Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2007

НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ

Н а у ч н ы е   ч т е н и я

Роза ЧАУРИНА

Музыкальная фамилия*

Студенты ласково называют свою академию — «Гнесинка». Если подбирать рифму, то — «песенка», если вызывать ассоциацию, то — «музыка». Вот и выстроилась «лесенка», по которой можно войти в Музей-квартиру Е.Ф. Гнесиной, находящуюся в здании Российской академии музыки имени Гнесиных. Это сейчас она академия, а тогда… Однако все по порядку.

Елена Фабиановна Гнесина

С чего все началось

15 февраля 1895 года на одноэтажном домике в Гагаринском переулке Москвы (1) появилась скромная вывеска: «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных». Вероятно, для большей ясности можно было бы написать «Е2», потому что под двумя инициалами указывались имена трех сестер: Елены, Евгении и Марии.

(1)

Кто же они такие, эти три сестры Гнесины?
Глава семейства — Фабиан Осипович Гнесин (2) — был человеком высокой культуры, очень образованным, добившимся этого своим упорным трудом и горячим стремлением к знаниям. Музыку любил самозабвенно, хотя сам не пел и не владел никаким инструментом. Его жена Белла Исаевна (3) была хорошей пианисткой и имела к тому же превосходный голос — колоратурное сопрано изумительного тембра. Она могла стать профессиональным музыкантом или прославленной певицей. Но судьба распорядилась иначе: Белла Исаевна стала матерью двенадцати детей, семеро из которых выбрали путь профессиональных музыкантов: Евгения (1871–1940), Елена (1874–1967), Мария (1876–1918), Ольга (1881–1953), Елизавета (1882–1953) (4), Михаил (1883–1957), Григорий (1885–1937).

(2)(3)
(4)

Родители всегда поддерживали своих влюбленных в музыку детей. Так, например, Лена в 12 лет была принята в Московскую консерваторию. Ее игрой восхищался профессор В.И. Сафонов, в классе которого девочка училась. Затем она занималась у знаменитого итальянского пианиста Ф. Бузони (5). Маэстро высоко ценил талант своей ученицы и прочил ей большое будущее пианистки-виртуоза. Перед возвращением на родину Бузони предложил Елене начать свою концертную деятельность за рубежом. Однако девушка, как и ее сестры Евгения и Мария, мечтала совсем о другом — открыть детскую музыкальную школу на родине, в России.

(5)

Когда в 1891 г. умер отец семейства Ф.О. Гнесин, большая семья оказалась без средств к существованию. Нужно было искать работу. И Елена, сама продолжая учиться в консерватории, начинает преподавать игру на фортепиано в одной из гимназий.
Однако сестры Гнесины от своей мечты не отказались, и в 1895 г. детская музыкальная школа была открыта. Тогда-то на их доме и появилась вывеска, ставшая исторической.

«Маленькая консерватория»

Вначале в школе обучались 20 учеников, педагогический «штат» состоял из сестер Гнесиных. Плата за обучение была небольшой, а некоторых учеников сестры учили бесплатно.
Радостей и трудностей было много. Основной груз забот лег на плечи Елены Фабиановны, вставшей во главе школы. Впоследствии Елена Гнесина говорила: «Мы старались всегда, чтобы наша школа была не фабрикой музыкантов (выделено мной. — Р.Ч.), а эстетически воспитывала молодежь. Прививала любовь к музыке, искусству, красоте и гармонии жизни. Воспитывать у человека потребность в музыке гораздо важнее, чем научить его владеть инструментом».
Трудно переоценить вклад Гнесиных в развитие отечественного музыкального искусства, их роль в становлении и расцвете педагогики. Трудолюбивые, энергичные, полные стремления посвятить себя распространению музыкальной культуры, они работали дружно и увлеченно.
Очень скоро после своего создания школа приобрела известность и авторитет. Это во многом объяснялось тем, что в основу музыкально-воспитательных методов были положены принципы великих русских музыкантов и педагогов: Чайковского, братьев Рубинштейн, Римского-Корсакова, Танеева, Сафонова, Рахманинова (6), Скрябина… Одной из главных отличительных особенностей гнесинской школы был глубокий демократизм. Бытовало мнение, что, если более или менее одаренный ребенок попадет в школу Гнесиных, он наверняка станет профессионалом. Со временем преподавательский штат пополнили еще две сестры и один из братьев — Михаил.

