательные, добрые глаза — это то самое зеркало, в котором мы видим красивые души наших ветеранов. При работе над портретом пожилого человека для художника имеет огромное значение изображение лица и рук. На них запечатлены следы прожитой жизни. Всматриваясь в лица и руки старых людей, ребенок научится быть внимательнее к ним, лучше их понимать, уважать и любить.

Дети выполняют два портрета: молодого дедушки (бабушки) на дорогах войны и портрет его (ее) сегодняшнего — пожилого человека, ветерана Великой Отечественной войны. По окончании работы дети с учителем рассматривают и обсуждают выполненные работы, готовят выставку.

 Детские работы учащихся школы №913 ЮВАО, г. Москва

Эта работа может быть выполнена и графическими материалами.

Как правило, после этой работы дети расспрашивают дома родителей и старших членов семьи о событиях военных лет, узнают семейные истории той поры, интересуются жизнью старшего поколения и пытаются проявить заботу по отношению к ним.

К Дню победы устраивается выставка, и школьники приглашают ветеранов и членов своей семьи. Демонстрируя свои работы, дети с гордостью рассказывают о героях своих портретов, об их ратном труде в период Великой Отечественной войны. Эти минуты незабываемы для всех участников встречи, именно такие моменты жизни объединяют поколения.