Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2007

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Т о ч к а   з р е н и я

Лариса АЛЕКСЕЕВА,
кандидат педагогических наук

О преподавании
элективных учебных курсов

С момента официального утверждения Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования прошло почти пять лет (Приказ Минобразования России от 18.07.02 г. № 2783). Это достаточный срок, чтобы оценить достоинства системы специализированной подготовки в старших классах, выявить проблемы и наметить пути их решения. Преимущество профильного обучения бесспорно: у старшеклассников расширяются возможности выбора при получении среднего (полного) общего образования с учетом познавательных интересов, индивидуальных способностей и ориентаций в отношении будущей профессиональной деятельности. В числе злободневных вопросов — преподавание элективных учебных курсов.
Как сказано в Концепции профильного обучения, элективные курсы — обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения старшеклассников. В примерном соотношении объемов базовых и профильных общеобразовательных предметов элективные курсы занимают пятую часть учебного времени. При этом по элективным курсам единый государственный экзамен не проводится. Если к тому же упомянуть, что элективные курсы главным образом развивают содержание одного из базовых учебных предметов и «надстраивают» профильный учебный предмет, то понятна профессиональная и сугубо технологическая нагрузка для педагога. Очевидны и трудности, с которыми столкнулись учителя филологического, социально-гуманитарного и художественно-эстетического (а возможно, и других) профилей, преподающие различные элективные учебные курсы. каковы оптимальные формы организации и контроля учебной деятельности старшеклассников, какие методические подходы способствуют личностно-значимому освоению школьниками содержания образования на его завершающей ступени, по каким критериям следует оценивать результаты обучения?
Предлагаемые далее варианты разрешения обозначенных проблем не претендуют на исключительность и носят обобщенный характер. Автор стремился помочь учителю
не только реализовать основные цели Концепции профильного обучения, но и с помощью предметов художественно-эстетического цикла воздействовать на интеллект и нравственность молодого поколения.

Ханс Гольбейн младший. Портрет сына. Фрагмент картины «Семья художника». Ок. 1528–1529. Публичное художественное собрание, Базель

Рождение знания

Элективные учебные курсы в старших классах общеобразовательной школы, выполняя основные функции в соответствии с новыми государственными стандартами школьного образования, предоставляют учащимся широкие возможности для развития интеллектуальной инициативы, оригинальности мышления, формирования способности творчески осваивать и преобразовывать окружающий мир. Основанием такого творчески-интеллектуального постижения являются как содержание программ элективных учебных курсов, так и специфика обучения старшеклассников.
Преподавание элективных учебных курсов в средней (полной) школе имеет ряд особенностей, связанных с изложением содержания изучаемого материала и организацией деятельности учащихся. В качестве основной методической позиции обучения выступает проблематизация (В.Т. Кудрявцев, Л.В. Школяр и др.). Проблемный способ обучения в наибольшей степени соответствует психолого-возрастным особенностям старшеклассников, способствует осмыслению «вечных» общечеловеческих и философских вопросов, проявлению инициативы в решении творческих задач, дает возможность школьникам испытать «чувство озарения» от рождения идеи, проследить путь от возникновения замысла до его воплощения и непосредственного результата.
Принципиальное значение на уроках имеет искусство слова учителя. Имеется в виду не практическая, обыденная речь, коммуникативная функция языка, а поэтическая, образная речь. Под воздействием необычности, оригинальности слов в сознании воспринимающих происходит «оживление» имеющихся у них впечатлений, представлений, а также накопление новых и творческое воссоздание образов реального мира. Иными словами, искусство слова — это художественная речь, характеризующаяся нестандартностью, необычностью словообразования и самое главное — подвижностью, гибкостью и многоплановостью значений.
Следующая методическая позиция основывается на общепринятом положении о человеке как носителе творческого начала. В рамках общеобразовательной школы — это создание условий для проявления творческого потенциала каждого ученика. В ряду основных условий — поощрение оригинальности и парадоксальности мышления для личностного и общественного самоопределения старшеклассников; создание творческой атмосферы, где принимаются и обсуждаются очевидные и невероятные фантазии юношей и девушек.
Система преподавания, нацеленная на вовлечение старшеклассников в процесс поиска истины, открытия «вечных ценностей» искусства, предусматривает приоритет продуктивных методов обучения. Метод проблемного изложения предполагает создание учителем проблемного поля общечеловеческих и философских вопросов искусства, способствует постижению смысла того или иного художественного явления, ориентирует учащихся на разрешение сложнейших задач мировой культуры. Эвристический метод (так называемые сократические беседы) подразумевает самостоятельное «рождение знания» каждым школьником с помощью наводящих вопросов учителя. Исследовательский метод организует деятельность учащихся в плане рассмотрения конкретно-исторических условий возникновения и развития художественных стилей и национальных школ в искусстве, постижения идеалов и эстетических норм отечественной и зарубежной художественной культуры, прогнозирования собственного художественного развития.

