Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №13/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Наталия Маркова,
зав. отделом графики ГМИИ им. А.С. Пушкина

Братья Лимбург
и «Роскошный часослов
герцога Беррийского»

Братья Поль, Жан (Ян, Иоанн) и Эрман (Херман) Лимбург — самые известные мастера средневековой книжной миниатюры, создатели прославленного шедевра иллюминованной книги — «Роскошного часослова герцога Беррийского».

Трудные времена

Фамилия указывает на то, что они могут быть выходцами из Лимбурга — старинных земель на юге современных Нидерландов. Но обнаруженные в 1950 г. в архиве г. Неймегена документы указали, что переселенцем из Лимбурга был их отец, Арнольд ван Лимбург, братья же родились в Неймегене в 1370–1380-х гг. Ставший в XIII в. резиденцией графов, а затем и герцогов Гелдернских, Неймеген в XIV в. переживал подъем: успешная морская торговля с Англией и немецкими городами, входившими в Ганзейский союз, привлекала сюда предприимчивых людей и новые идеи. Здесь стали строиться церкви, монастыри и конвенты, для украшения которых, а также для обслуживания художественных потребностей двора графов требовалось много умелых ремесленников.
Кипение деловой и художественной жизни привлекли сюда Арнольда Лимбурга, резчика по дереву. Он женился на Метте Малуэль, сестре придворного художника герцогов Жана Малуэля. Представители семейства Малуэль-Лимбург занимались ремеслами: ювелирным, резьбой по дереву, вышивкой, живописью.
Решающую роль в судьбе братьев Лимбург сыграли их собственные родственные связи и династические узы, соединявшие род Герле с французским королевским домом. Герцогиня ван Герле рекомендовала талантливого художника Жана Малуэля своей кузине, французской королеве Изабелле, и в 1396 г. тот отправился в Париж. Около 1400 г. он пригласил во французскую столицу своих племянников и, по-видимому, помог им получить заказ у герцога Бургундского Филиппа Смелого, у которого состоял на службе.
Поразительное по красоте и гармонии искусство братьев Лимбург возникло в трудные для Европы времена. Борьба двух пап — в Риме и Авиньоне — и начинающееся движение за реформу церкви, войны, которые сопровождали борьбу аристократических семейств за королевскую корону, почти столетие бушевавшая в Европе чума, унесшая треть населения… Дворы крупнейших аристократов, покровительствовавших искусству, как герцоги Бургундские или Беррийские, были среди этой смуты и разрухи оазисами, где цвели изящные манеры и искусства.
В это нестабильное время талантливым художникам приходилось искать новых покровителей, переезжая от двора ко двору. Они приносили с собой новые впечатления, впитывали то, что видели у других мастеров, и этот живой обмен опытом и идеями, смешение северной готической традиции и достижений итальянского треченто, породило в искусстве около 1400 г. стиль интернациональной готики, особенностями которого были элегантность и утонченность аристократического искусства.

План Рима (из Роскошного часослова)

Незавершенные шедевры

Для Филиппа Смелого братья создали «Нравоучительную Библию» (1400–1405) (Париж, Национальная библиотека), и это самая ранняя из известных нам работ художников. Содержание книги составляют комментарии к цитатам из Библии, которые сопровождаются миниатюрами с религиозными сценами, по восемь на одной странице (по четыре двумя параллельными столбцами рядом с текстом). Каждая сцена заключена в рамку и напоминает раскрашенные цветные деревянные или каменные рельефы, во множестве встречающиеся в убранстве соборов. Фигуры удлиненных пропорций в одеяниях с певуче струящимися складками, плотно заполняющие пространство каждой сцены, почти не оставляют места пейзажу или архитектуре, данными только намеком. Миниатюры вполне совпадают с «мягким» стилем интернациональной готики, выделяясь из аналогичных произведений качеством исполнения и ошеломляющим количеством — 384 миниатюры успели сделать художники, заполнив первые 24 разворота.
Манускрипт остался незаконченным, смерть заказчика оборвала работу.
В отличие от Жана Малуэля, оставшегося в Бургундии, Лимбурги в 1405 г. перешли на службу к брату Филиппа и тоже принцу королевской крови герцогу Жану Беррийскому (1340–1416). Это была примечательная фигура своего времени. Увлеченный коллекционер, герцог собирал драгоценные камни, монеты, медали, статуэтки, всевозможные диковины, редких зверей. Но главной его страстью были иллюминованные манускрипты. Он их покупал, выменивал, дарил и заказывал художникам. Братья Лимбург работали для своего патрона в Париже и в Бурже, столице герцогства Берри. По источникам известно, что они часто наезжали в родной город, где госпожой была племянница Жана Беррийского, герцогиня Мария Гелдернская. К несчастью, именитый патрон и художники умерли почти одновременно, в 1415 году, как полагают, став жертвами бродившей по Европе чумы, оставив свое самое знаменитое произведение — «Роскошный часослов» — незавершенным.

