Есть некоторая странность, хаотическая взубодараженность в «Полуденном пейзаже» Андре Дерена (1927). Хотя он и лишен остроты геометризаций его кубистических вещей, внутреннее напряжение и даже трагизм хорошо ощущаются в этом холсте с его темноватой цветовой гаммой, специфической системой упрощений. Грустная девушка с большими глазами в зеленом одеянии и в голубом платке, с розой в руках, предстает на картине «На улице» (1927). Ее автор — Моис Кислинг, живший в Париже в 1910–1920-х гг. Художник сумел создать очень выразительный образ, овеянный духом постимпрессионизма, «магического» реализма.
Эти произведения можно увидеть на выставке «У нас в гостях иностранцы» из собрания галерей Ravenscourt и частных коллекций. В галерее «Новый Эрмитаж» представлены живописные и графические работы, скульптура и произведения декоративно- прикладного искусства. Выставка дает редкую возможность познакомиться с никогда не выставлявшимися в Москве творениями крупнейших западноевропейских мастеров.
Эмиль Отон Фриез. Натюрморт с керамикой. 1935
Вот опознавательный знак выставки, ее эмблема — роскошный «Натюрморт» (1908) Луи Вальта, которого называют предтечей фовистов. Его ранние фовистские полотна оцениваются в 375 тысяч долларов. «Натюрморт», возможно, и не столь пылок и яростен по цветовым сочетаниям, как холсты его более радикальных собратьев-«фовистов», но здесь уверенно выявлены экспрессивные возможности чистого цвета. Вальта увлекался разными художественными течениями (импрессионизм, пуантилизм), искусством Ван Гога, художников группы «наби», прежде чем нашел свой язык. Два его поздних пейзажа на выставке — более традиционные, условные, но и в них чувствуется обаяние. Все указанные выше работы, как и многие другие, находятся в коллекции британских галерей Ravenscourt.
Иммануил Мане-Кац. Тележка с цветами. 1950
Чудный пейзаж «Рыбаки» (1909) выдающегося художника наивного стиля Анри Руссо вряд ли написан с натуры. Это скорее впечатления от природы, воспоминания о ней, глубоко переосмысленные. Прозрачная листва в духе Ватто, величественные деревья кажутся застывшими, полными значения. Фигуры воспринимаются как знаки. Но как тонко всё уравновешено, с каким безупречным вкусом найдены цветовые соотношения!
Фернан Леже стремился вернуть керамике ее монументальный характер. Его броские лаконичные рельефы хорошо вписываются в любой домашний интерьер (представлены три рельефа из частных собраний). Он изобрел в рельефах оригинальный прием — игру чередующихся выемок и выпуклостей, подчеркнутых черными кругами. Это усилило созданные художником фигурные или абстрактные формы и позволило ему, по его словам, «закладывать солнце в… керамические работы, но так, чтобы рельефы при этом оставались воздушными».
«В момент утраты пластических ценностей, кризиса искусства, обнаружившегося на Второй Московской биеннале, важно обратить внимание на истоки современного искусства, истинные пластические ценности, — говорит Валерий Александрович Дудаков, один из организаторов выставки, председатель Клуба коллекционеров. — Вторая цель выставки — обратить внимание отечественных коллекционеров на западноевропейское искусство ХХ века». И представленные произведения убедительно иллюстрируют эту позицию.
Борис Анисфельд. Прошлая слава. 1953
«Я забочусь не о красоте, а о выразительности», — говорил трагический «живописец ночи» Жорж Руо. Ощущениями тоски, разочарования, неуверенности проникнута его картина «В пригороде» (1913), на которой изображена одинокая пара.
Анри де Сегонзак, ведущий французский живописец и гравер ХХ в., — мастер портретной и пейзажной гравюры. Его прозвали «неореалистом» и «неоклассицистом». Именно в 1920-е гг. он создал самые значительные картины, использовал густые мазки и ограниченную палитру, как в «Зимнем пейзаже с мостом». А маленькая акварель «Лесное озеро» (1940) Эмиля Нольде была написана на японской бумаге в Зебюлле, в период, когда гестапо запрещало ему писать картины.
Помимо знаменитых мастеров (интригующая картина «Воздушный шар над Понтуазом» (1923) Мориса Вламинка, гибкая и пластичная по письму бронзовая скульптура «Поцелуй» (1898) Огюста Родена), на выставке представлены работы менее известных широкой публике художников, своеобразно развивавших фовистские, кубистские, экспрессионистические, неоклассицистические традиции, — Отто Меллер, Мартель Швихтенберг, Жорж де Эспанья, Ян де Клерк, Роже Бисье, Людвиг Бок.
В картине Андре Лота «Обнаженная под деревом» (1920) уживаются классические и кубистические традиции, что проявляется в композиционном и цветовом решении, в декоративной геометризации.
Давид Бурлюк. Крымский пейзаж. 1956
Еще одна любопытная грань выставки — показ работ русско-еврейских художников с нелегкой судьбой, оказавшихся за границей, — таких, как очень яркий и своеобразный Иммануил Мане-Кац из Кременчуга, умерший в Тель-Авиве, или блистательный скульптор Хана Орлова, родившаяся на Украине и умершая в Израиле. Она училась в Русской академии в Париже, которую посещали Пикассо, Шагал, Модильяни. Орлову, большого мастера портрета, интересовали яркие эмоции, глубины человеческого характера. Удачный пример — бронзовая «Женская голова» (1946), с обостренным чувством формы, с оригинальной системой деформаций, в которой остро схвачен характер модели.
Обычному зрителю выставка «У нас в гостях иностранцы» открывает новые грани в истории европейского искусства первой половины ХХ в., а для начинающих коллекционеров является наглядным уроком на тему, как собирать такие произведения, на что обращать особое внимание. В истории искусства прошедшего века еще много неисследованных страниц, появляются новые имена и часто происходит переоценка казавшихся незыблемыми явлений. Выставка еще раз убеждает в этом.
Весьма плодотворным оказалось сотрудничество галереи «Новый Эрмитаж» с британскими галереями Ravenscourt (существуют с 2001 г.), успешно работающими с модернистским искусством, показавшими московским зрителям раритеты из своих собраний.