Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2007

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

В р е м е н а   г о д а

Елена МЕДКОВА,
научный сотрудник ИХО РАО

Код вечности

«Времена года» в европейском искусстве XIX–XX вв.

Каспар Давид Фридрих. Гибель «Надежды» во льдах. 1823–1824. Кунстхалле, Гамбург

Связь человека и вечности

Возникновение в изобразительном искусстве тематики циклической смены времен года восходит к реалиям сезонно-аграрной мифологии. Основным сюжетом этого цикла первоначально был уход и возвращение божества света, тепла и плодородия. Позднее этот сюжет трансформировался в миф об умирающем и воскресающем сезонном божестве, в котором метафорически отразилась трансформация растительного мира: смерть семени — его рождение в ином виде, в виде растения — рост и расцвет растения — плодоношение и увядание — вновь зерно. Древние мифы о богах и божествах плодородия Осирисе, Думузи, Персефоне/Деметре, Адонисе напрямую связаны с сезонно-аграрным циклом. В этом же ряду находится и образ Христа, который является философско-этическим вариантом умирающего и воскресающего божества.
Мифологический сезонно-аграрный цикл в искусстве Древнего мира не нуждался во временной развертке, он был буквально слит с образом представляющего его божества. Так, например, изображение Осириса в виде спеленутой, но вертикально стоящей (вертикаль — знак жизни) мумии с лицом зеленого цвета одновременно символизировало как его смерть от руки Сета, расчленение и похороны, так и воскрешение, прорастание в виде ростков весенней зелени и воздвижение в качестве вечной опоры мироздания (символика столба «джед» и «анх»). Одновременно с сезонно-аграрным циклом Осирис представлял цикл куда более масштабный — правление Осириса отождествлялось с временами изначальными, сакральными, с золотым веком, который был своеобразным источником возобновления времени профанного.
Дальнейшее развитие представлений о времени привело к расчленению единого монолита символического образа на ряд компонентов. Антропоморфный божественный источник природных циклов отделяется от самой природы и превращается в абстрактный символ упорядоченности временного потока, его необратимости и стабильности: «И сказал Господь в сердце своем… Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт. 8: 21–22).
Синкретический образ времени распадается на два цикла: сакрального и профанного времени. Сакральный цикл являет нам время божественное, космическое, напрямую связанное с вечностью. Токи вечности, выход на иррациональные уровни бытия проявляются в замедлении течения времени (ср.: один день Брахмы равен сроку существования данного мира). Убыстрение течения времени, а также появление сбоев в ритме сезонов, смене дня и ночи свидетельствуют о нарушении мирового порядка и приближении конца света: «Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи» (Откр. 8: 12).
Вечность, или время божественное, проявляется в профанном времени в виде непреложности принципа стабильности циклической смены дробных временных единиц — сезонов, месяцев, суток. Своеобразными маркерами присутствия божественного компонента в профанном времени могут выступать астральные коды и знаки зодиака. Аграрно-сезонный цикл соотносится как с более масштабными временными единицами (вечность, золотой век — гибель мира), так и с более дробными (утро–день–вечер–ночь).
Таким образом, времена года, или годовой цикл, становятся своеобразным посредником между неподвижной вечностью и циклическим движением времени, посредником, сглаживающим непримиримость категорий жизни и смерти.
Упор на трансформацию растительного мира в сезонном цикле актуализирует не начало и конец, а непрерывность цикла, в котором смерть (уход семени в землю) становится залогом возрождения жизни (прорастание семян). Через сезонные работы и праздники человек приобщается к круговороту жизни и смерти и через это — к времени трансцендентному.
Суть модели, означенной в мировом искусстве под наименованием «Времена года», именно в этой многоступенчатой иерархии, которая связывает воедино человека с вечностью. Отношение к категории времени и его календарным изменениям как к атрибуту божественной упорядочивающей воли придает произведениям, тематически связанным с временами года, априорную значительность. Они изначально претендуют на некий универсализм. На них лежит отблеск сакрального, несмотря на то что непосредственно они воспроизводят жизнь обыденную.
Для упрощения восприятия все соотношения в модели «Времена года» можно представить в виде таблицы.

Сакральное время, вечность
Начало мира,
золотой век, рай
Расцвет мира
Старение мира
Конец мира,
Страшный суд, ад
Знаки зодиака
Профанное время природных циклов
Весна
Лето
Осень
Зима
Утро
День
Вечер
Ночь
Сезонно-аграрный трудовой и праздничный цикл
Прорастание всходов
Созревание
Увядание
Период сна/смерти
Сев
Уход за посевом
Жатва
Период сна/смерти
Праздник пахоты и сева
Праздники
плодородия
середины лета
Праздник урожая
Праздники
заклинания
плодородия
Временной цикл
Рождение
Зрелость
Старость
Смерть

Количество означающих временной цикл кодов может быть значительно больше. Времена года могут быть представлены в виде космических, планетарных, звездных и зодиакальных кодов. Они могут соотноситься с природными стихиями и элементами мира, с зооморфными, растительными, цветовыми и музыкальными кодами. Их можно интерпретировать с точки зрения сакральных ценностей и этических норм, возрастных этапов человеческой жизни, цивилизационных принципов развития от рождения и расцвета до гибели.
Наиболее разработанными классификационными системами кодовых соответствий обладает китайская культура. Так, например, летнему сезону соответствовала пространственная зона юга, красный цвет, огонь, солнце, огненный император; из духов — заклинающий огонь, пурпурная птица феникс, священная гора Хеншань, число 9, из зверей — птицы, из растений — бобы, из жертвенных предметов — курятина, легкие и ритуальные благовония, горький вкус, горелый запах, планета Марс, твердый характер, министерство военных дел, армия, покоряющая южных варваров.