Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2007

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Н е т р а д и ц и о н н ы й  у р о к

Елена Ноздрякова,
учитель лицея № 1575, Москва

Тема: «Заря Нового времени — Ренессанс»

Разработка урока для учащихся 10-го класса

Задачи урока
Учебная: дать возможность учащимся выработать свое представление об основных характерных чертах культуры эпохи Возрождения, актуализировать имеющиеся представления о культуре Средневековья.
Развивающая: формировать навык целеполагания, развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся: умение сопоставлять факты, проводить сравнительный анализ, обобщать и делать выводы.
Воспитательная: воспитывать способность работать в коллективе, умение слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, приходить к согласию и выработке группового мнения.

Содержание урока

Эпиграфы:
1) «Любовь к ней (Лауре), несомненно, побуждала меня любить Бога» (Франческо Петрарка).
2) «Глаз обнимает красоту всего мира» (Леонардо да Винчи).
Вопрос урока:
— Ренессанс — это этап Средневековья или новая эпоха с изменившимися ценностями?
На доске:
Renessanse («Возрождение»)
«Цепочки эпох»: Средневековье (V–XVI вв.) — Новое время (XVII в. и далее) или Средневековье (V–XIV вв.) — Возрождение (XIV–XVI вв.) — Новое время (XVII в. и далее)?
Вспомогательные вопросы:
— Изменилось ли и как отношение человека к Богу? К самому себе и своему месту в мире, к своим целям в жизни?
— Отразились ли и как мировоззренческие позиции на архитектуре, скульптуре, литературе, музыке?

Ход урока

1. «Жеребьевка» при входе, рассаживание по группам.
2. Заполнение группового листа: номер группы, фамилии участников.
3. К стенду с иллюстрациями вызываются два ученика. Задание: разделить представленные вперемешку иллюстрации на две группы и выложить на стенде отдельно (внизу) то, что относится к Средневековью, выше — те иллюстрации, что к нему не относятся.
Остальные учащиеся в рабочих тетрадях пишут тему, эпиграфы и вопрос урока. Отмечают, что «Ренессанс» переводится как «Возрождение». Проверка всем классом работы у стенда, замечания и дополнения ребят.
4. Работа по группам.
Учитель. Сегодня вы попробуете себя в роли исследователей. Существуют две точки зрения среди культурологов и историков (см. «цепочки эпох» на доске). Ваша задача: определиться со своей групповой позицией и аргументированно ответить на вопрос урока. Для этого мы проведем сравнительный анализ.
Так как легче всего поддается сравнению информация в виде текста, то начнем с прочтения и сравнения шести текстов (листы раздаются). Вам нужно посмотреть, отличаются ли и как тексты друг от друга, в чем эта непохожесть? И разделить на две группы по каким-то признакам, отмечая результат на «групповом листочке».

5. Пока группы работают, учитель раздает для сравнения по паре изобразительных иллюстраций. Обращает внимание детей на вспомогательные вопросы на доске, которые должны помочь разложить свои ощущения «по полочкам». Все выводы письменно фиксируются. На анализ одной изобразительной пары дается 2–3 минуты, затем группы меняются иллюстрациями. По окончании работы все иллюстрации попарно выстраиваются на стенде. Группы имеют возможность еще раз подойти к стенду и окинуть взглядом общую картину, после чего сделать окончательные выводы.
6. Учитель. Вы исследовали примеры из разных видов искусства: архитектуры, скульптуры, литературы. Хочу предложить для полноты картины еще два музыкальных отрывка.
Звучат отрывки, дети слушают, обмениваются впечатлениями, делают выводы, фиксируя их письменно.
7. Учитель. Итак, на ваш суд были представлены различные виды искусства двух исторических эпох. Пришла пора обобщить свои впечатления. Напоминаю задачу: ответьте письменно на «групповых листочках» на вопрос урока: «Ренессанс — этап Средневековья или новая эпоха?» (3–4 минуты. Листочки сдаются.)
8. Учитель. А теперь давайте обменяемся результатами исследования. Каждой группе надо изложить свою точку зрения, привлекая в качестве доказательств эпиграфы урока, представленные памятники архитектуры, литературы, живописи, скульптуры, музыки.
Обмен мнениями групп (все группы приходят к правильным выводам!). Общий вывод.
9. Домашнее задание (также по подгруппам).
1) Создать эмблемы — символы культуры двух эпох (Средневековья — в цвете, Возрождения — в карандашном наброске).
2) Найти и записать «имена эпохи Возрождения» — деятелей из разных областей культуры, чем-либо прославившихся в эту эпоху.