Благовещение (из Роскошного часослова)

Часословы часто оставались незаконченными. В этом их участь сопоставима со средневековыми соборами, несмотря на огромную разницу в размерах. Как и соборы, книги создавала артель, коллектив мастеров. Одни старательно разлиновывали страницы, оставляя место для инициалов и изображений, помещаемых в тексте между столбцами. Другие писали текст, выделяя важные фразы красными чернилами. Третьи прописывали инициалы. Четвертые украшали поля рукописи витиеватым орнаментом. Затем наступал черед художников-миниатюристов, писавших сцены-картины и маленькие композиции в инициалах, фигуры среди орнамента. Поскольку тетради не сшивали заранее, миниатюристы (их могло быть несколько, особенно в случае объемистых рукописей и богатства украшений) могли работать одновременно. Вот почему нередко в миниатюрах часословов различают стиль нескольких мастеров. Затем наставал черед переплетчика, сшивавшего тетради в единый блок под обложкой из кожи.

Рай (из Роскошного часослова)

Каждая стадия работы над рукописью могла отделяться от другой временным интервалом, иногда достигавшим нескольких лет или десятилетий. За это время сменялись или переезжали в другое место владельцы, и мастера, завершающие работу, привносили в нее специфику местной художественной культуры. И все перипетии откладывались в особенностях украшения манускриптов. Это напоминает напластование строительных периодов при воздвижении соборов, только в миниатюре. Но это же обстоятельство сильно затрудняет атрибуцию манускриптов, не говоря уже об отдельных вырезанных из кодексов листах. Не избегли этой участи и произведения братьев Лимбург. «Роскошный часослов» завершал полвека спустя, в 1485–1489 гг., Жан Коломб. Но и сами они добавили завершающую миниатюру в «Малый часослов» герцога после того, как над ним трудились в течение двадцати лет несколько крупнейших художников, последовательно сменяя друг друга.

Коронование Девы Марии (из Роскошного часослова)

Несмотря на то что теперь известны многие подробности жизни и творчества братьев Лимбург, остается еще много нерешенных вопросов. Первый и главный среди них — вопрос разграничения их художественных индивидуальностей. В документах чаще упоминается Поль или «Поль с братьями». Возможно, он был старшим или наиболее талантливым и возглавлял мастерскую. Серьезные попытки выделить группу работ каждого из братьев предпринимали крупнейшие специалисты, исследовавшие их творчество, но это не дало убедительных результатов, и в целом все же приходится смириться с «коллективным авторством» Лимбургов в отношении созданных ими произведений.
За те немногие годы жизни, что были отпущены им судьбой (смерть настигла их в возрасте 30–35 лет), художники создали около 700 миниатюр в шести манускриптах, в отношении которых их авторство является бесспорным.

Энциклопедия позднего средневековья

Первым заказом герцога Беррийского был «Прекрасный часослов», выполненный в 1405–1408/1409 гг. (Нью-Йорк, Музей Метрополитен) — единственный завершенный и полностью выполненный братьями манускрипт. Он содержит 172 миниатюры (для сравнения можно указать, что часовник считался обильно иллюстрированным, если включал хотя бы двадцать миниатюр). Единство замысла придает книге удивительную стройность и чистоту стиля. Каждая миниатюра занимает большую часть страницы, оставляя внизу пространство лишь для нескольких строчек текста, а поля покрывает сплошной орнамент из стилизованных вьющихся тонких побегов плюща, создавая изящное и пышное обрамление. От архаичных по рисунку и композиции иллюстраций «Нравоучительной Библии» искусство художников эволюционирует ко все большей свободе и ясности, уверенности и совершенству рисунка.
Следующей большой работой художников стал прославленный «Роскошный часослов герцога Беррийского» (1410–1415) (Шантийи, Музей Конде), для которого художники успели выполнить 131 миниатюру.
Часослов необычайно емко и точно отражает стиль жизни и искусства своего времени. Аристократия позднего Средневековья жила идеалами рыцарства и куртуазной любви. Турниры, охота, прогулки в полях и садах, пиры составляли основные занятия знати. Во вкусах царило пристрастие к роскоши, к чистым цветам и контрастным сочетаниям. Особенно ценился блеск — шелков, золота, драгоценных камней, обильно украшавших одежду. Другой особенностью вкуса той эпохи была любовь к подробности. Все эти качества в высшей степени явлены в миниатюрах часослова.
Вместе с тем каждый раздел этой книги дышит новизной, открывает новую страницу в творчестве художников и предвосхищает многие радикальные перемены в искусстве следующего столетия. Рассматривая миниатюры «Роскошного часослова», мы видим, как они насыщаются всё новыми подробностями, почерпнутыми в наблюдении окружающей жизни, как всё более развитыми становятся характеристики пейзажных фонов и архитектуры, множество бытовых деталей входит даже в религиозные сцены, не разрушая, однако, цельности идеального образа.
Миниатюры братьев Лимбург представляют собой настоящую энциклопедию жизни позднего Средневековья, но, кроме того, они раскрывают биографию герцога Беррийского. Мы видим герцога за разными занятиями: пирующим (в миниатюре «Январь» из календаря «Роскошного часослова»), молящимся (на страницах «Прекрасного часослова»), отправляющимся в паломничество (заключительная миниатюра «Малого часослова»), благословляющим молодых в сцене помолвки (миниатюра «Апрель» из календаря «Роскошного часослова»).
Герцогский герб — три золотые лилии на щите с синим полем, окаймленным красной полосой, — то и дело встречается на страницах часослова отдельным изображением или вплетенным в орнамент вокруг миниатюры, неустанно напоминая о владельце и заказчике книги. Мы видим его резиденцию Бурж, дворец в Париже, Венсеннский замок, где герцог появился на свет и где хранил свои художественные коллекции. Такой настойчивый акцент на личности, особенностях индивидуальной биографии, безусловно, примета новых веяний в жизни и искусстве, предвосхищающая ренессансный индивидуализм следующего столетия.

