Каждому образованному человеку хорошо знакомы имена и произведения великих живописцев, архитекторов, скульпторов различных эпох и направлений в искусстве. Имена не менее великих мастеров, представляющих искусство не столь монументального характера, искусство «малых форм», к сожалению, менее известны. Однако каждый читающий человек с огромным удовольствием берет в руки прекрасно оформленную и иллюстрированную книгу, будь то художественное произведение или школьный учебник по литературе.
Книжная иллюстрация — особый жанр изобразительного искусства, и ее авторы тоже заслуживают нашего внимания. Иллюстрация не существует в отрыве от литературного произведения, хотя, конечно, и она может стать экспонатом художественной выставки. Иллюстрация должна быть частицей целостного организма — книги, в которой, помимо иллюстраций, важно и оформление титульного листа, и различные заставки, концовки, и шрифты. И все это требует мастерства и художественного вкуса. Художник в данном случае выступает не просто как иллюстратор, но как Мастер Книги. Одним из замечательнейших мастеров, виртуозов книги
в русском (советском) искусстве является
Владимир Андреевич Фаворский.
Биография
Фаворский родился в Москве 2 (14) марта 1886 года. Интерес к рисованию проявился у него очень рано: «Я начал рисовать потому, что рисовала мать, а она рисовала потому, что дед был художником». Мальчик посещал вечерние занятия по скульптуре в Строгановском училище, а в 1903 г. поступил в частную художественную школу, открытую известным живописцем К.Ф. Юоном.
1906–1907 гг. Фаворский провел в Германии, в Мюнхене, где был студентом частной художественной академии Шимона Холлоши и посещал лекции по истории искусств в Мюнхенском университете. В этот период художник много путешествовал по Италии, Австрии, Швейцарии. К 1907 г. относятся и его первые опыты работы в технике гравюры. Фаворский окончательно решает обратиться к графике, несмотря на то что наставники прочили ему будущее успешного живописца: «Возможно, я даже стал бы хорошим живописцем, но предпочел графику. Предпочел как изобразительное искусство, более доступное людям, чем живопись, как искусство массовое».
Статья опубликована при поддержке
интернет-аукциона "СитиЛот". Беспроигрышный интернет-аукцион позволяет попробовать сначала выиграть популярный товар, а если это сразу не получилось, то купить его по рыночной цене за вычетом потраченных денег на попытку выигрыша. На нём можно купить популярную технику со скидкой до 97%. На сайте есть лоты, где iPhone 6S доставался победителям меньше, чем за 3000 рублей.
При покупке товара теперь можно не только сэкономить, но и делать это с азартом. Подробную информацию Вы сможете узнать на сайте, который располагается по адресу: http://citylot.ru.
По возвращении в Москву Фаворский поступает в Московский университет на историко-филологический факультет. Его дипломная работа была посвящена творчеству Джотто. В 1918 г. он создает серию гравюр «Виды Москвы» и делает заставки-инициалы для «Суждения господина Жерома Куаньяра» А. Франса (книга увидела свет только в 1963). Его успехи в жанре графики весьма значительны, и уже в 1919 г. Фаворский становится профессором графического факультета Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), а в 1923 г. их ректором. Он оказался не только выдающимся художником, но и блестящим педагогом, его учениками были А.А. Дейнека, А.Д. Гончаров, Ю.И. Пименов.
Как художник Фаворский завоевал признание и у себя на родине, и за рубежом. В 1925 г. проиллюстрированная им «Книга Руфь» получает гран-при на Международной выставке декоративных искусств в Париже. В 1962 г. Фаворский становится членом Академии художеств СССР. Проходят три его персональные выставки — в Ленинграде, Львове и Лондоне. В 1963 г. он стал народным художником СССР.
Техника
Фаворский работает в технике ксилографии — гравюры на дереве. Ксилография — традиционный способ оформления книги, еще первопечатные книги — инкунабулы — иллюстрировались и украшались таким способом. Фаворский использует технику торцовой ксилографии. Печатная форма, с которой делается оттиск, представляет собой доску поперечного распила из твердых пород дерева, на которой специальными инструментами — штихелями — вырезаются штрихи. На доску наносится черная тушь, вырезанные штрихи остаются белыми при оттиске, остальное пространство — черным.
