Период правления династии Маурьев.
IV–II вв. до н.э.
Архитрав северной тораны Великой Ступы
III в. до н.э.
На оси Вселенной
В период империи Маурьев (IV–II вв. до н.э.) при царе Ашоке новое религиозное и философско-нравственное учение — буддизм — получило государственную поддержку. Возрождается культура каменного строительства. Это происходит на базе опыта центров, связанных с хараппской цивилизацией, а также под влиянием эллинизированного искусства Персии (здесь сказались личные вкусы Ашоки). Это особенно чувствуется в уникальной технике обработки скульптуры, венчающей колонны (стамбхи) Ашоки. Мемориальные каменные столбы числом около 30 с буддийской символикой и текстами были расставлены вдоль царской дороги, ведущей к месту рождения Будды. Монолиты высотой 10–15 м увенчаны капителью в виде перевернутого лотоса и скульптурными изображениями львов и быков.
Особенно интересна колонна, воздвигнутая на месте первой проповеди Будды в «Оленьем парке». Ее венчает изображение четырех львов, на спинах которых высилось «Колесо Закона». «Львом Закона» называли самого Будду, который не только пустил катиться по миру «Колесо» своего учения о «Законе» жизни, но и смотрел за его исполнением, охватывая своим взором весь мир (головы львов ориентированы по сторонам света). Фигура льва повторена на ободе круглой абаки (фриза) колонны, где она символизирует Север — место, откуда в Индию пришло учение Будды.
Изображенные на абаке фигурки лошади, быка, слона, лебедя и колеса столь же символичны. Лошадь — символ Солнца, бога Сурьи, Юга и в то же время жеребца, который унес Гаутаму из зачарованного дворца. Бык — это символ неба, божественного перевозчика Шивы, Запада, а также созвездия, под которым родился Будда. Слон — символ муссонных облаков, несущих плодородие Востока, священное животное Индры, знак избранничества при рождении Будды. Колесо с 24 спицами — символ единства начала и конца, безначального и бесконечного бытия. Лебедь — символ духовного просветления человека, стоящего на пороге нирваны.
Весь этот сложный символический комплекс, соединяющий в себе мифологические образы ведийского периода и буддизма, отлитый в безупречную художественную форму, вознесен к небу на колонне, которая сама по себе является осью, стержнем Вселенной.
Кайтьягриха в Карле, штат Махараштра. I в. н. э.
Символика Ступы
Буддизм поощрял строительство храмов (чайтья), монастырей (вихара) и мемориальных сооружений (ступы, стамбхи). При этом вечные идеи должны были воплощаться с помощью вечных материалов — камня, кирпича. Возведение при Ашоке (273–232 гг. до н.э.) буддизма в ранг официальной религии вызвало бурный рост культового строительства. По приказу самого царя на территории империи Маурьев (бассейн Ганга и Декан до широты Мадраса) было построено 84 тысячи ступ, в которых хранились реликвии Будды. Форму ступы, по преданию, определил сам Шакьямуни, отвечая на вопрос, каким ему видится его погребальное сооружение. На сложенный плащ им была положена полусферическая чаша для подаяния.
На самом деле, разумеется, архитектурным прообразом ступы была круглая деревянная хижина арийцев с опорным столбом посередине, а также могильные курганы доарийских племен. Символика ступы многослойна и связана с многими культурными традициями. Полусфера ступы — это одновременно и священная гора Меру, и древний символ бога неба Дьяуса, и символ бесконечности и гармонии мира, и буддийский символ нирваны, и, в конечном счете, символ самого Будды.
Ступы были монолитными (высеченными из камня насыпными курганами, облицованными кирпичом или песчаником). В редких случаях внутри ступы сооружали прямоугольные камеры-реликварии. Алтарь с оградой, вознесенной над полусферой, являлся моделью Вселенной. Шест, пронизывающий всю ступу и устремленный в небо, — это ось Вселенной, Мировое древо, связь неба и земли. Многоярусные «зонты» на конце шеста символизируют и многоярусность верхнего мира, и ступени восхождения к нирване. Ступа окружена оградой (ведика) с четырьмя воротами (торана) по сторонам света.