(6)

Заботливое и дружеское отношение семьи Гнесиных к учащимся создавало теплую, домашнюю атмосферу, далекую от казенной сухости. Каждый чувствовал, что его не только учат, но и думают о его будущем. Многим ученикам этот маленький особнячок с большими светлыми окнами, куда они спешили на уроки и где жили три сестры Гнесины, стал вторым родным домом. Многие так и говорили: не «иду в училище», а «иду к Гнесиным», — как бы по делу и вместе с тем в гости. Елена Фабиановна любила до начала урока поговорить, посмеяться с учениками, при случае подарить им какой-нибудь милый пустячок (сейчас бы мы сказали «сувенир»). Так как-то сразу этот уютный особняк стал не только учебным заведением, но и гостеприимным домом, в котором жила музыка, царили влюбленность в искусство, увлеченность учебным процессом. Поэтому совсем не случайно одна из газет того времени писала: «Музыкальная школа Гнесиных — своего рода маленькая Московская консерватория… Педагогическая работа в школе ведется по увлечению, по призванию… Школа Гнесиных симпатична своим общим колоритом, который напоминает музыкальную семью, огромную семью из 200 детей. При обширном, почти консерваторском курсе элементы техники даются школой в очень совершенном виде: на долю консерватории остается лишь окончательная шлифовка».
Удивительные организаторские способности Елены Фабиановны, возглавившей гнесинское начинание, ее любовь к делу, к музыке превратили маленькое учебное заведение в государственную школу, где стали преподавать виднейшие музыканты и композиторы. С 1925 г. школа стала носить имя Гнесиных.
Популярность в Москве всего семейства Гнесиных и их учебного заведения была исключительной. Зайдя как-то в продуктовую лавочку, Елена Фабиановна услышала, как одна из продавщиц шепнула покупательнице: «Посмотри, это сама имени Гнесиных пришла».
Для людей, тянущихся к музыкальному искусству, имя Гнесиных звучало как символ прекрасного.