Но для Фаворского ксилография не только техника исполнения иллюстраций, но и своеобразная философия творчества. работу гравера с «черной доской» он сравнивал с работой скульптора с каменной глыбой. И в том и в другом случае творец, отсекая все лишнее, постепенно из бесформенной массы высвобождает образ. Но «путь от замысла к изображению имеет много ступеней», и первый оттиск всегда сначала немного разочаровывает — требуется корректировка, после которой делаются новые оттиски, и так до тех пор, пока изображение не обретет совершенную форму.
Художник книги
Фаворского можно назвать настоящим Художником книги: он уделял внимание не только иллюстрации, но и оформлению книги в целом. Мастер должен передать стиль книги, а «это достигается только всей совокупностью элементов оформления: и шрифтом, и заставками, и иллюстрациями». Очень важно, чтобы иллюстрации соответствовали характеру иллюстрируемого материала: «оформить книгу, раскрыть средствами изобразительного искусства мир, созданный писателем, это не только ответить на сюжет, но и на стиль литературного произведения. На мой взгляд, эти два момента неразделимы».
Фаворский разрабатывает собственную теорию книжной иллюстрации: «меньше всего надо заботиться о выражении своей индивидуальности, она обязательно будет выражена, если художник найдет основное, если, поняв писателя, согласно его теме, определит его». Таким образом, у Художника книги две основные задачи: первая — интерпретация литературного произведения, создание образа, вторая — «создать вещь из книги при помощи форзаца, обложки, шмуцтитулов».
Основные произведения
Первым опытом Фаворского в книжной иллюстрации стало оформление произведения Анатоля Франса «Суждение господина Жерома Куаньяра» (1918). Художник выполняет заставки-инициалы, в русской традиции такие заставки называются буквицами. Внутрь больших декоративных заглавных букв помещаются человеческие фигуры. Украшение книги инициалами — старинная традиция, идущая еще из раннего Средневековья. Фаворский придает этой традиции современное звучание.
В 1925 г. художник оформляет «Книгу Руфь» в переводе А. Эфроса. Он создает целый книжный организм — это и обложка, и авантитул, и титул, и фронтиспис, пять сюжетных гравюр, виньетки. Мастеру замечательно удается передать эпический характер произведения. Эта книга становится самостоятельным произведением искусства, известным далеко за пределами России.
В 1932 г. Фаворский иллюстрирует «Рассказы о животных» Л.Н. Толстого. «Чтобы иллюстрировать это произведение, надо быть сугубым реалистом». Художник старается соответствовать реалистической манере писателя: «Рассказ в этой иллюстрации доведен до предела, но таким способом он становится особенно реальным». Самым ярким примером можно назвать иллюстрацию к рассказу «Акула».
В 1939 г. он иллюстрирует калмыцкий эпос «Джангар» (в переводе С. Липкина). Для работы над этой книгой художник совершает путешествие по Калмыкии и в своих иллюстрациях использует сделанные тогда наброски, в первую очередь портретные. Фаворский выполняет фронтисписы (заставки) к каждой из 12 песен эпоса, «черные» иллюстрации на полную страницу, орнаментальные линейки, буквицы. По мнению мастера, образы народного эпоса наиболее подходят для воплощения их в технике гравюры. В «Джангаре» Фаворский сочетает реалистичные моменты (портретные черты персонажей) со сказочностью, фантастичностью, свойственными подобным произведениям.
Иллюстрация к «Рассказам о животных»
Л.Н. Толстого. 1932
В 1940 г. Фаворский выполняет иллюстрации к «Гамлету» Шекспира (в переводе Б. Пастернака). В 1947 г. он снова обращается к Шекспиру и оформляет сборник его сонетов. «Сонеты» — удивительно изящная книга, ее оформление полностью соответствует духу шекспировской поэзии. В 1949 г. выходит сборник стихотворений шотландского поэта Роберта Бернса, иллюстрированный Фаворским. Здесь стиль оформления сильно отличается от стиля шекспировских сонетов. Художник прекрасно передает различные настроения стихотворений Бернса — от шотландских идиллий до героического пафоса. Концовки часто выполняются в виде маленьких натюрмортов — это или цветы, или шотландский чертополох, или листы бумаги и перо — оружие поэта.
Пожалуй, самые известные работы Фаворского — иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (1950), «Борису Годунову» (1954) и «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина, за что в 1962 г. он был удостоен Ленинской премии.
В оформлении использованы заставки-инициалы
к «Суждению господина Жерома Куаньяра»
Анатоля Франса