Приобщение к искусству спора

При организации деятельности учащихся принцип партнерства выступает в качестве ведущего. В этом случае учитель и ученик с уважением и доверием обсуждают, спорят, доказывают, делают выводы, иначе говоря, открывают тайны мира, осуществляют поиск истины, стремятся постичь непознанное. Данный принцип предусматривает проведение в процессе обучения по программам элективных курсов серии уроков (примеры даны ниже), направленных не только на активизацию мыслительной деятельности старшеклассников, но и на присвоение школьниками художественно значимых норм и ценностей, формирование у них социально-грамотного общения. В самом общем виде каждый такой урок призван раскрыть художественно-эстетические идеалы в их динамике и статике, обозначить от века существующие противоречия жизни и искусства, подвести к осознанию незыблемости и подвижности эстетического мировоззрения той или иной эпохи.
В ряду необходимых форм организации познавательной, художественно-творческой и ценностно-ориентационной деятельности школьников следует выделить коллективное обсуждение различных искусствоведческих вопросов (диспуты, интервью, дискуссии), рассмотрение проблем культурно-исторических эпох, стилей и направлений с различных позиций (пресс-конференции, диалоги об искусстве, арт-прогноз), поиск и обоснование рациональных идей («мозговой штурм», выполнение творческих заданий — эссе, рецензий и др.).
Диспут (лат. рассуждать, спорить) в самом общем виде — это публичный спор на научную или общественно значимую тему. Успешность проведения диспута во многом зависит от проблемы обсуждения. Это должна быть тема, во-первых, в русле изучаемого материала, во вторых — интересная и содержательная для школьников данного возраста и, наконец, не имеющая однозначной интерпретации. Особое значение имеет «вес» такой проблемы, то есть слишком «легкий» или чрезвычайно «тяжелый» предмет спора не выполнит своей главной задачи — приобщения старшеклассников к искусству содержательного спора.
Проведение публичного спора на актуальную для учащихся тему требует предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Учитель заранее извещает старшеклассников о таком нетрадиционном уроке, предлагает дополнительную литературу, консультирует детей по различным вопросам. В этой предварительной работе учитель может опереться на творческий актив класса или группы. Вместе с тем проведение диспута — это хорошая возможность вовлечь в процесс «поиска истины» и менее инициативных учащихся, обладающих природной застенчивостью, инертностью мышления и индифферентностью.
Для увлекательного и живого диспута очень важно наличие противоположных мнений и суждений. Безусловно, это зависит от уровня творческой активности и общей эрудиции школьников. Но противовесом в случае произвольной либо непроизвольной односторонности мнений могут выступить воззрения учителя, и ему к этому надо быть готовым. Необходимо заранее сообщить ребятам о том, что во время диспута каждому участнику будет предоставлена непосредственная возможность не только выразить собственное мнение, логично изложить принципиальные позиции по обсуждаемой проблеме, но — что самое важное — обосновать свои взгляды, привести веские доводы, то есть пояснить, чем подкрепляется данная позиция и каковы ее преимущества.
Диспут завершается заключительным словом учителя. Здесь необходимо помнить о том, что по результатам публичного спора не может быть победителей и побежденных. В данном случае уместно сказать о каждом учащемся или группе ребят, отличившихся оригинальностью мнений, логикой изложения, парадоксальностью воззрений, аргументацией, корректностью по отношению к «противникам по взглядам», юмором, высокой этикой, лиричностью, острословием или сарказмом. Последнее слово учителя — это духовно-нравственная и учебно-воспитательная составляющая, идущая от предмета обсуждения, проблемы диспута. И это слово должно нести определенную смысловую нагрузку.
Примерные темы диспута: «Высокое искусство: архаизм или традиция?»; «Неизменность прекрасного, переходящая от одного поколения к другому: в чем она?»; «Наше восприятие искусства: что в нем от прошлого, что от настоящего?»
Дискуссия (лат. рассмотрение, исследование) подразумевает спор, обсуждение какого-либо вопроса в беседе, на собрании. Все описанное выше относительно диспута имеет место и при организации дискуссии, с той лишь разницей, что дискуссия как исследование предполагает и решение обсуждаемой проблемы. Причем такое решение может быть предложено одним учеником, группой учащихся или всем классом. И в этом случае каждое выработанное решение обозначенных вопросов должно иметь под собой веские основания, убедительные доводы, обоснованные аргументы. В заключительном слове учитель оценивает нетрадиционные подходы к решению проблем, общечеловеческое и культурно-историческое значение, национальные приоритеты, социальную направленность, масштаб межкультурного взаимодействия. Критерии оценки следует заранее довести до сведения старшеклассников, поскольку это ориентирует их на высокий уровень осмысления собственной деятельности даже в рамках дискуссии на искусствоведческую тематику.
Примерные проблемы для обсуждения: «Искусство сегодня: необходимость, приложение, удовольствие, модное веяние, привычка?»; «Создание оригинального памятника искусству: потребность, проект, исходный материал, расположение» (государство, конкретное место и т.д.). Как один из вариантов дискуссии может быть предложен и небольшой рассказ, например «Человечек за забором» (Константин Коровин вспоминает… Сост. книги, авторы вступ. ст. и коммент. И.С. Зильберштейн и В.А. Самков. — 2-е изд. — М.: Изобразительное искусство, 1990).