Педагог и воспитатель

Елена Фабиановна была подлинным реформатором в области обучения детей. С первых шагов она стремилась приобщить маленького ученика к музыке: пела с ним песни, играла ему различные музыкальные примеры, определяя вместе с учеником их характер и выразительный смысл, предлагала подбирать на клавиатуре знакомые мелодии. Попутно рассказывала о музыкальной грамоте, показывала правильную посадку за инструментом. И, конечно, давала массу технических упражнений, объясняя при этом цель каждого из них.
В отечественной фортепианной педагогике Елена Гнесина была и практиком, и методистом. Лучшей иллюстрацией ее метода являются созданные ею сборники «Первые шаги», «Маленькие этюды для начинающих», «Дуэты для маленьких скрипачей», «музыкальные диктанты», «Миниатюры для фортепиано», «Альбом детских пьес для фортепиано», «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники», «Ладушки», «Перезвон», «Пьески-картинки. Вариации», песни на слова Вл. Маяковского, «Чудо-дерево» на стихи Корнея Чуковского...
Елена Фабиановна говорила всегда очень образным языком и даже, делая замечания на уроке, умела так «подать» их, что они запоминались буквально на всю жизнь. Так, во время игры с листа, которая расширяла кругозор и обогащала знание музыкальной литературы, она остроумно прибегала к словам песенки эпохи Французской революции «Ca ira» — словам, которые обычно переводят «Все вперед». «Вот и вы, — советовала мудрый педагог, — когда играете с листа, старайтесь смотреть «все вперед, все вперед», и дело пойдет гладко».
Обогащать знание музыкальной литературы ученикам помогала и собранная Гнесиными уникальная библиотека — полное собрание фортепианных сочинений от клавесинистов до Брамса и Скрябина. Сейчас эта библиотека находится в Мемориальном музее-квартире Е.Ф. Гнесиной.
Как педагог Елена Фабиановна была очень строгой и требовательной. Один из гнесинцев, известный армянский композитор Арам Хачатурян вспоминал: «К ученикам она относилась с исключительной требовательностью, настойчивостью. От ее опытного слуха не ускользала ни одна мелочь. Она никогда не считалась со временем, когда речь шла о достижении художественных результатов. Она воспитывала своих учеников по фортепианному классу в лучших традициях пианистической школы».
Однако особо требовательной Елена Фабиановна была к себе самой. Большое уважение вызывает и ее необычайная чуткость и внимательность к судьбам учащихся. Случалось, что на обсуждениях успеваемости кого-либо решают отчислить (малоспособен или малоперспективен). Но Елена Фабиановна все оттягивает окончательное решение. Было видно, что она жалеет студента, мучается сама, стараясь не признаваться в душевной слабости, и вдруг задает вопрос, обезоруживающий всех: «А может быть, мы сами виноваты в этом?» — и приводит какой-нибудь пример из своей многолетней педагогической практики. И как часто из этих, спасенных ею «средних» учеников выходили толковые музыканты-педагоги, делавшие большое, трудное, полезное и благородное дело.
Чтобы показать учащимся образцовое музыкальное исполнительское мастерство, Елена Фабиановна организовывала концерты, на которых выступали прославленные Мария Юдина, Елена Бекман-Щербина, В. Софроницкий, Рейнгольд Глиэр (7), Г. Нейгауз, Л. Оборин, Э. Гилельс, С. Рихтер, В. Клиберн (8)...

(7)
(8)

Заботясь об общей культуре учащихся, Е.Ф. Гнесина приглашала крупных деятелей искусства, науки, литературы. Приезжали А.В. Луначарский, В.Э. Мейерхольд, Зинаида Райх, Корней Чуковский (9)...

(9)

Необходимой частью воспитания студентов Елена Фабиановна считала концертно-шефскую деятельность. С этой целью были созданы студенческие концертные бригады, которые выступали в школах, на различных предприятиях, в домах писателей, художников, ученых, в воинских частях, госпиталях, санаториях... Это была и помощь, и хорошая практика. В концертах, конечно же, выступала и сама Елена Фабиановна. Она часто исполняла свои любимые «Песни без слов» Мендельсона и произведения Сергея Рахманинова, которого боготворила.
Е.Ф. Гнесина готовила профессионалов-музыкантов широкого профиля: солисты-пианисты, педагоги, концертмейстеры, теоретики, методисты, дирижеры... Ее учениками, ее гордостью стали известные всему миру пианист Лев Оборин, певица Зара Долуханова, дирижер Евгений Светланов, композиторы Тихон Хренников, Арам Хачатурян...
Елена Фабиановна своих учеников любила и любила то дело, которому преданно служила всю жизнь. Только один пример. Когда началась Великая Отечественная война, она не хотела уезжать из Москвы. Но в ноябре, в разгар налетов фашистской авиации, ей пришлось подчиниться постановлению правительства СССР об эвакуации особо ценных работников и уехать в Казань.
Как же остро чувствовалось в Москве отсутствие Елены Фабиановны! И она сама, хоть и работала с полной отдачей сил в Казанском музыкальном училище, очень тосковала по своим ученикам, своему коллективу. И вот однажды, ранним январским утром 1942 года, в тридцатипятиградусный мороз Елена Фабиановна нежданно-негаданно появилась в родном училище. Тут же, не передохнув, — а пришла она с Казанского вокзала пешком, — занялась делами. И через несколько дней в классах, до того времени не отапливавшихся, стало тепло — топились печки-времянки, а Елена Фабиановна энергично хлопотала о дальнейшем улучшении быта коллектива. В тяжелое для страны время она остается в Москве вместе со своими учениками и руководит учебной и военно-шефской работой школы и училища.

