Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №13/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Наталия Маркова,
зав. отделом графики ГМИИ им. А.С. Пушкина

Астрологический человек

На этой миниатюре представлено двойное изображение человеческой фигуры — лицом и спиной к зрителю, — заключенное в мандорлу (миндалевидное обрамление). Нельзя не отметить мастерство передачи естественности позы и совершенства изображения обнаженной фигуры мастерами, еще не владеющими ренессансной практикой натурного рисования.
В бордюр большой мандорлы помещены 12 знаков зодиака, следующих друг за другом против часовой стрелки; рядом с каждым знаком на белых лентах названия месяцев и количество дней; по внутреннему и внешнему краю мандорлы нанесены астрологические таблицы. Знаки зодиака меньшего размера воспроизведены на человеческой фигуре по вертикали (заметим, что в обоих случаях год начинается с марта — Овна, как было принято в Нидерландах до 1582 г.): на голове — Овен, на шее — Телец, из-за плеч выглядывают Близнецы, на груди — Рак (в виде краба), на сердце — Лев и т.д. Надписи в четырех углах раскрывают связь знаков зодиака со сторонами света, первостихиями и человеческими темпераментами. К примеру, надпись в верхнем левом углу говорит о том, что люди, рожденные под знаками Овна, Льва, Стрельца, по темпераменту холерики, мужественные, горячие, соотносятся с Востоком и стихией огня; а надпись в правом нижнем углу гласит, что «дети» Рака, Скорпиона и Рыб — флегматики, холодные, женственные, северные, находятся под влиянием стихии воды.
«Астрологический человек» наглядно показывает связь физической природы человека с мирозданием как она мыслилась в Средние века, и подобные изображения типичны для медицинских трактатов того времени. Врачи пользовались астрономическими таблицами и даже квадрантами в повседневной практике, поскольку производить медицинские процедуры разрешалось только при благоприятном расположении планет и небесных светил и надо было уметь их вычислять.
Создавая эту миниатюру, художники могли использовать в качестве образца иллюстрации и сведения из других книг герцогской библиотеки — среди ее трехсот томов 24 книги составляли трактаты об искусстве и науке. К тому же из документов известно, что еще в бытность на службе у герцога Бургундского Филиппа Смелого братья жили в Париже в доме врача его высочества и многие знания могли почерпнуть из общения с этим ученым человеком.