В разных формах

«Мозговой штурм» («brainstorm») предполагает включение старшеклассников в активный поиск разнообразных решений актуальных проблем искусства XXI века, музыкального, изобразительного и др. О выборе проблем уже говорилось, здесь же необходимо подчеркнуть приоритет духовного начала при постановке учителем задач. Такая направленность придает иной, более глубокий уровень осознания старшеклассниками действительных проблем человеческой жизни. Как правило, в процессе организации «мозгового штурма» выбирают ведущего (им может быть как учитель, так и ученик), секретаря, который тщательно фиксирует всевозможные идеи, обеспечивающие решение поставленных задач, координатора (одного или нескольких человек в зависимости от общего количества участников), осуществляющего отбор наиболее целесообразных вариантов.
Принято считать, что урок в такой форме следует проводить в группах по 7–9 человек, однако возможны и такие варианты, где кроме ведущего, секретаря и координатора может быть несколько групп по 3–5 человек, обсуждающих одну и ту же проблему, либо несколько различных по уровню проблем теоретического, парадоксального, чисто утилитарного или другого характера. Перед проведением «мозгового штурма» следует напомнить школьникам о том, что в данном случае уместны всевозможные, даже самые нелепые на первый взгляд идеи, неуместна лишь критика в какой бы то ни было форме. «Brainstorm» завершается коллективным обсуждением самой целесообразной идеи, направленной на решение обозначенных вопросов, оценкой ее преимуществ. Для учителя главное здесь — творческая активность учеников, их стремление, пусть и в рамках одного урока, к преодолению собственной инерционности, стандартности мышления.
Примерная тематика «Brainstorm»: «Искусство на грани исчезновения!»; «Храм искусства»: Красная книга, Книга рекордов Гиннесса…»
Урок-интервью (диалог с мастером искусства) — это возможность организации беседы с выдающимся человеком, известным в своем крае, городе или селе и посвятившим свою жизнь искусству (изобразительному, танцевальному, музыкальному и др.). В этом случае учителю на этапе предварительной подготовки необходимо обсудить с учениками возможную тематику беседы, нацелить школьников на содержание вопросов. Это в первую очередь актуальные проблемы художественной культуры, выбор профессии, запомнившиеся учителя, значимые события творческой жизни, художественные идеалы и стремления, любимые произведения и др. Присутствие в классе замечательного скульптора, музыканта, исполнителя народных песен и танцев, безусловно, станет ярким событием на фоне всей школьной жизни учеников, и не только потому, что люди искусства одним своим появлением создают особую творческую атмосферу, живую и эмоциональную. Такие люди обладают особой художественной увлеченностью и способностью возвышать и просветлять. Материалы этой беседы можно опубликовать в школьной газете, использовать в одной из школьных радиопередач.
Если же нет возможности пригласить в класс выдающегося деятеля искусства, то в роли «мастера» может выступить сам учитель. При этом с его стороны возможна намеренная «провокация» оригинальных вопросов школьников. Оригинальность касается в первую очередь проблем современной культуры, «жизни в искусстве», творческого кредо, профессиональных позиций, культурного досуга и т.п. В роли «мастера» («мастеров») может быть и ученик либо несколько учеников, остальные же школьники предлагают различные вопросы для содержательной беседы.
Урок в такой форме показателен во многих отношениях. Для учителя очевидным станет многое: значение самого искусства в жизни школьников, уровень их коммуникативной культуры, степень содержательности вопросов и ответов детей, эмоциональный отклик на проблемы современной художественной культуры, духовно-нравственные и эстетические устремления, ориентации культурного досуга, в целом — наличие или отсутствие общей художественной культуры старшеклассников.
Примерные вопросы для интервью с «мастером»: «Первая встреча с искусством»; «Учителя, о которых помните и о которых не хотите помнить»; «Первое выступление: предчувствие, состояние, впечатление»; «Bravissimo: для кого и по какому поводу?»; «Поворотные события творческой жизни»; «Тайна жизни искусства».
Урок-«прогноз»: «Искусство в третьем тысячелетии». Такой урок представляет собой обсуждение предстоящего развития искусства. Здесь старшеклассникам предоставляется возможность не только размышлять о будущем какого-либо вида искусства, о его содержательной стороне, специфике выразительных средств, соотношении красоты и технического мастерства, национальной самобытности, но и осознать свою степень ответственности за это будущее. Основание для этого — многовековая история развития нашей цивилизации, неотделимая от искусства как проявления духовной сущности человека.
На таком уроке старшеклассники делают выводы относительно культурно-исторического значения различных видов искусства в целом, осмысливают его эталоны и духовную ценность, но самое главное, «оглядываясь назад» на сокровища мировой культуры, учатся «смотреть вперед», определяя собственное художественно-эстетическое будущее.
Примерные вопросы для обсуждения: «Представление об искусстве сто лет спустя: о чем? для кого? зачем?»; «Бессмертие искусства: доказательства или опровержение»; «Nel verore il bello (Только правдивое прекрасно)».

