Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №15/2007

НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ

Н а у ч н ы е   ч т е н и я

Валерий Привалихин,
г. Томск

ВЕЛИКИЙ СИБИРСКИЙ ПУТЬ

История создания самой длинной в России картины

Имя Павла Яковлевича Пясецкого — врача, путешественника, литератора, худож­ника, автора более полутора десятка панорам, самая знаменитая из которых «Великий Сибирский путь», — в течение всех лет существования советской власти находилось под запретом. Причина для советского времени веская: классово чуждый человек, дворянин, действительный статский советник, был знаком с императором Николаем II и членами царствующего дома Романовых, прославлял их в своем художественном творчестве, демонстрировал все свои вновь созданные панорамы в Зимнем дворце, был личным другом военного министра генерала А.Н. Куропаткина, дружил со многими царскими министрами и генералами.
Однако cегодня, как и более века назад, интерес к творчеству П.Я. Пясецкого-художника необычайно велик. Панорамы его с любопытством рассматривали жители Нью-Йорка, Бонна, Эдинбурга; их хотели бы заполучить во многих городах России и за рубежом. Тем более что художник Павел Пясецкий зарисовал чуть не полмира — помимо России, многие уголки Англии, Франции, Китая, Японии, Болгарии, Персии, Узбекистана, Казахстана он изобразил на своих замечательных панорамах…
Я не берусь утверждать, что картина «Великий Сибирский путь» — самая большая в мире, но вот в России, уж точно, больше ее нет. Картина эта имеет длину 942 (!) метра. Создание ее связано со строительством Транссибирской магистрали — железнодорожного пути от Урала до Тихого океана. Время ее написания — 1894–1900 годы, место написания — Сибирь. Что изображено на масштабном полотне — явствует уже из названия. Об истории создания картины-панорамы чуть позднее, а сначала несколько слов о ее авторе.

Павел Яковлевич Пясецкий (1843–1919) родился в городе Орле. Там прошло его детство. После окончания гимназии будущий автор «Великого Сибирского пути» поступил в Московский императорский университет на медицинский факультет. В студенческие годы, имея склонность к рисованию, сделал многие сотни «медицинских» рисунков — по анатомии, гистологии. Получив диплом врача, работал в старейшей, основанной в 1776 году, московской Екатерининской больнице. Врача Пясецкого интересовали проблемы пе­ресадки кожи. В 28 лет он защитил докторскую диссертацию «О возрождении эпителия», после чего перебрался в северную столицу. В Петербурге служил в Главном военно-медицинском управлении. В свободное время учился в Академии художеств. Полтора года вольнослушателем шлифовал свой природный дар живописца в мастерской П.П. Чистякова, наставника талантливейших русских художников Сурикова, Репина, Поленова, Врубеля…
После полутора лет обучения занятия П. Пясецкий прервал, так как получил приглашение участвовать в научной экспедиции в Китай. Как врач Павел Пясецкий следил за здоровьем членов экспедиции, а как художник делал зарисовки для акварельной картины-панорамы Китая. Кроме того, собирал в Китае минералогическую коллекцию. По возвращении в Петербург написал двухтомную книгу «Путешествие по Ки­таю в 1874–1875 гг. (через Сибирь, Восточный и Северо-Западный Китай)», и следом, в 1876 г., книгу «О санитарных условиях и медицине в Китае», а также 72-метровую картину-панораму «От середины Китая до Западной Сибири». Писал живописец на листах плотной бумаги шириной в пол­метра; листы склеивал между собой, потом наклеивал для придания прочности на холст. Две книги и картина-полотно были едва готовы, когда в 1877 г. грянула война, и военврач П.Я. Пясецкий оказался на Балканах в действующей армии. Воевал в течение всей кампании 1877–1878 гг. Лечил раненых воинов, заболев тифом, лечил себя сам…