Гнесинцы о Елене Фабиановне

1. «Елена Фабиановна была педагогом по призванию. Но это лишь одна из многочисленных граней ее таланта. Кто из юных музыкантов не играл ее чудесные детские опусы? Свое композиторское дарование она посвятила созданию детского репертуара, на котором прекрасно воспитывается музыкальная поросль. Тонкий вкус, яркая образность, удивительное знание «адреса» сделали детские композиции Гнесиной неотъемлемой частью той музыки, с которой начинают свой путь юные музыканты» (Евгений Светланов — пианист, композитор, главный дирижер Государственного оркестра СССР).
2. «Не помню, чтобы кто-нибудь из студентов жаловался Елене Фабиановне на тяжелый быт. Увлеченные интересными занятиями и интенсивной концертной жизнью Москвы, тогда легко доступной студентам, мы не обращали особенного внимания на недостаток питания, отсутствие теплой обуви, нарядной одежды. Но ничто не ускользало от внимания Елены Фабиановны. Она добивалась для нас разрешения обедать буквально за гроши в крохотной столовой, помещавшейся в одном из многочисленных арбатских переулков.
Особенно нуждающимся студентам она помогала найти заработок. По ее рекомендации кто-то переписывал ноты; кто-то давал уроки музыки детишкам, периодически показывая их Елене Фабиановне, — она следила за тем, чтобы преподавание велось правильно. Наиболее способные из этих учеников поступали затем в музыкальную школу.
Беспокоилась Елена Фабиановна и о здоровье учеников. Зимой перебегать из одного нашего здания в другое, рядом стоящее, без пальто строго воспрещалось, вплоть до исключения. Это было ее личное распоряжение» (Н.И. Рогожина, музыковед-историк, педагог, кандидат искусствоведения).
3. «Ум, живой характер, сила воли, настойчивость, умение добиваться намеченной цели составляли великолепный организаторский талант Е.Ф. Гнесиной» (Сергей Ценин, певец, музыковед-критик, автор ряда либретто опер и балетов).
4. «Елена Фабиановна всегда светилась какой-то внутренней духовной красотой... Она сумела привить своим музыкальным «детям», «внукам» и «правнукам» не только благородный вкус, любовь к искусству, но и сознание гражданского долга: музыкант, какой бы он ни был специальности, обязан нести музыку в массы, прививать высокий эстетический вкус, он не может и не должен быть узким жрецом своей профессии, он обязан быть гражданином с широким культурным кругозором, сознавать свою ответственность перед обществом, перед народом. Такова гнесинская школа жизни и искусства. И учениками этой школы, рассеянными по всей нашей необъятной стране, по праву считают себя не только пианисты, но и композиторы, и музыковеды, и исполнители всех специальностей — все, кто имел счастье учиться в учебных заведениях имени Гнесиных, находиться в «гнесинской атмосфере», общаться с Еленой Фабиановной» (Б.В. Левик, преподаватель истории музыки).

Фантастическая щедрость

Говоря о Елене Гнесиной, этом удивительном человеке, нельзя не вспомнить об одной довольно редко ныне встречающейся черте характера, ей присущей. Это полное отсутствие чувства личной собственности, желания обладать той или иной материальной ценностью. Иными словами, отсутствие «вещизма». Всё, что у нее было, при необходимости, не размышляя, она могла отдать для нужд своих учебных заведений: гостиный стол, кресло, нужную для оперного класса настольную лампу с большим кружевным абажуром...
Елена Фабиановна не имела даже своей квартиры. Жила в казенной: в школе, в институте... Ей важно было всегда, круглосуточно быть в мире звуков, быть вместе с учебными заведениями, со своими учениками. Понятие «личная жизнь» для нее было идентично жизни и деятельности училища, школы, института.
О фантастической доброте Елены Фабиановны ходили легенды. Она любила то, что и героиня стихотворения «Я люблю».

