Лариса Золотина,
МОУ СОШ № 73,
ст. Кривянская, Ростовская область
«И Я ТАК СМОГУ!»
Из опыта педагогической работы учителя ИЗО
И. Фирсов. Юный живописец.
1760-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Изобразительное искусство расширяет возможности учителя в деле приобщения ребенка к миру прекрасного. И одной из задач предмета ИЗО является поиск наиболее продуктивных методов развития творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства.
В последнее время высказывается мнение о «затухании» творческих способностей детей по мере их взросления. В условиях реформирования системы образования пересматриваются устаревшие методы обучения, идет поиск новых решений. И, мне кажется, учителям стоит принять в этой работе самое активное участие. Мы не должны оставаться молчаливыми свидетелями происходящего, а потом быть недовольными теми или иными решениями. Гуманизация школы — это хорошо. Но что скрывается за этими красивыми фразами и громкими словами? Разве мы не любим детей? Или те, кто идет работать в школу, не делают это из лучших побуждений?
Но, видимо, что-то у нас все же не так, если ребенок идет мимо школы в соседний подъезд. Ведь не сразу он начинает прогуливать уроки, он обычно сначала пропускает «нелюбимые» предметы. Значит, нам предстоит многое переосмыслить в своем отношении и к предмету, и к детям.
Хочу остановиться на начальном звене школы, потому что считаю, что многое зависит от первого учителя... Как важно, чтобы именно в этом возрасте ребенка понимали и шли ему навстречу. Как хочется, чтобы по-настоящему добрых, понимающих учителей было больше именно в начальной школе. Жаль, что доброте нельзя научиться. Можно притворяться, заигрывать с детьми, но дети чувствуют гораздо тоньше, чем мы, взрослые, и чем младше ребенок, тем труднее его обмануть. С детьми нужно быть искренним.
Заглядывали ли вы когда-нибудь в глаза ребенку, отдающему вам в руки свое «произведение»? Какой незабываемый, полный восторга взгляд, как светятся надеждой глаза: «Оцените!» Ведь он трудился, творил и теперь несет на ваш «высший суд» свое творение. Он ждет от вас похвалы, оценки своего труда… и вдруг слышит равнодушные слова родителей: «Не так! Где ты видел розовое небо?!» или выговор учителя: «Грязно, ошибка, неправильно, нужно вот так…» ВОТ ТАК мы отбиваем охоту учиться и убиваем творческую личность. И никто не похвалит, не восхитится, не оценит, как старался ребенок, какие прилагал усилия. Одним махом перечеркивается талант, стремление к учебе, а потом сами же удивляемся: почему дети не хотят учиться?
На меня произвел впечатление разговор с одним попутчиком. Узнав о том, что я учитель, он заговорил о школе. И я была поражена тем, с какой обидой в голосе, с каким сожалением рассказывал этот уже не очень молодой человек о том, как ему еще в начальной школе учитель незаслуженно поставила двойку: «Я так старался, писал полдня одно предложение, выписывая каждую буковку, все делал сам, никого не просил помочь, и, когда нес тетрадку к учителю, рассчитывал только на пятерку — не меньше… И вдруг как гром среди с ясного неба: «Два за грязь!» Я просто дара речи лишился. С того момента я возненавидел школу и никогда больше не хотел учиться, хотя учеба не доставляла мне особых хлопот, память прекрасная, да и в дальнейшем попадались неплохие учителя, но желания учиться уже не было».
Вот так одним махом человека лишили радости знаний. У меня же, напротив, в начальной школе была замечательная учительница. Она находила время, чтобы читать нам сказки (теперь я понимаю, что они не входили в программу начальной школы) и часто пела на уроке, а мы, маленькие, с восхищением смотрели на нее… Может быть, это в большой степени повлияло на то, что я стала учителем.
Да и рисовать я начала не случайно. Как сейчас помню: кто-то из взрослых с восхищением рассматривает мои неумелые рисунки. Потом художественная школа. На перемене заметила, что возле моего рисунка стоят преподаватели, услышала чьи-то слова: «Портретистом будет». Я почувствовала что-то необыкновенное — уверенность и ответственность, желание не подвести тех, кто в меня верит. Конечно, в жизни всякое было, но ту уверенность в своих способностях, которую оставили в детской душе значимые для меня люди, не могли сломать ни невзгоды, ни огорчения.
