Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №11/2007

УРОК МХК

У р о к   М Х К

Оксана ЛОКТЕВА,
кандидат педагогических наук,
преподаватель МИОО

ЯЗЫК ИСКУССТВА:
КАК РАСКРЫТЬ ДЕТЯМ ТАЙНУ АРХИТЕКТУРЫ

Окончание. См. № 12, 13, 15, 18, 21, 22/06; 1, 3, 5, 9/07.

Композиция архитектурных сооружений

Пропорции

Латинское слово «пропорция» означает соразмерность. Чтобы понять, что такое пропорции, рассмотрим детскую игрушку, например медвежонка с большой головой. Мы четко видим, что соразмерность нарушена — голова больше остальных частей тела зверушки. Это вызывает у человека умиление, потому что в его восприятии большая голова связана с детскостью, ведь детеныши многих зверей и птиц рождаются с большой головой.
К слову сказать, многие игрушки, особенно пришедшие к нам из кинематографа, обладают диспропорцией — у Шрека огромная грудная клетка и сутулая спина, у мистера Исключительного — широкие плечи. Это оправданно — Шрек должен быть показан уродливым снаружи и прекрасным внутри, плечи мистера Исключительного — знак его силы и непобедимости. Это, с одной стороны, дает возможность запомнить героев, а с другой — приучает глаз к непропорциональности. В архитектуре пропорции должны быть непременно соблюдены.
Рассмотрим понятие «пропорции» на примере греческого ордера.
— Дорическая колонна олицетворяет, как мы уже говорили, мужское начало, она мощнее ионической и заканчивается эхином и абакой. Архитрав — главная балка, которую держит колонна, также очень мощная. На фризе в дорическом ордере триглиф (плита с тремя выступами) чередуется с метопами (рельефное изображение).
— Ионическая колонна, олицетворяющая женское начало, более изящна, ее капитель состоит из завитков — волют, архитрав и фриз менее мощные, на фризе нет метоп и триглифов, он весь украшен.
А теперь давайте мысленно представим, что у дорической колонны появилась ионическая капитель и фриз без метопы и триглифов, а у ионической — мощные архитрав и фриз. Что мы получим? Ионическая колонна будет изнывать под тяжестью мощного навершия, а дорическая — «бездельничать» под легким ионическим архитравом и фризом. Это и есть нарушение пропорций. Каждому образу должны соответствовать свои архитектурные формы, которые наиболее точно подчеркивают характер образа. Мощному, кряжистому Дмитриевскому собору соответствует мощный барабан, а у облегченного храма Покрова на Нерли — он меньше и выше.
Если пропорции правильно рассчитаны, то при взгляде на здание у зрителя создается ощущение ясности и уравновешенности.
Древние греки говорили: «Человек есть мера всех вещей». В своих постройках они искали те же соотношения, что и в человеческом теле. Если мы «подрежем» колонны Парфенона, то он будет выглядеть как человек с огромной головой на ногах-обрубках. Если же мы «удлинним» колонны, то храм будет похож на жирафа с маленькой головой.
Иногда здание специально утяжеляют — так поступил Монферран, утяжелив объем несомой части над колоннами Исаакиевского собора (1). Собор стал похож на купца с надвинутой на глаза золоченой шапкой.

(1)

Ритм

Ритм — от греческого слова «ритмос» — равномерное чередование. Ритм начинает существовать, когда есть три элемента или более. В архитектуре — это сочетание и чередование цветовых пятен, объемов — пауз, фигур — пустот, света — тени. Ритм в архитектуре можно проследить:
— в организации частей конструкции,
— в убранстве здания,
— в соответствии здания окружающей среде.
Например, внутри древнерусского храма столбы чередуются с пустотами. Ритм виден и в убранстве стен: по горизонтали — три прясла, над каждым своя закомара, окно; по вертикали — декор стены, наверху резной камень, аркатурно-колончатый пояс, гладкий камень. Свой ритм чередования окон и декора имеет барабан.
В одних случаях ритм создает бодрое, приподнятое настроение, в других — становится более торжественным и монументальным. Это зависит от размера чередующихся элементов и расстояния между ними. Если элементы большие и расстояния между ними значительные, то и ритм будет тягучий, медленный, степенный. Если элементы невелики по размеру и находятся друг от друга на близком расстоянии, то ритм будет более частым и дробным. Сравните уже рассматриваемый нами пример: фасады Зимнего дворца (2) в Санкт-Петербурге и Успенского собора (3) в Кремле.