Кто-то очень любит марки,
Кто-то кошек, кто собак,
Я люблю дарить подарки
В праздники и просто так...

Она с поразительной легкостью раздавала и раздаривала все, что у нее было. Вероятно, и брать от нее было легко, потому что она уверяла, что ей эта вещь совсем не нужна, и она давно собиралась ее кому-нибудь подарить.
А еще Елена Фабиановна дарила людям свой талант — талант музыканта, организатора и просто хорошего человека, человека редкой души.

Шарадный комитет

Любовь к шутке была фамильной чертой Гнесиных. Елена Фабиановна, склонная к умному и доброму юмору, писала юмористические стихи, устраивала вечера юмора. Первый такой вечер начался с постановки шарад. Группа острословов получила даже название «Шарадный комитет», сокращенно «шарком». Был сочинен «Гимн шаркома».

Мы все шаркомики,
Большие комики,
И в нашем домике
Живем давно...

Гнесинские «капустники» с их знаменитым «шаркомом» получили известность в Москве. Елена Фабиановна была их участницей, а в большинстве случаев — инициатором и организатором.
У Елены Фабиановны набралась целая копилка шуток и курьезов, касающихся как училища, так и отдельных лиц — педагогов и учащихся. Например: один из преподавателей, недовольный исполнением молодого, но уже популярного скрипача, прическу которого украшал падающий на лоб завиток, сказал ему: «Миша, ты все завиваешься, а когда же начнешь развиваться?»
У Елены Фабиановны был даже «Музей глупости» — собрание смешных находок: рисунков, объявлений, изречений. Ее всегда привлекал детский юмор, и она просила педагогов записывать любопытные детские высказывания.
Зная склонность Елены Фабиановны к юмору, некоторые хитроумные студенты научились ловко переключать ее гнев на милость. Их остроумные оборонительные реплики заставляли ее от души смеяться, и после этого урок продолжался в самой миролюбивой обстановке.
Елена Фабиановна могла рассказать что-нибудь смешное и о себе. Вот например: однажды, когда она пришла в гости к Чеховым, денщик дяди Ольги Леонардовны (жены Чехова) доложил о ее приходе так: «Пришла Елена Фортепьяновна!» Антон Павлович и все гости очень смеялись.
Способность посмеяться над собой сохранялась у Елены Фабиановны до конца жизни. Когда ей было уже 90 лет, она рассказывала такой случай: однажды позвонил какой-то иностранец и спросил, не может ли он повидаться с кем-нибудь из семейства Гнесиных. Елена Фабиановна справилась, для чего ему нужна эта встреча, и назвала свою фамилию. Иностранец спросил: «Вы, вероятно, потомок?» — «Нет, — ответила она, — я скорей предок».

Душевный слух

Какой был характер у Е.Ф. Гнесиной? Об этом существовали самые разные мнения. Одни говорили, что она строга, сурова и вспыльчива. Другие — она добра, благожелательна, отзывчива. Кто же был прав? Думается, что правы были и те и другие. Потому что она была нетерпима к лени учащихся, однако говорила: «Я ведь браню только того, в ком толк вижу». Елена Фабиановна была нетерпима и к недобросовестному отношению преподавателя к работе, неправильному поведению кого-либо в коллективе, ко всякой лжи, к тем, кто плохо оштукатурил стену в строящемся здании музыкального училища или института... И с учениками, и с преподавателями она была строга, но в случае надобности защищала каждого со всем жаром, на который была способна.
В общении с людьми ее отличали простота, естественность, умение найти с любым человеком общий язык. Е.Ф. Гнесина являла собой образец доброжелательно-ровного отношения к людям, независимо от их служебного положения.
Даже официальные письма она всегда писала от руки, чтобы показать тем самым уважительное отношение к адресату. Мысли излагала простым «человеческим» языком, без крючкотворства и канцелярских штампов. Если просила о чем-либо, то только для других и никогда для себя лично.
Так сложилась судьба, что родных детей, родных по крови, у Елены Фабиановны не было. Но тем не менее невозможно даже подсчитать, скольких детей она взрастила и воспитала, скольким дала путевку в жизнь, в прекрасный мир музыки за 70 лет своей деятельности!
О любви Гнесиной к детям хорошо известно (10). Она умела найти к ним подход, заинтересовать их и разговаривала с ними обычно на равных. Педагог, музыковед-историк, бывшая ученица Елены Фабиановны Ирина Мацкевич рассказывала, как однажды она зашла к ней в кабинет со своей пятилетней дочкой. Ребенку сейчас же был показан знаменитый аквариум, раздобыта где-то картонная коробка, в которую посажены два живых котенка. Пока взрослые разговаривали о делах, девочка возила кошачий поезд по кабинету, что совершенно не раздражало хозяйку. На прощание она подарила маленькой посетительнице самодельную деревянную лошадку.