 

Месса святого Григория (из Роскошного часослова)

Художественные особенности

«Роскошный часослов» отличает большая композиционная свобода, многообразие вариаций форм миниатюр и орнаментов обрамлений, при том что художники осуществляли единый план украшения книги с чередованием больших и малых иллюстраций. Сцены вписываются в круг, в сложные обрамления.
Неистощимо разнообразны сочетания текста и изображения. То картинка вставляется в столбец, то текст опускается по центру изображения, от миниатюры отходят завитки растительного орнамента, он же то прихотливо возникает в верхнем или нижнем углу страницы, то вьется по полю вдоль текстовых столбцов. Различен ритм инициалов. Все это не дает глазу утомиться монотонностью, напротив, увлекает неистощимой фантазией. При четкой структуре «текст — изображение» варианты их соотнесения бесконечно разнообразны.
Многие миниатюры «Роскошного часослова» несут печать античного, итальянского, восточного искусства.
В связи с этим выдвигалась даже гипотеза о путешествии художников в Италию. Однако источники этих мотивов были гораздо ближе — античные статуэтки, медали, геммы, монеты были доступны художникам в герцогской коллекции, как и итальянские книги и, возможно, художественные образцы. Связь с Италией, как минимум Северной, скреплялась семейными узами: сестра герцога Беррийского была супругой герцога Миланского.
Из книг о Востоке, в первую очередь из «Книги чудес» Марко Поло, из византийских медалей (медали императоров Константина и Ираклия Палеологов герцог подарил художникам) — восточные веяния.

Астрологический человек (из Роскошного часослова)

Высвобождение миниатюры

Братья Лимбург работали в тот период, когда рождался новый вид живописного искусства — картина. В Средневековье распространенными формами живописи были фреска, витраж или книжная миниатюра. Около 1400 г. появляются первые небольшие картины, написанные на досках, — религиозные сцены, служащие створками скульптурных алтарей, портреты правителей, небольшие двустворчатые складни и триптихи, предназначенные для домашних молелен. Одним из первых художников этого направления стал Жан Малуэль.
Нельзя не отметить сходства в форме иных миниатюр часослова — с полукруглым или прямоугольным навершием, с полуциркульным закруглением вверху — с формами ранних живописных алтарей. Но еще решительнее это направление в сторону высвобождения миниатюры из книги и превращения в самостоятельное живописное произведение демонстрируют восемь больших миниатюр, выполненных на отдельных листах и вставленных в книгу. Их размеры близки между собой, но отличаются от миниатюр в книге; на оборотах не предусмотрены поля для текстов. Два из этих изображений вообще не характерны для состава часословов — это «План Рима» и «Астрологический человек». Очевидно, эти дополнительные листы были вшиты в кодекс позднее: из-за смерти заказчика и художников книга осталась незаконченной, и душеприказчики герцога обнаружили ее в виде нескольких тетрадей, заботливо сложенных в драгоценном ларце, как свидетельствует запись в инвентаре имущества герцога 1416 г. Но выбор сюжетов миниатюр, несомненно, определен заказчиком. Особенно интересен «Астрологический человек».
Искусство книжной миниатюры, поднявшееся в Средние века в лучших своих созданиях до уровня большого искусства, до сих пор мало известно широкому зрителю. Миниатюры составляют неотъемлемую часть книги, которую они украшают, и с этим связаны трудности их показа на выставках. Событием сенсационным стала выставка, устроенная в 2005 г. музеем Хет Валкхоф в Неймегене. Центром экспозиции были около 30 миниатюр из «Прекрасного часослова» братьев Лимбург, представленные в окружении произведений их современников из Франции и родного Гелдерна.
Этой выставкой город отметил свое 2000-летие.