Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №13/2007

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Н о в о с т и   к у л ь т у р ы

Вера Собко

Московский международный художественный салон-2007

Весной в Центральном доме художника происходило весьма знаменательное событие — ежегодный Московский международный художественный Салон. Более того — он отмечал десятилетие со дня первой выставки такого масштаба, объединившей под одной крышей художников России, СНГ и стран Балтии. Открытие Салона было приурочено к 15-летию со дня образования Международной конфедерации художников, появившейся благодаря усилиям самих художников на разрозненном постсоветском пространстве и по мере сил взявшей на себя функции былого Союза художников СССР.

Любовь Орлова. Синяя чаша

Как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. И вот уже десять лет без перерыва на Крымском валу проводятся международные выставки художников бывшего Советского Союза. И если политики не всегда солидарны по многим вопросам, то творческие люди готовы к сотрудничеству и расширению культурного пространства.
Двойной юбилей художников праздновался с поистине государственным размахом. И такое внимание к культуре — бедной падчерице в своем отечестве — по-настоящему радует. В приветственной телеграмме президент В.В. Путин назвал Московский международный художественный Салон одним из наиболее значимых и успешных проектов международного гуманитарного сотрудничества и выразил надежду, что это событие вызовет интерес публики и широкий общественный резонанс. Выступивший на открытии министр культуры РФ А.С. Соколов поблагодарил всех, кто принял участие в выставке, и особо подчеркнул, что это значимая дата: распад Союза обернулся потерями, но появилась альтернатива разрушительным, деструктивным силам. И именно чувство ответственности художников перед искусством позволило найти эту альтернативу. Участников Салона поздравил президент Академии художеств З.К. Церетели, а также председатель комитета Госдумы по делам СНГ А.А. Кокошин.

Сергей Павлов. Орущие дети

Экспозицию Салона открывала небольшая ретроспектива под названием «Оглядываясь назад, смотрим вперед», на которой были представлены ветераны художественного процесса: Татьяна Яблонская, Сергей Герасимов, Виктор Попков, Таир Салахов, Михаил Греку и другие. Центральный зал второго этажа был отдан союзам художников России, стран СНГ и Балтии, а также ведущим художественным мастерским. От Ассоциации искусствоведов демонстрировались полотна Ксении Нечитайло — дерзкие, смелые. Иван Лубенников — руководитель мастерской в Суриковском институте и автор оформления Театра на Таганке, музея Маяковского и новой станции Маяковская — в очередной раз подтвердил независимость и современность своего творчества, представив со своими учениками проект «Оранжерея», в котором живописные полотна объединялись с инсталляциями и скульптурой из металла.

Григорий Потоцкий. Эдит Пиаф

Удивительно мощно и социально заостренно выступила Татьяна Назаренко со своей скульптурой из шамота «Инвалид». Обрубок тела на низкой тележке вызывает ощущение удара. Удара по нервам и по собственному равнодушию. Интерес к социальным темам профессор Назаренко и доцент Русанов прививают своим ученикам, участвовавшим в проекте «Процесс». Мастерская скульптуры под руководством В.Е. Цигаля представила работы в бронзе. Красочны и динамичны книжные иллюстрации Бориса Алимова, к сожалению, не дожившего до открытия выставки. Лаконична и выразительна Любовь Савельева в скульптурах из керамики и стекла и в нестандартных графических работах.
Экспозиции мэтров искусства значительно выигрывали от предоставленного большого пространства и правильной развески произведений. На третьем этаже ЦДХ была сосредоточена, как многие с пренебрежением говорили, «коммерческая живопись». Что греха таить, во многих вещах явно присутствовал элемент вкусовщины и желания угодить нуворишам. Но в то же время надо иметь в виду, что художники тоже люди и живут не одним духом святым. Правда, хотелось бы, чтобы соблюдался более интеллигентный баланс между сплошными красивостями и смыслом произведения. А то многие произведения слишком уж напоминали измайловский вернисаж. И все же внимательный и доброжелательный взгляд способен в этом многообразии найти живые, одухотворенные полотна.

Люся Воронова. Автопортрет

Не иначе как нравственным подвигом можно назвать работы Сергея Павлова — художника, уже четверть века из-за травмы позвоночника прикованного к постели. Трагедия неизбежно вызывает обостренность чувств, и это прослеживается в его работах маслом и коллажах. Жизнелюбив, ярок и при этом склонен к глубоким размышлениям Григорий Потоцкий. Его скульптуры и живописные произведения заслуживают внимательного прочтения. Семейная привязанность к кошкам воплощена почти в каждой картине Екатерины Куклачевой по-детски наивно и простодушно. Основоположник русского неоэкспрессионизма Виктор Казарин продемонстрировал стилистически новые работы, не похожие на его предыдущее творчество — более лаконичные и декоративные. Поскольку художники, как правило, предпочитают эксплуатировать однажды найденный стиль, то за Казарина можно только порадоваться. Его работы были представлены галереей «Аквариус». Директор галереи Наталья Баженова не только собрала достойных мастеров, но также экспонировала собственные работы, наполненные поэзией женственности.

Людмила Гурьева. Арлекина

Приятно было видеть, что и в ХХI веке не утрачено мастерство рисунка. В этом убеждает масштабное полотно Александра Воронкова, рисунки скульптора Олега Закоморного, который обучался этому искусству у Гуго Матвеевича Манизера, а также работы Николая Блохина. Притягательны живописные полотна Любови Орловой, Ольги Абрамовой, Евгения Прокофьева, Карахана Сафербекова, Евгения Крючкова, Людмилы Севериной, Людмилы Гурьевой, Люси Вороновой, Макса Колорова, Игоря Рожонца, Аджинджала Ахры и очень многих других, о которых нет возможности здесь рассказать.
Любой творческий человек — существо нежное и нуждается в поддержке. Поэтому очень огорчают резкие, безапелляционные оценки, которыми пестрит центральная пресса. Похоже, многим журналистам гораздо проще подвергать все остракизму, нежели сделать какой-либо серьезный анализ. А жаль!

Екатерина Куклачева. Кот-рыболов
Александр Воронков. Саломея. Фрагмент
Евгений Прокофьев. Баркас
Наталья Баженова. Беседы небожителей