Елена Ермолинская,
кандидат педагогических наук,
ИХО РАО
Интегративные художественные технологии
Интегрированные занятия изобразительным искусством — объемная, многоуровневая, многомерная структура, позволяющая проектировать множественность видов художественного проявления ребенка на уроке, привлекать произведения разных видов искусства и использовать обширный материал из различных областей знания. Интегрированные уроки изоискусства — это выход учебных и педагогических проблем за рамки предметно-профессиональных, узко изобразительных
и искусствоведческих. Интеграция в художественной педагогике способствует расширению образовательного пространства урока искусства, включению в структуру занятий изобразительным искусством вопросов исторического, социального, культурологического, краеведческого, географического, национального порядка. Благодаря такому взгляду
на процесс изобразительного развития ребенка в его сознании выстраивается объемный культурный срез, который, в свою очередь, способствует расширению мировоззрения, формированию в его сознании целостной картины мира.
Концептуальные различия
Опыт работы с педагогами общеобразовательных школ показывает, что первоначальное их знакомство с концепцией интегрированного обучения сопровождается одним и тем же вопросом: «А что же здесь нового? Мы всё это делали, когда осуществляли межпредметные связи». Этот вопрос вскрывает концептуальное различие между традиционным подходом к образованию и концепцией интегрированного преподавания предметов гуманитарно-художественных циклов.
Различий достаточно много, и они существенны. Во-первых, работа педагога или группы педагогов в режиме интеграции и взаимодействия предметов — это целенаправленная и систематическая работа, а не разовая или фрагментарная акция. Во-вторых, в основе занятий стоит вектор развития ребенка (духовного, эмоционально-образного, творческого, жизненных представлений и пр.), который опирается на обучение и воспитание, но является доминантой. В-третьих, формируется целостное представление о мире, работает фактор историзма, чувство единения с природой, понимания себя, своей роли в пространстве мира, чувство времени. В-четвертых, изменение направления обучения по вектору развития и формирования целостного художественного сознания меняет педагогическую природу образовательного процесса: подходы, цели, задачи, методы, методики, личность самого педагога. Педагоги, на практике познавшие возможности и результаты интегрированного преподавания, уже не могут и не хотят работать по-другому. В-пятых, интеграция в искусстве делает педагогику личностно ориентированной. Искусство всегда обращено к личности, вектор искусства направлен в будущее. Оно работает на формирование индивидуальной эмоциональной «фактуры» и способности личности эмоционально откликаться на происходящее в мире. Искусство создает условия формирования самостоятельного мнения, видения, оценки происходящего, проявления индивидуальной реакции, саморазвития.
В основе уроков искусства должен лежать творческий акт. Творчество в искусстве основано на создании (порождении) художественного образа. «Образ — это мысль, а мысль — это цель, устремление, потребность человека. Образы, понятия, слова и действия — это формы мысли» (Б.П. Юсов).
Целенаправленная и систематическая работа в период всего обучения ребенка в школе в условиях интегрированного преподавания образовательных предметов позволяет этой потребности в творчестве (мыслить, создавать, действовать) преобразоваться в неотъемлемое качество его личности и формировать представление о мире как целостной и гармоничной структуре, в то время как изолированные, обособленные и самодостаточные образовательные дисциплины знакомят ребенка с достижениями, законами и открытиями частных наук, таких, как математика, физика и проч.
Уроки искусства требуют от ребенка не меньше, а значительно больше усилий, чем другие образовательные дисциплины, если это полнокровный урок, а ребенок работает с полной отдачей. Полнокровный урок искусства — это такой урок, на котором учащийся выступает в разных качествах: творца (создателя художественного продукта), потребителя искусства; урок, на котором развиваются познавательные способности и каналы восприятия, усваивается материал по предмету и расширяется кругозор, осваиваются изобразительные навыки.