Пятнадцать лет назад, имея за плечами небольшой опыт работы в изостудии, я пришла работать в общеобразовательную школу учителем рисования. И тут столкнулась с равнодушным, если не сказать наплевательским отношением не только школьников, но и родителей к моим урокам. Объясняли они это тем, что, мол, рисование — не основной предмет. Я сразу предупредила, что требования по подготовке к моему уроку такие же, как и к другим предметам, — наличие инструментов, альбома и т.д. (многие дети были к уроку просто не готовы). Приходилось убеждать классных руководителей, чтобы они обращали внимание на подготовку учащихся к уроку рисования.
Вести занятия вначале было непросто, тем более что мне достался сразу старший класс. Я постоянно находилась в сильном эмоциональном напряжении. Стоял вопрос: как заинтересовать детей? Особенно сложно это было еще и потому, что у предыдущего преподавателя в журнале стояли ряды сплошных «двоек». Сейчас за свои работы дети получают в основном четверки и пятерки и с нетерпением ждут ИЗО.
Часто на уроках возникают проблемы из-за того, что у детей что-то не получается. Не секрет, что каждый ученик сталкивается в школе с неуспехом, а ощущать себя неуспешным — очень тяжело. Вернее так: существует очень большой разрыв между теми, кто умеет рисовать, и теми, у кого ничего не выходит. Они-то и начинают срывать урок. Такие дети уверены, что научиться рисовать просто невозможно. Для них приходится «разбирать рисунок» на простые геометрические фигуры. После этого возникает обычно такая реакция ребят: «И я так смогу!» Я всегда говорю учащимся, что рисовать могут все, было бы желание. Они приходят в восторг от того, что все так просто, и хотят еще рисовать. Постепенно я перехожу к более сложным деталям, но дети этого не замечают. Страх у большинства пропадает.
При знакомстве с новым видом деятельности на уроке ИЗО я стараюсь идти от простого к сложному. И требую на уроке от ребенка не «картину», а рисунок, то есть изображение по теме (в любом видении ребенка), закрашенную полностью рабочую поверхность листа.
Вот приносит очередной ученик свое «произведение» и, конечно, хочет, чтобы я показала его классу. Но не секрет, что некоторые дети бывают жестокими, а если видят, что работа недостаточно удачна, начинают смеяться. Вот и приходится, прежде чем показать «шедевр» классу, находить в нем положительные моменты (хорошее расположение, красивые линии, интересное цветовое решение), и тогда те, кто только что смеялся, замолкают, изменяют к работе свое отношение, а «мастер», окрыленный первым успехом, бежит творить дальше...
На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя ставить детям оценки за то, что они рисуют «неправильно». Главное — мыслить, создавать, творить. Наблюдая за успехами и неудачами ребят, я убедилась в том, что некоторые темы им более близки и понятны, другие же вызывают затруднения и оставляют равнодушными. Поэтому моя цель — прежде всего заинтересовать детей, а потом их научить.
К тому же детей необходимо стимулировать: в школе проходит множество конкурсов рисунков, мы размещаем их на специальном стенде, дети тянут в школу родителей и друзей: «Это Я рисовал!» Лучшие работы отправляем на районные, городские, областные и международные конкурсы, наши «художники» получают грамоты. Ежегодно принимаем участие в районном конкурсе для одаренных и талантливых «Звезда подростка». Победители открывают персональные выставки.
В школе уже давно нет «уроков рисования», а есть предмет «изобразительное искусство», который расширяет возможности учителя в деле приобщения ребенка к миру прекрасного. Одна из задач предмета ИЗО — научить детей выражать свои мысли и чувства разными средствами: рисунок, живопись, разнообразные программы на компьютере. Рразрешаю своим ученикам при желании приносить свои работы на дискетах.
Я считаю, что, работая с младшими школьниками, мы не должны мешать им изображать что-то по-своему. Нельзя подавлять ребенка, навязывать «правильность». Нужно разрешать делать рисунки на свободную тему, поощрять поиск новых образов и другие творческие проявления в ходе занятий, не сравнивать рисунок ребенка с работами других детей, а только с его же прежними, ни в коем случае не критиковать и не смеяться, а сделать так, чтобы дети чувствовали доброжелательное к ним отношение. Нужно пытаться поддержать ребенка, в то же время не навязывая ему свою программу действий.
Необходимо помочь детям сохранить уверенность в своей значимости, в оригинальности своих идей, дать им понять, что самостоятельные пробы и поиски — это очень важно и полезно для саморазвития.