Лаконичная простота и монументальная мощь отличают Великую ступу из Санчи, заложенную при Ашоке в 250 г. до н.э. Мощный нерасчлененный объем холма, возносящегося на высоту в 16,5 метра (при диаметре в 36,5 метра), полностью господствует над окружающей его оградой, сложенной из гладких, без всякого орнамента, каменных столбов и перекладин. Соединяющая в кольцо все столбы верхняя балка усиливает впечатление монолитности сооружения, которое по своему масштабу очень напоминает мегалитические постройки Стоунхенджа. Ворота поставлены в середине I в. до н.э. и относятся к следующему периоду развития индийской архитектуры. Они сплошь покрыты декоративными и символическими рельефами на сюжеты буддийской мифологии.
Кайтьягриха в Карле.
I в. н. э.
Храмовое зодчество
Храмовое зодчество этого времени представлено в основном пещерными храмами и монастырями. Храм-пещера как убежище-укрытие от волнений и проблем внешнего мира (майи), как место уединения бога или мудреца, где в первозданной тишине можно услышать истинное слово, а во тьме прозреть свет истинного учения, был вызван к жизни философией раннего буддизма (времен хинаяны), хотя и имеет древнюю символику, связанную с представлениями об изначальном лоне праматери земли, из которого всё рождается и в которое всё возвращается (лоно-могила).
Первые пещеры-храмы появились в III в. до н.э. и имели трехчастную форму (вестибюль, прямоугольный зал для молящихся, круглое святилище со ступой в центре). Классическая форма пещерного храма сложилась позднее (II в. до н.э. — II в. н.э.) и продержалась вплоть до раннего Средневековья (VII–IX вв. н.э.), когда традиция строительства пещерных храмов сошла на нет: она предполагает небольшой вестибюль и углубляющийся внутрь скалы трехнефный зал с апсидой, в которой размещалась вырезанная из камня ступа как священный объект поклонения.
Формирование принципов каменной архитектуры Индии шло очень своеобразным путем. В камень переводятся конструктивные формы, созданные в дереве, но осмысливаются они не как структура несущих и несомых элементов, не тектонически, а как некий образ этих функций, воплощенных в камне методами не архитектуры, а скульптуры. Пространство пещеры создается путем вырезания его из массива горы, которая продолжает присутствовать в виде единой нерасчлененной материи стен, перекрытий, колонн, скульптуры. Внутреннее пространство храма — не реальная конструкция, а скорее символическое изображение распределения сил во Вселенной. Колонны не столько несут тяжесть сводов, сколько своим вертикальным ритмом изображают это. Их количество и масса избыточны, при этом тенденция к избыточности нарастает: от стройных многогранных колонн пещер в Бхадже (II в. до н.э.) к круглым монолитам, стоящим стеной в пещерах Аджанты (VI–V вв. до н.э.).
Ложные деревянные ребра свода парят в воздухе, ни на что не опираясь. В ранних храмах под ними сгущалась тень, а в более поздних появляется широкая лента декоративного фриза, покрытого рельефами.
«Солнечное окно», форма которого повторяет форму деревянной двухскатной крыши, не столь функционально (художественный эффект внутреннего пространства рассчитан на искусственное освещение и таинство полумрака), сколь символично. Оно подобно всевидящему солнечному оку, которое связывает между собой разные уровни мира. Сама ступа, модель мира в лоне праматери-земли, которое само в некотором роде является моделью мира, своей мощной пластикой делает наглядным излучение духовной энергии с конца венчающего ее шпиля, трансформируя монотонный ритм параллельных арок-ребер в зале в центрическую напряженную композицию апсиды, стягивая их в одну точку духовного напряжения.
Развитие пещерных храмов шло по линии усложнения: от аскетической простоты геометрических форм буддийских храмов в Бхадже и Карле к пластической насыщенности, драматизму, экспрессии и сверхчеловеческой мощи образов поздних индуистских храмов (пещеры Аджанты, VII–IX вв. н.э.).