(10)

Когда летом по приглашению кого-либо из учителей Елена Фабиановна приезжала на дачу, то всегда собирала вокруг себя ребят. Она увлекала детей игрою в «теневой театр», показывала силуэты разных зверей и птиц, используя различные комбинации пальцев рук. А еще затевала интересные игры, вырезала из бумаги разнообразные фигурки, делая это очень талантливо. На глазах у изумленных ребят появлялись балерины, танцоры, а то и целые хороводы. Из-под ее словно волшебных ножниц будто вылетали смешные галчата с раскрывающимися клювами... И все эти поделки Елена Фабиановна дарила детям, так что без подарков они никогда не уходили.
Е.Ф. Гнесина любила не только присутствовать на экзаменах малышей, но и участвовать в них, проявляя большой интерес к успехам детей. Любила организовывать постановки детских спектаклей. Один из них, спектакль-опера «Гуси-лебеди», был настолько интересен, что неоднократно повторялся, и не только в школе.
В 20-е годы прошлого столетия в школе не существовало весенних мартовских каникул. Но уставший детский организм требовал в эту пору какой-то разрядки, и сестры Гнесины устраивали каждый год веселый праздник для детей, ставший традиционным. Он так и назывался — Детский праздник. Здесь разыгрывались шарады, обычно на музыкальные темы, литературные игры, которых Елена Фабиановна знала огромное множество; было и простое угощение: бутерброды, печенье, морс. Но прелесть всех этих затей была в непрестанном веселье. Даже такую вещь, как очередь за печеньем или морсом, превращали в игру — шествие парами под музыку. Студенты техникума, помогавшие по хозяйству, бывало, становились в конце такой очереди, приседали чуть не на корточки, чтобы сделаться маленькими; на таких согнутых ногах они шествовали под общий смех и, конечно, тоже получали угощение.
Елена Фабиановна не только организовывала эти праздники, но и участвовала в них: в одной сценке она появлялась в костюме Весны, в другой — в роли шарманщика. Закутанная в плащ, в мягкой шляпе, надвинутой на глаза, она крутила шарманку, а педагог Вера Туровская пела. Часто Елена Фабиановна садилась за рояль, играла марши, полонезы и разные другие танцы. И оттого, что сама Елена Фабиановна играет танцы для детей, всем становилось еще веселее.
Е.Ф. Гнесина любила и умела общаться с молодежью. К каждому находила свой «ключик». Человечность, тонкий «душевный слух» давали ей возможность безошибочно оценить человека, его духовный склад, психологический настрой, вникнуть в его сиюминутные проблемы... Одна из ее учениц, в дальнейшем — пианистка, педагог Евгения Ромм-Йоффе рассказывала: «Случилось так, что к концу учебного года я осталась без крова. Каким-то образом Елена Фабиановна узнала об этом. Мне было приказано явиться вечером к ней в кабинет и расположиться на диванчике... Таким образом я прожила до самых экзаменов в семье Гнесиных».
Жизнью своих учеников Елена Фабиановна продолжала интересоваться и после окончания ими учебного заведения. Забота и готовность прийти на помощь своим давно уже взрослым «птенцам» и в работе, и в личной жизни были почти легендарными.
Бывшие «гнесинцы» говорили, что общение с Еленой Фабиановной обогащает и облагораживает. Они высоко ценили ее человеческие качества, такие как преданность в дружбе, способность понять интересы другого человека. Так, например, окончив училище Гнесиных, Виктор Апфельбаум поступил в Академию... художеств, стал профессиональным художником. Елена Фабиановна не сердилась. Возвратившись с Великой Отечественной войны, Виктор написал два портрета Е.Ф. Гнесиной. Зная любовь Елены Фабиановны к цветам — постоянным спутникам ее жизни, художник нарисовал несколько картин: «Розы», «Ландыши», «Сирень»... Оба портрета, полотна с «невянущими» цветами, пейзажи «Берег Оки. Лодки», «Летний пейзаж» Виктор подарил Елене Фабиановне. Обоюдная привязанность педагога и ученика была крепкой и нежной. И когда однажды к Елене Фабиановне пришел известный художник с просьбой написать ее портрет, она, поблагодарив, с гордостью сказала, что ее хорошо и с любовью пишет другой художник — Виктор Апфельбаум, воспитанник их учебных заведений.
Талант общения с людьми ярко проявился, когда Е.Ф. Гнесина несколько созывов избиралась депутатом Моссовета. Помогать людям для Елены Фабиановны было так же естественно, как и дышать. Она не жалела ни сил, ни времени. Так, например, чтобы выполнить одну из просьб начальника колонии для детей-сирот, родители которых умерли или погибли в Гражданскую войну, — хотя бы немного увеличить паек, — она специально встречалась с Н.К. Крупской. Как и в музыкальных учебных заведениях, которыми она руководила, у Елены Фабиановны не было определенных часов приема. Люди могли прийти к ней в любое время.

