Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2007

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ
`

Н о в о с т и  к у л ь т у р ы

Виктория Хан-Магомедова

Червовая дама русского авангарда

Из шести амазонок русского авангарда (Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Надежда Удальцова, Варвара Степанова) Ольга Розанова (1886–1918) — самая загадочная. Биографические сведения о ней крайне скудны, многие события в жизни окутаны мраком. Мы не знаем о ее вкусах, привычках, пристрастиях. Невозможно в полном объеме представить ее творческое развитие, поскольку большинство произведений либо находятся в зарубежных государственных и частных собраниях, либо утрачены, либо их местонахождение неизвестно. А между тем на посмертной выставке художницы в 1919 г. было представлено 250 работ.
Творческая жизнь Ольги Розановой была недолгой: всего около восьми лет. Но по своей насыщенности, блистательной реализации творческих задач ее карьера уникальна. Она всегда была в центре авангардистских поисков, став в марте 1910 г. инициатором и участником авангардистского движе­ния «Союз молодежи» в Петербурге. Может быть, подспудно она осознавала, сколь малый срок ей отпущен, а потому легко переходила от импрессионизма к кубизму, футуризму и супрематизму, от станковой живописи к литографии, книжной иллюстрации, от фигуративности к абстракции, от двухмерности к трехмерности, от чистых форм к утилитарным объектам и вручную сделанным книгам. Причем у этой разрушительницы художественных канонов все переходы были органичными, лишенными внутренних конфликтов.
На протяжении всей своей короткой жизни Розанова оставалась верна творческому кредо: «Нет ничего ужаснее неизменяемого лика художника... Нет ничего страшнее этой неизменности, когда она не является отпечатком стихийной силы индивидуальности, а лишь испытанным ручательством за верный сбыт». Розанова — автор не только оригинальных произведений в стиле супрематизма, а позднее — очень своеобразной светописи; вместе с мужем поэтом и художником Алексеем Кручёных она создала специфическую русскую футуристическую книгу.
На выставке «Увидеть мир преображенным» в новом пространстве ГТГ — «Выставочном зале в Толмачах» — Розанова предстает в необычном качестве: основную часть выставки составляет художественный архив из частного собрания, неизвестный массовому зрителю. Это весьма разнообразный архив (принадлежал ее брату А.В. Розанову), охватывающий разные периоды творчества художницы. Он включает живописные работы, пейзажные зарисовки, альбомы рисунков, письма, открытки, семейные фотографии.

Портрет А.В. Розанова. Ок. 1912. Частное собрание

Особый интерес представляют эскизы супрематических композиций для выставок прикладного искусства «Вербовка», для живописных полотен. Это многоцветный красочный супрематизм: эскизы кружев, орнаментов тканей, веера, дамской сумочки, ленты. В них обнаружился интерес к художественному оформлению повседневной жизни с использованием народных мотивов. Даже маленькие вещицы в супрематическом стиле всегда решались Розановой остроумно. В них есть динамическая асимметрия и цветовая гармония, ритмическая организация форм.

Валет треф. 1916. Ивановский областной художественный музей

В супрематических композициях Розановой нет жесткости, догматичности. В них она смело экспериментировала с наклейками из цветной бумаги. Эта, по словам Малевича, «самая талантливая супрематистка» в оригинальной манере трансформирует разрозненные элементы, предметы и формы, совершенно по-новому интерпретирует тему цвета, преодолевая ограничения супрематизма.

С закрытыми глазами видел пулю.
Она тихонько кралась к поцелую.

Листы из очень странного альбома «Война», 1916 (линогравюры со стихами и текстами А. Кручёных), воссоздают мистический образ войны. И здесь проявился импровизационный дар Розановой, ее острый, лаконичный, динамичный язык. Она использовала газетные сообщения, военную хронику, необычный способ печатания, изготавливала оттиски ручным способом, обращалась к коллажу. В листах удивительно сочетаются эксперимент, содержательность, оригинальность и выразительность.

Автопортрет. 1917. Бумага, сангина. Частное собрание

Среди примерно 60 живописных и графических работ, представленных на выставке, выделяется таинственный «Валет треф», из парадоксального цикла «Игральные карты». На холстах серии оживают порой жутковатые персонажи карточного мира: дамы, валеты, короли. Всё странно притягивает в холсте «Валет треф»: гротескность сюжета, дерзкая манера письма, резкие контрасты аморфного серого лица и яркого одеяния и фона. Кто же скрывается за этой маской? Или это символический, собирательный образ, новая формула авангардистского портрета?
И в немногих живописных, графических работах можно ощутить, как совершенно по-новому интерпретировала Розанова тему цвета, как умела творить цвет светом (особенно хорош «Эскиз декоративной полосы», 1917). Камерные пространства нового зала особенно благоприятствуют созерцанию небольших работ, которых много на выставке. Именно такое любование позволяет открывать всё новые грани ускользающего лика замечательной «амазонки авангарда», чье творчество до конца еще не исследовано.

Эскиз композиции. Ок. 1914. Частное собрание