Отсутствие видимых перегрузок на предметах художественного цикла и активное желание учащихся заниматься объясняется тем, что учебный процесс на уроках искусства строится на интересе. Ребенку должно быть интересно на уроке! А если ребенку интересно, он может без устали заниматься заинтересовавшим его делом, не замечая времени. Следовательно, интерес в образовательном процессе срабатывает как здоровьесберегающий фактор педагогической технологии.
Интеграция образовательных предметов возможна в том случае, когда этого требуют логика учебного материала и свободная воля педагога. Нельзя насильно интегрировать учебные дисциплины, если к этому нет логических предпосылок в учебном материале. Нельзя заставить педагогов работать во взаимодействии, если они не видят в этом необходимости.
Насильственная интеграция невозможна, поскольку интеграция — это гармония целостного. Нельзя провести интеграцию по предмету от первого до последнего урока. Но там, где есть такая возможность, ее надо выстраивать.
Примерное планирование
уроков МХК и ИЗО
Примером может служить поурочное планирование уроков МХК, литературы, ИЗО в 5-м классе. В данном случае на основе взаимодействия двух дисциплин было построено пять уроков. Далее программный материал учебного предмета ИЗО имел свою логику развития, не зависящую от предмета МХК (таблица 1).
Таблица 1. Примерное планирование уроков МХК и ИЗО в 5-м классе
Государственная образовательная система, с одной стороны, очень формализована, а образовательные методики основаны на традиционном количественном, категориально-понятийном подходе в обучении, направленном на запоминание учащимися отдельных фактов, терминов, понятий. С другой — эти формализованные знания осваиваются учащимися на отдельных, изолированных, не поддержанных друг другом образовательных предметах. Несогласованны в современной школе не только методики преподавания дисциплин, рассогласованны учебные программы и историко-культурный вектор учебного материала.
Так, в 6-м классе тема «Культура Древней Греции» по литературе идет в начале учебного года, по МХК — начиная со второй четверти, поскольку в первой четверти учебник по МХК предлагает материал по Древнему Египту, а на истории учащиеся изучают Древнюю Русь. Таким же рассогласованием отмечены и учебные программы 7-го и других классов. Учащимся предстоит в одно и то же время усваивать материал по истории разных культур и разных времен, что формирует фрагментарность знаний. Они, накладываясь друг на друга, создают в головах определенную сумятицу, которая отнюдь не улучшает качество обучения и уровень запоминания. Гораздо эффективнее строить образовательный процесс на основе взаимодействия и интеграции предметов гуманитарно-художественного цикла.
Тот же материал 6-го класса можно спланировать разумно и эффективно, если в основе преподавания будет заложен принцип взаимодействия и интеграции образовательных предметов гуманитарно-художественного цикла. Например, так (из опыта работы школы № 541 г. Москвы) (таблица 2).
Таблица 2. Примерное планирование уроков МХК и ИЗО в 6-м классе
Вариант взаимодействия образовательных дисциплин по этой учебной теме может быть другим, когда закладывается поурочное планирование четырех образовательных предметов: МХК, изобразительного искусства, литературы, внеклассного чтения. Планирование составлено с учетом того, что в сетке учебных часов школы (школа № 877 г. Москвы) есть два учебных часа на уроки изобразительного искусства (таблица 3).
Таблица 3. Примерное планирование уроков МХК, ИЗО, литературы и внеклассного чтения в 6-м классе
Открытость нескольких предметов общей теме, в данном случае изучению культурного наследия Древней Греции, позволяет найти пути интеграции и взаимодействия между ними, что существенно повышает образовательный уровень уроков. Интеграция позволяет, сохраняя локальные образовательные задачи каждого конкретного учебного предмета, выделить единые задачи развития, образования, воспитания и тем самым целостно их решать, а также использовать знания учащихся и их творческие работы в обобщающем мероприятии, например «Великие Дионисии». Все это дает возможность не только повторить и закрепить пройденный материал по интегрируемым предметам, но и обогатить его дополнительной информацией, не включенной за недостаточностью времени в учебный процесс.