Наталия Маркова,
зав. отделом графики ГМИИ им. А.С. Пушкина
Поклонение волхвов
Художники создали две миниатюры – «Встреча волхвов» и «Поклонение волхвов». Обе выполнены на больших листах и составляют своего рода диптих, они более связаны между собой, чем с книгой в целом.
В отличие от сюжета «Поклонения волхвов» предшествующая ей встреча почти не отражена в искусстве, и миниатюра братьев Лимбург — редкое исключение.
В Евангелии от Матфея (2: 1-12) говорится о волхвах (мудрецах) из восточной страны, пришедших поклониться и поднести дары новорожденному Иисусу. В Средневековье легенда обросла подробностями и символическими толкованиями, в частности, определилось число волхвов — три. Их образы стали воплощением трех возрастов человеческой жизни — юности, зрелости и старости, их соотнесли с королями трех разных стран, а затем и известных континентов, и наделили именами. В миниатюре Лимбургов старец Мельхиор на первом плане — его облик напоминает изображения на медалях византийского императора — возможно, персонифицирует Европу (христианский мир); едущий слева Бальтазар (средний возраст) с черной окладистой бородой, как на персидских рельефах, соотносится с Азией, а юный Каспар — с Африкой: его коня ведет под уздцы негр.
Поскольку к Ироду в Иерусалим и далее в Вифлеем волхвы пришли вместе, предполагалось, что они должны были где-то встретиться. Местом их встречи художник сделал пирамиду из камней — «гору радости» (франц. montjoie), отмеченную к тому же изящной готической часовней. Такой каменной горой паломники в Святую землю обозначали место, с которого впервые открывался вид на Иерусалим. Сам Иерусалим изображен в виде Парижа — легко узнаются Нотр-Дам, Сен-Шапель и монастырь на холме Монмартр. Над городом сияет большая золотая звезда, по которой волхвы находили путь. Встреча волхвов напоминает съезд правителей, каждого из которых сопровождает многочисленная свита.
Повествование продолжается на следующем листе, где мы видим тех же персонажей спешившимися и преклонившими колени перед Марией с младенцем Христом — в знак смирения земных правителей перед царем небесным. Их свиты слились в одну многолюдную толпу, восточный колорит которой подчеркивают тюрбаны, халаты, верблюды и леопарды. За Марией видна группа нарядно одетых святых жен; из-за их спин выглядывают пришедшие поклониться пастухи. И хотя скромная постройка обозначает место действия как хлев, все происходящее носит оттенок праздничного придворного приема. В небе сияет звезда, и золотые ангелы поют по нотам рождественские гимны. Чтобы разместить их хор, художник приподнял верхнюю рамку изображения в виде полукружия.
Колорит миниатюры определяет светлое и праздничное трезвучие лазурно-синего, розово-сиреневого и белого с обильным вкраплением золота. Виднеющийся на горизонте Вифлеем написан с Буржа, с высокой башней Сент-Этьен и Святой капеллой, повторяющей парижскую Сен-Шапель, в которой герцог держал свои главные реликвии — обручальное кольцо Святого Иосифа и каплю молока Мадонны, где хотел быть похороненным и где был каноником четвертый из братьев Лимбург — Рогир (Рожье).