(2)
(3)

Масштабность

Масштабность — это отношение сооружения к пропорциям и размерам человеческого тела. Рядом с одними зданиями чувствуешь себя муравьем, рядом с другими — легко и приятно. Если здания не соотносятся с пропорциями человеческого тела, то они или не предназначены для людей (пирамиды) или выражают какую-то космическую идею (готический собор).
Например, колонны храма Амона в Луксоре несоотносимы с человеческим телом — они огромны, излишне высоко поднимают архитрав и очень близко стоят друг к другу, что создает ощущение зажатости. А вот Версальский дворец и Палаццо Питти соответствуют пропорциям человеческого тела: можно сказать, что у них есть «голова», «туловище» и «ноги». Это снимает ощущение сдавленности, создает чувство легкости.
Говоря о масштабности, не стоит забывать о том, что здания создаются чаще всего для людей, а значит, всё в их пространстве — окна, двери, ручки — должно быть соотнесено с человеком. Обитатели здания должны чувствовать себя комфортно. Иначе получится, как с Петром I, который, находясь в слишком просторных залах, забирался в шкаф, чтобы провести там ночь.
Понятие масштабности было разным в разные времена и у разных народов. ХХ век интересен тем, что появилась возможность использовать новые материалы, сделать жилье не только красивым, но и удобным. Появился термин «контактная зона человека» — зона своего пространства, где человеку комфортно. Поэтому, говоря о масштабности, следует принимать во внимание не только внешний, то и внутренний вид сооружения.

Некоторые закономерности оформления интерьера

1. При оформлении интерьера важно помнить, что темный цвет зрительно уменьшает пространство, светлый, напротив, увеличивает.
2. Ритмическое повторение одинаковых элементов подчеркивает протяженность пространства, а это значит, что, например, чередующиеся черные и белые квадраты благодаря своей ритмичности увеличивают пространство.
3. Впечатление открытости пространства создают большие окна. Если сквозь них видна терраса, то она воспринимается как часть комнаты, что увеличивает объем помещения. Остекление дверок мебели тоже создает ощущение открытости и легкости.
4. Полы темного цвета создают ощущение прочности; светлые полы — ощущение легкости и воздушности.
5. Горизонтальные полосы на стенах зрительно уменьшают высоту помещения, но в то же время «раздвигают» пространство комнаты и придают динамичность.
6. Вертикальные полосы на стенах зрительно увеличивают высоту помещения и усиливают впечатление статичности.
7. Окантовка в верхней части стен по периметру потолка зрительно уменьшает высоту помещения.
8. Окантовка стен на расстоянии 1/3 от пола зрительно расширяет пространство (это та же горизонтальная линия, данная в контрасте с гладкой стеной).
9. Высокая дверь, ковер на стене, большая картина зрительно уменьшают размеры помещения.
10. С маленькой дверью, наоборот, комната кажется больше. Окрашенная в яркий цвет дверь зрительно уменьшает глубину помещения.
11. С высокой мебелью (выше уровня взгляда) комната кажется меньше, с низкой — больше.
12. Если мебель сгруппировать в центре, то помещение зрительно уменьшается, если же мебель расставлена по стенам, то помещение кажется больше.
13. Чтобы подчеркнуть обособленность части помещения, можно приподнять или опустить уровень пола.
14. Поперечные полосы на полу зрительно расширяют пространство, но в то же время укорачивают его.
15. Продольная «полосатость» пола зрительно удлиняет и сужает пространство.
16. Большой ковер на полу зрительно уменьшает пространство комнаты (он доминирует, занимая все место).
17. Зеркало расширяет и удлиняет помещение, однако следует избегать установки зеркал друг напротив друга, так как это мешает правильному восприятию пространства.

Несколько слов об использовании цвета в интерьере

1. Цвет может создавать ощущение холода и тепла в помещении. Если преобладающие цвета фиолетовый, синий, зеленый, то кажется, что в помещении на четыре–пять градусов холоднее, чем на самом деле. Оранжевый, красный, желтый — теплые цвета. Они не только создают атмосферу уюта, но и усиливают акустику, поэтому в интерьерах с хорошей акустикой нельзя окрашивать стены в теплые цвета.
2. Цвета желтой гаммы наполняют комнату солнечным светом; сине-зеленый колорит дает ощущение спокойствия, психологической релаксации, приближает человека к природной среде.
4. Потолок и стены, окрашенные в голубой цвет, создают ощущение беспредельности пространства.
5. Оранжево-желтый цвет вызывает ощущение «активности» помещения и создает атмосферу эмоциональной приподнятости.
6. Нейтральные пастельные тона и их сочетания наполняют интерьер воздухом, раздвигают его. Для рабочего помещения такое сочетание оптимально, так как оно снижает утомляемость.
7. Контрастные сочетания чаще всего создают интерьер авангардного стиля, молодежного направления.
8. Если в комнате потолок из дерева темных тонов, который сочетается с мебелью такого же тона, то она выглядит традиционно, можно сказать патриархально.
9. Выбор монотонной цветовой гаммы с использованием нарочито светлой (белой) или темной мебели делает помещение похожим на офис.
10. Темные оттенки теплых цветов зрительно сужают пространство.
11. Светлые оттенки холодных цветов зрительно его расширяют.