Зрительный ряд для сравнения:
1. Собор Парижской Богоматери (1), замок Мальброк (2) (Средневековье) — собор Санта-Мария дель Фьоре (3), Воспитательный дом (4) (Возрождение).
2. Икона «Оранта» (5), XIII в., Ярославль (Средневековье) — «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи (6) (Возрождение).
3. «Мадонна с младенцем и двенадцатью ангелами» Фра Анжелико (7) (условно Средневековье) — «Святое семейство» А. Бронзино (8) (Возрождение).
4. Мозаика «Император Юстиниан со свитой» (9), VI в., Равенна (Средневековье) — «Портрет Якопо Страды» Тициана (10) (Возрождение).
5. «Богоматерь из группы предстоящих», распятие, деревянная скульптура из Юго-Камска (11), Россия (условно Средневековье) — «Женский портрет» Лукаса Кранаха Старшего (12) (Возрождение).
6. Скульптурная группа «Эккехард и Ута», XIII в., Собор в Наумбурге (13); надгробие сэра Хью Калвли, XIII в., Чешир, Англия (Средневековье) — «Давид» Микеланджело (14); «Надгробие Валентины Бальбиани» Пилона (Возрождение).

(1)   (2)
(3)   (4)
(5)   (6) (7)
(8)   (9)
(10)   (11)   (12)
(13)   (14)

Текстовой ряд для сравнения
(в таблице):

Средневековье: эпос «Песнь о Нибелунгах», рыцарский «Роман о Розе», «Кансона» П. Видаля.
Возрождение: «Декамерон» Боккаччо, «О достоинстве человека» П. делла Мирандолы, «Государь» Н. Макиавелли.

1. О, как я жажду вновь тысячекратно,
С любовью безграничной
Лобзать тебя, припав к груди твоей!..
Когда же ты придешь, чтоб с прежним жаром
Упасть в мои объятья…
Я верю всей душой
Любимому, и нас творец благой
За эту веру впустит в двери рая…

2. Сердце, Донну вспоминая,
О печалях позабыло, —
Без нее же все уныло.
Речь моя — не лесть пустая:
Я не славлю донн подряд:
Нет, хвалы мои летят
К лучшей, созданной землею!
В ней одной искал всегда я
Правды верное мерило.
Жизнь она мне обновила,
Даром песен награждая.
Славных дел свершил бы ряд
За единый только взгляд
Той, что стала мне судьбою…

3. Пускай безумцем назовут,
Но мне мой опыт говорит,
Что сон предчувствие таит.
Вдруг я увидел: со стеной
Зеленый сад передо мной.
В стене и на стене фигуры —
Мощь живописи и скульптуры…
Там рядом с Жадностью другое
Изображенье роковое
Узрел я: Скупости то лик.
О, как страшна, как непригожа!
И той одежде двадцать лет —
Считает худшею из бед
Ведь Скупость платье сшить свое…
Вблизи был зависти портрет…

4. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что в нем есть.
Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам — свободный и славный мастер — сформировал себя в образе, который ты предпочтешь…

5. Надо быть одному, чтобы учредить государство. Основатель Рима, Ромул, заслуживает за убийство брата Рема извинения в силу вышеуказанного правила…
Князья должны передавать другим дела, вызывающие недовольство народа (например, парламенту), а милости оказывать сами…
Князь должен быть всегда готов обернуться в любую сторону, смотря по тому, как велят ветры и колебания счастья, и не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо…
Цель оправдывает средства.

6. На Рейне в Вормсе жили с дружиной короли,
И верность нерушимо вассалы их блюли:
Не изменили долгу герои даже там,
Где смерть им уготовила вражда двух знатных дам.

Музыкальный ряд для сравнения:
Средневековье: «Аве Мария» А. Брукнера (отрывок).
Возрождение: мадригал «Глянь-ка, утро настает!» Т. Морлея.