Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Янина БЕЛОШАПКИНА

Портрет В.Е. Новосильцевой

Федор Рокотов
Портрет В.Е. Новосильцевой
1780. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Конец 1770-х гг. стал для Рокотова качественно новым периодом в творчестве. В числе внешних изменений следует отметить переход от прямоугольного формата к овальному, увеличение полей фона (таким образом, модель удаляется от зрителя). Если раньше художник предпочитал погрудные изображения, то теперь все чаще обращается к поясным. Меняется и стиль живописи. Рокотов начинает писать более плотно, а колорит заметно светлеет и наполняется более холодными тонами Тем не менее излюбленные пепельно-серые и золотистые тона остаются неизменными.
Среди произведений этого периода одним из лучших считается портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой. Долгое время не имелось никаких сведений о личности модели, и в каталогах он значился как «Портрет неизвестной». На обороте подрамника сохранилась надпись: «Портретъ писанъ рокатавимъ въ Маскве 1780 году сентебря 23 дня а мне от рождения 20 лет шесть месяцев и 83 дны». На основании вопиющей безграмотности сих строк высказывались предположения, что Рокотов изобразил какую-то помещицу из глухой провинции (хотя известно, что порой русские дворяне не слишком хорошо писали на родном языке, а часто и совсем не могли писать). Тем не менее именно эта надпись позволила установить имя портретируемой. Первым делом высчитали дату рождения — 29 февраля 1760 г. Кроме того, было известно место, откуда полотно поступило в Третьяковскую галерею, — усадьба Кочемирово Темниковского уезда Тамбовской губернии, владения Новосильцевых. Сопоставив два этих факта, на основании архивных данных смогли установить особу, родившуюся в это время и жившую в тех краях. Ею могла быть только Варвара Новосильцева — богатая дама, окончившая Смольный институт (да, видно, не слишком прилежна она была в учении), вышедшая замуж за генерал-майора Новосильцева и попавшая таким образом в круг московской знати.
Трудно поверить, глядя на портрет, что этой гордой, уверенной в себе особе всего 20 лет (странно, но почти все героини Рокотова, написанные в 1780-е гг., выглядят старше своего возраста). Ее голова гордо откинута, она как бы смотрит на нас сверху вниз, на губах играет победительная улыбка. И в то же время портрет этот совсем не похож на традиционные парадные изображения. Новосильцева наряжена в легкое кружевное платье, напоминающее пеньюар, украшенное только ярким атласным бантом. Снова, как и в ранние годы, Рокотов стремится точно передать фактуру ткани, и это ему блестяще удается. Цвета сияют и переливаются, оттенки одного тона в сочетании с ярким цветовым аккордом (в данном случае это голубой бант) настолько хороши, что одеяние, несмотря на внешнюю простоту, кажется роскошным нарядом.
Бросается в глаза некоторое сходство всех женских портретов 1780-х гг. Разумеется, все они разные, совсем не похожие друг на друга, но все же присутствует в них нечто неуловимо единое — удлиненные миндалевидные глаза, дугообразные брови вразлет, тонкая полуулыбка… И самое главное, в отличие от более углубленных в себя дам предшествующего периода, эти женщины как бы несут в себе оттенок вызова, даже самоуверенности — и в то же время они полны затаенной грусти.