Связь здания и природной среды

Нередко здания располагаются в природном окружении. Сооружение следует так включить в природный ландшафт, чтобы оно казалось как бы естественно возникающим из него и его дополняющим. Непревзойденным образцом является знаменитый ансамбль афинского Акрополя, состоящий из расположенных на скале храмов и общественных сооружений, сливающихся с далекими горами и лазурным сверкающим морем.
Для целостного восприятия произведения архитектуры важна организация пространства вокруг него. Здание, стоящее одиноко в окружении природной среды, как, например, церковь Покрова на Нерли (4), будет смотреться совсем иначе, нежели здание, пусть стоящее особняком, но посреди городской застройки, как храм Василия Блаженного. Положение храма, его связь с другими зданиями, даже находящимися далеко, все равно надо учитывать. Что же касается здания, стоящего на улице в ряду с другими домами, то и говорить нечего — все они должны быть выдержаны в одном стиле.

(4)

Говоря о связи зданий с природной средой, следует вспомнить и об ансамбле. Архитектурный ансамбль — это композиционно и функционально завершенный архитектурно-ландшафтный объект. Самое главное в ансамбле — выделение его композиционного центра и подчинение этому центру остальных элементов.
Обычно ансамбль создается сразу, но бывают и исключения. Например, ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге складывался постепенно: Зимний дворец Растрелли был построен в середине XVIII в., а здание Главного штаба Росси — в 20-е гг. XIX в.
Ансамбли бывают:
— городские,
— загородные,
— парковые.
Городские ансамбли могут подразделяться на:
— перспективные — вид раскрывается вдоль улицы, вдоль какого-то указанного направления, например улица Росси в Ленинграде;
— замкнутые — пространство ограничено застройкой или зеленью (Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге), пространство ансамбля может быть ограничено и стеной, примером могут служить Московский Кремль, монастыри;
— свободные — пространство без границ (районы-новостройки).
Загородные ансамбли чаще всего представляют собой усадьбу или крепость. Усадьба соединяет в себе архитектурные сооружения и парковую планировку.

Парковая планировка

Существует три основных системы парковой планировки:
— Итальянский парк. Размещение парка по склону горы с организацией на ней многочисленных лестниц, пандусов, гротов, террас, каскадов воды (вилла д’Эсте). Эти парки создавались в эпоху Возрождения, в них была заложена идея созерцания мира с высоты, когда человек ощущал себя властелином и мог наблюдать законы линейной перспективы.
— Французский парк. Строго симметричная планировка на плоской местности. Типична геометрическая сетка аллей, широкое применение подстриженной зелени, фонтанов, водоемов (Версальский парк близ Парижа). Эти парки создавались в эпоху классицизма, строгой планировкой они подчеркивали идею превосходства разума над чувствами.
— Английский, или пейзажный, парк. Асимметричен по композиции, изгибы дорожек, расположение групп деревьев искусно имитируют обычную природную обстановку. Эти парки создавались в эпоху Просвещения, когда умами владели мысли энциклопедистов Дидро, Вольтера, Руссо о красоте всего естественного, о возвращении к природе.
Как видно, парковые ансамбли отражали философские веяния своего времени.

Задания

Одно из заданий предназначено для выполнения перед изучением стилей, а два других — после.

Стили

1. Давайте, еще не начиная изучать стили, перечислим их в порядке следования.
2. Распределите стили в два столбика: пусть в одном будут те, в которых на первом месте разум (рацио), а главное — покой и умиротворенность; а во втором — те, для которых радость бытия в ее чувственном выражении превалирует над рациональностью.
3. Запишите к каждому архитектурному стилю (стилю эпохи) его основной архитектурный элемент или назовите его качество.

Египет ……………………………..
Греция……………………………..
Рим…………………………………
Романика………………………….
Готика……………………………..
Возрождение………………………
Барокко……………………………
Классицизм……………………….
Эклектика…………………………
Модерн…………………………….

Стиль — это общность, единство. Пользуясь этим определением, можно осознать понятие стиля в любой области человеческого существования. Чтобы проще объяснить понятие стиля, рассмотрим такой пример. В загородном поезде едет группа туристов. Пусть это будут люди преклонного возраста. Все они в чем-то похожи между собой. Если это лето, то они одеты в застиранные штормовки или куртки, у них старенькие, видавшие виды рюкзаки, прочная обувь. Они очень доброжелательны к окружающим, учтивы. Иногда поют песни под гитару. Но представим себе среди этих людей человека, одетого в модное пальто и новые туфли. Понятно, что он будет выпадать из общего стиля, не будет ему соответствовать. Турист с чемоданом в руке будет смотреться смешно. Любитель поэзии, разговаривающий на манер нового русского, тоже будет являть собой пример внестилевого поведения. Итак, понятно, что стиль предполагает внешнюю и внутреннюю общность, схожесть. Но это в жизни. А что же в архитектуре считать внешним и что — внутренним?
Внешнее конечно же форма, которая проявляется не только в декоративных элементах, но и в наборе определенных деталей, и в плане, и в конструкции, и в композиции, и в материалах. А внутреннее — то мировоззрение, та философия, которые существовали в каждую эпоху. Философия, в свою очередь, основывается на достижениях науки, на мирочувствовании, которое принято в том или ином обществе. Архитектура отражает эти настроения, транслируя их в будущее.