Что в результате?

По окончании курсов по выбору учащиеся могут представить творческую работу: «портрет» одного из отечественных или зарубежных мастеров искусства, проект оригинального памятника или храма искусства, вопросы для беседы с мастером какого-либо вида искусства, «письмо в прошлое» или «письмо в будущее» для любителей классического и современного искусства и т.п. Это могут быть также и традиционные формы: доклады, рефераты, краткие выступления или сообщения различной искусствоведческой тематики по выбору учащихся. В ходе изучения элективных курсов возможно и совместное с учащимися проведение уроков, когда старшеклассники предварительно готовят небольшое сообщение, выступление в русле изучаемого материала.
Результаты обучения учитель может оценивать по-разному. В одном случае — это уровень общей художественной культуры старшеклассников. Критериями здесь выступают такие показатели: наличие потребности в общении с высоким искусством (это не только проявление инициативы в посещении художественных выставок и галерей, оперных и драматических спектаклей, концертов классической музыки, но и интерес к проблемам культуры вообще, чтение художественной литературы, посвященной творчеству выдающихся художников, поэтов, музыкантов, певцов, композиторов); осознанное стремление к повышению собственной культурной составляющей, расширению художественного кругозора, содержательной организации своего культурного досуга; творческое развитие, проявляющееся в новизне, оригинальности и самобытности при выполнении различных учебных заданий, самостоятельности и свободе в решении конкретных художественно-практических задач (содержательность ответов, самостоятельно определенная тематика выступлений, прогнозирование собственного художественно-творческого развития, эмоциональная отзывчивость на произведения искусства).
В другом варианте результаты обучения оцениваются в соответствии с заявленными, как правило, в программах курсов требованиями в виде знаний, умений, уровня владения и т.д. Критериями оценки здесь могут быть: степень понимания самого искусства как явления мировой художественной культуры; осведомленность об исторических этапах эволюции различных видов искусства и его характерных особенностях; подготовка творческих работ искусствоведческой тематики; наличие основ полемической культуры и др. Имеет смысл введение 10-балльной системы оценки, где 9–10 баллов соответствуют общепринятому «отлично», 6–8 — «хорошо», 3–5 — «удовлетворительно».
Возможен и вариант, основанный на известной принципиальной позиции: каждый ребенок талантлив! — где выбор формы итоговой работы остается за школьниками. Естественно, что каждый ученик выберет то, где максимально сможет показать собственные художественно-творческие возможности и в чем чувствует себя наиболее уверенно. В этом случае, независимо от выбранной учащимися формы контрольной работы, в самом общем виде целесообразно оценивать художественно-творческие достижения старшеклассников, причем не сравнивая их друг с другом, а отмечая личностные накопления каждого — какими они были на начальном этапе изучения курса и какими стали по окончании. Критерии в данном варианте таковы: общий художественный кругозор; увлеченность данной сферой деятельности; художественно-творческая активность; наличие собственной точки зрения о различных произведениях отечественной и мировой духовной культуры; оригинальность и уникальность воплощения художественно-творческих идей.
И все же истинным результатом преподавания элективных учебных курсов по искусству на завершающей ступени общего образования обучающихся будет восполнение духовно-нравственной составляющей подрастающего поколения и как следствие — повышение уровня значимости культуры и искусства в общественном сознании.