Человек-эпоха

Непоколебимый дух, энергия, воля, стремление к активной деятельности побеждают то, что казалось непобедимым: возраст, нездоровье, смерть родных и близких... В день своего 90-летия Елена Фабиановна сказала: «Я очень долго живу, но мне хочется прожить еще несколько лет, чтобы успеть сделать еще что-нибудь хорошее для людей, для искусства, для молодежи...»
С конца 1965 года у Елены Фабиановны чаще стала болеть сломанная нога, а потом — страшный диагноз врачей: гангрена. Нужна ампутация. Срочная...
31 мая 1967 года Е.Ф. Гнесиной исполнилось 93 года. Это были уже очень тяжелые дни... А 4 июля ее не стало.
Елена Фабиановна Гнесина — крупная и очень значительная фигура в истории отечественной музыки конца XIX — середины XX века. Человек-эпоха. Одаренная пианистка, композитор, исключительно талантливый педагог и организатор, она была одной из учредительниц частного училища, а затем — организатором целой «семьи» других, уже государственных музыкальных учебных заведений разных ступеней, включая высшую — институт, и более семидесяти лет (!) являлась их бессменным руководителем. Согласитесь, случай уникальный. И еще: ей, вопреки всему, удалось «объять необъятное».
...Если вы пройдете по Поварской — одной из улиц Москвы, то, еще не доходя до здания Российской академии музыки имени Гнесиных, услышите симфонию звуков, летящих из окон классов. Она похожа на своеобразную прелюдию. Прелюдию к вершинам мастерства.
В Российской академии музыки имени Гнесиных учатся будущие пианисты, скрипачи, композиторы, музыковеды... Окончив академию, все они с гордостью будут называть себя — «гнесинец».

* Латинское слово «familia» в переводе на русский язык имеет несколько значений: 1) наследственное семейное (родовое) или приобретаемое в браке наименование лица в отличие от личного имени; 2) семья.