Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Елена МЕДКОВА

Хараппская цивилизация
IV–II тыс. до н.э.

За 4 тыс. лет до наступления новой эры в бассейне Инда возникла мощная городская цивилизация, которая оказала большое влияние на всю последующую культуру Индии. На ее базе сложился повсеместно распространенный культ богини-матери. До сих пор она покровительствует каждой деревне и каждому семейному очагу, до сих пор именно к ней обращены просьбы крестьян. Идеал женской красоты — пышная грудь, тонкая, как стебель, талия и очень широкие бедра, — запечатленный в терракотовых фигурках богини плодородия/змей/деревьев (это всё — разные лики одного и того же божества), и поныне является в Индии эталонным. Об этом свидетельствует сохранившийся до наших дней обычай при выборе жены проверять, пролезет ли под лежащей на боку невестой кошка.

Нагиня (полуженщина-полузмея)
Храм Лакшмана. X в.

Священное дерево пипaл (индийская смоковница), рядом с которым стоит богиня-мать или которое заменяет ее в позднейшей традиции брахманизма-индуизма, становится опорой мира (Мировым древом), а в буддизме — священным бодхи — деревом просветления Будды.

Танцовщица из Мохенджо-Даро
II тыс. до н.э.

Культ коровы и быка, до сих пор запрещающий индусам употреблять в пищу их мясо, также восходит к хараппской цивилизации, о чем свидетельствуют их многочисленные скульптурные изображения из камня, терракоты и бронзы, а также изображение на печатях из древнего города Мохенджо-Даро (что значит «холм мертвых»).

Мужской торс. Хараппа
III тыс. до н.э.

Главный кормилец и тягловая сила индийского земледельца превратился в волшебного белого быка Нанди, на котором разъезжает Шива, и в сказочную корову Сурабха, исполняющую все желания (то же самое, кстати, делает и корова из русской народной сказки «Крошечка-хаврошечка»).

Танцующий Шива. Период Чола. XII в.

Частые изображения змеи на тех же печатях указывают на древность культа змей. Змей в Индии боятся и почитают. На бытовом уровне защиты от их укусов ищут у богини Манасы. В индуизме космический тысячеголовый змей Шеша держит на себе всю Землю, служит ложем бога Вишну, когда тот спит между актами творения, и является символом бесконечности (Ананта). В буддизме кобра защищает Будду во время его молитвы от внезапно хлынувшего ливня. Сам Будда, будучи бодхисатвой, проживает жизнь благочестивого царя нагов (мифические полулюди-полузмеи) Чампейи.

Статуя Будды с колесом на пятке
Династия пала. X в.

Функции древнего трехликого божества с рогами на голове, перед которым склонились буйвол, носорог, тигр, горный козел и слон (изображение на печатке из Мохенджо-Даро), унаследует ведический неистовый бог-охотник Рудра, а позднее брахманский Шива в виде Шивы-Пашупати (владыки зверей). Те же звери позже придут к престолу Будды послушать его первую проповедь. На печатях хараппской цивилизации впервые появляется характерная для всех индийских аскетов, а также для изображений Будды поза лотоса — поза углубленной медитации.

Печать с трехликим божеством из Мохенджо-Даро
III тыс. до н.э.

В круглой скульптуре того же периода обнаруживаются две устойчивые тенденции, свойственные индийской традиции изображения человека. Первая из них проявилась в небольшой бронзовой фигурке девушки-танцовщицы: в угловатых формах ее тела, удлиненных пропорциях, динамичности разорванного силуэта, энергии танцевальной позы. Позднее точно так же будут двигаться (или, скорее, обозначать движение) прекрасные небесные девы-ансары и индуистские боги Вишну в аватаре (воплощении) влюбленного пастуха Кришны и Шива в виде «космического танцора», своим вечным танцем жизни, отлитым в форму знака-символа, регулирующий мировой порядок.

Печать с быком из Мохенджо-Даро
III тыс. до н.э.

Вторая тенденция воплотилась в великолепном мужском торсе из красного известняка, в котором энергия жизни (прана) выражается не через движение, а через чувственную наполненность реалистически смоделированной поверхности тела, чаще всего пребывающего в состоянии покоя.
По существу, в этой маленькой статуэтке мы впервые сталкиваемся с цельной, уже сложившейся оригинальной концепцией пластики обнаженного человеческого тела, концепцией, которая определит лицо индийской культуры на многие тысячелетия, вплоть до наших дней.

Богиня плодородия Матхура
Нач. I тыс. до н.э.

Единственным достижением хараппской цивилизации, которое не получило прямого продолжения в культурной традиции будущего, является высокая инженерно-строительная техника и планировка городов. Регулярный план Мохенджо-Даро, одного из наиболее крупных городов той эпохи, поражает воображение своей рациональностью и продуманной функциональностью. В нем прямые улицы, ориентированные с севера на юг и пересекающиеся под прямым углом с улицами, идущими с запада на восток, обеспечивали городу прекрасную вентиляцию, рациональное освещение домов, а связанная с уличной сетью водопроводная и канализационная система — высокую культуру санитарии и гигиены.

Великая богиня из Мохенджо-Даро
III тыс. до н.э.

Техника обжига глины была настолько совершенной, что кирпич было трудно расколоть, и спустя 27 веков он был вполне пригоден для использования в новом строительстве (из этого кирпича была возведена буддийская ступа). Монументальные стены городов возвышались над окружающей равниной на многие десятки метров, а сами города были подобны ступенчатым рукотворным холмам — новые дома после наводнений строились на старых фундаментах, как на платформах.
К сожалению, высокие технологии работы с камнем и кирпичом были забыты на целых 12 веков и открыты вновь только в середине I тыс. до н.э., когда в долине реки Ганг возвысилось государство династии Маурьев.