Как знать, может, все сделанное прекрасным художником, писателем, врачом, неутомимым путешественником забылось бы теперь, если бы не акварельная картина-панорама «Великий Сибирский путь». Воистину это художественное творение уникально, как страна Сибирь.
С просьбой написать это полотно к Павлу Пясецкому обратились в 1894 г. железнодорожники. То, что обратились именно к нему, имеет свою предысторию.
Во время русско-турецкой кампании 1877–1878 гг. военврач Павел Пясецкий вылечил тяжелораненого участника зимнего перехода через Балканы 29-летнего офицера для особо важных поручений при штабе армии Алексея Николаевича Куропаткина. Врач и его подопечный крепко подружились. П.Я. Пясецкий вскоре после завершения войны уехал в двухгодичную командировку в Англию и Францию. Когда вернулся в Россию, Куропаткин, в то время уже губернатор Закаспийской области, пригласил Павла Яковлевича в гости. (Пройдет еще несколько лет, и Куропаткин станет военным министром, главнокомандующим русской армии в Русско-японской войне 1904–1905 гг., и Пясецкий будет сопровождать его во многих поездках — в Персию, Китай, Японию, на русский Дальний Восток.) Из поездки в гости к другу Пясецкий привез картину-панораму Закаспийской железной дороги длиной в 170 аршин (аршин равен 0, 71 м), и картина-панорама эта привлекла внимание железнодорожников, понравилась.
С мая 1891 г. велось сооружение Сибирской железной дороги от Урала до Тихого океана. Летом 1894 г. руководители строительства обратились к Пясецкому с просьбой написать картину — панораму Сибирской железной дороги. В письме оговаривалось, что законченная работа должна иметь вид непрерывной картины-ленты шириной не менее ? аршина, быть исполнена акварельными красками, оговаривались условия оплаты, выбор пунктов местности для зарисовки, какую помощь в предоставлении транспорта должны оказать железнодорожники художнику и т.д.
Павел Пясецкий известил управление, что он полностью изготовил картину-панораму длиной 250 аршин от Самары до Каинска (ныне г. Куйбышев Новосибирской обл.). К качеству работы железнодорожники претензий не имели, но вот к цене… 18 тысяч 500 рублей показалось руководству слишком дорого, и с художником решили не заключать нового договора, ограничиться тем, что есть. Но картину-панораму увидел председатель комитета по сооружению Сибирской железной дороги император Николай II. Она ему очень понравилась, и он пожелал, чтобы работа была непременно продолжена. Последовало высочайшее распоряжение министру путей сообщения и министру финансов. Это совпало с известием, что в апреле 1900 г. в Париже откроется Всемирная выставка, и уже в ноябре 1895 г. Россия заявила об участии в этой выставке. Император пожелал, чтобы картина-панорама демонстрировалась в Париже. Фактически Николай II и решил судьбу картины «Великий Сибирский путь». Павлу Пясецкому незамедлительно выплатили сполна причитавшиеся деньги и заключили соглашение на продолжение работы. Кроме того, художнику был выделен специальный вагон-мастерская и двухосный вагон для отдыха и сна.
23 мая 1897 г. была полностью готова, передана художником руководству строительства Сибирской железной дороги картина-панорама участка от Волги (Самара) до ст. Обь (ныне Новосибирск).
Может возникнуть вопрос, почему так долго шла работа у быстро творившего П.Я. Пясецкого?
Параллельно Павел Пясецкий работал над картиной-панорамой от Каспийского моря до Тегерана и над еще двумя, посвященными чете Романовых, — «Москва в дни священного коронования 1896 года» и «Пребывание Их Императорских Величеств во Франции». В 1897 г. в составе высокой миссии на крейсере «Россия» художник побывал в Британии, где проходили юбилейные торжества в честь королевы Виктории, и тоже на картине-панораме запечатлел это событие…
Но вернемся к картине «Великий Сибирский путь».
Пясецкий работал быстро, азартно, увлеченно. Согласно договору, он должен был к концу 1899 г. закончить масштабное полотно для Парижской выставки. Вагон Павла Пясецкого с надписью «Мастерская художника» мелькал на огромном рельсовом пути Транссибирской магистрали. Картина-панорама в 1285 аршин длиной была подготовлена к открывшейся 1 (14) апреля 1900 г. Всемирной выставке в срок. Правда, без Уссурийского (Владивосток — Хабаровск) участка. (Работа над этой частью полотна откладывалась на более поздние сроки, Пясецкий сделал ее в 1903 году как подарок к своему 60-летию.)
Успех на выставке в Париже картина «Великий Сибирский путь» имела огромный. Члены жюри отметили ее Большой Золотой медалью, создатель полотна был награжден французским орденом Почетного легиона. И в России П.Я. Пясецкого не обошли почестями и наградами за этот труд. Картина должна была перейти в собственность МПС, но проследовала в Русский музей императора Александра III. Министр путей сообщения князь М.И. Хилков в письме к Николаю II подчеркнул, что поскольку Сибирская дорога была предметом особой заботы его августейшего родителя, то справедливо будет, если картина станет собственностью Русского музея императора Александра III.
О картине-панораме «Великий Сибирский путь» вспомнили в 1990-х гг., появились публикации, снимки. В октябре 2004 г. ОАО «Российские железные дороги» выделило деньги на реставрацию панорамного полотна. После завершения реставрации картина-панорама «Великий Сибирский путь» Павла Пясецкого — художественное творение мастера, отображение подвига строителей Транссибирской магистрали, равной которой нет в мире, — будет наконец извлечена из запасников Эрмитажа, где она теперь находится, и предстанет перед зрителем. Впечатляющая своим размахом, отмеченная высоким мастерством, картина-панорама «Великий Сибирский путь» дает возможность видеть, как выглядела Сибирь более века назад, когда ее только-только взялись по-настоящему осваивать: станции Челябинск, Курган, Омск, станция Обь и село Кривощеково (нынче там почти двухмиллионный город Новосибирск), Томск, Тайга, Мариинск, Красноярск, Иркутск, Чита, Маньчжурия, Харбин, Владивосток… Таежные просторы и дикие степи, горы, строящиеся поселки, вокзалы, мосты через крупные сибирские реки Тобол, Иртыш, Обь, Енисей, Кан, Китой, Селенга, Сунгари, сами эти могучие реки, озеро Байкал, тоннели, — все это донесла до нас гигантская картина-панорама Павла Яковлевича Пясецкого. Картина, напоминающая нам, потомкам, об умении наших теперь уже далеких предков трудиться.

Статья опубликована при поддержке сервиса "БЕЗАГЕНТА", с помощью которого Вы сможете быстро подобрать недвижимость в Новосибирске. Никто не откликается на Ваше объявление"сниму комнату в Новосибирске без посредников"? Вы, конечно, и дальше можете сидеть и ждать звонка или ответа на электронную почту с предложением, способным Вас заинтересовать. Не проще ли зайти на сайт bezagenta.info, где представлена ежедневно обновляемая база объявлений о сдаче квартир, домов, комнат, участков, а также коммерческой недвижимости? Как знать, быть может, объявление о сдаче комнаты или квартиры, подходящей Вам по всем параметрам, уже ждет Вас? Не теряйте времени, воспользуйтесь сервисом "БЕЗАГЕНТА", и, уверены, уже совсем скоро Вы пригласите друзей на новоселье.