Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №15/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Елизавета ЗОТОВА

Смерть Бориса

(иллюстрация к трагедии «Борис Годунов»)

В 1954–1955 гг. Фаворский работает над оформлением трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Так же как и в иллюстрациях к «Слову о полку Игореве», перед художником стоит задача — сделать так, чтобы описываемая эпоха была легко узнаваема. Но если в гравюрах, украшающих «Слово», больше эпичности, былинности, то иллюстрации к «Борису Годунову» в гораздо большей степени историчны. Художник уделяет пристальное внимание костюмам, интерьерам — все это должно строго соответствовать годуновской эпохе (конец XVI века). Он использует орнаменты, характерные для той эпохи.
Фаворский оформляет всю книгу целиком: фронтиспис с портретом А.С. Пушкина, титул с изображением Гаврилы Пушкина — одного из персонажей трагедии и предка автора. Большие развороты заняты сценами «Воцарение Бориса» и «Борис и юродивый», малые развороты — «Корчма» и сцена у Лобного места. Постраничные иллюстрации: «Пимен и Григорий», «Монолог Бориса», «Борис у детей», «Сцена у фонтана», «Смерть Бориса», концовка «Народ безмолвствует».
Иллюстрации к трагедии Пушкина полны экспрессии, достигающейся как за счет мимики и жестов персонажей, так и благодаря использованию контрастного света. Контрастный свет — главный акцент в большинстве гравюр цикла, он напоминает сценическое освещение, ведь «Борис Годунов» — драматическое произведение. И по своему композиционному решению иллюстрации вызывают ассоциации со сценической постановкой. Особенно это бросается в глаза в сцене «Борис и юродивый».
Фаворский придает особое значение проработке индивидуальных портретных черт персонажей — прежде всего, конечно, образа царя Бориса. Но и в знаменитом эпизоде «Народ безмолвствует» изображена не безликая толпа, а очень разные лица, на которых можно прочитать различную реакцию на происходящее, — оказывается, и безмолвствовать можно по-разному: кто-то горестно опустил голову и закрыл глаза, кто-то надменно смотрит на зрителя, кто-то испуган, а кто-то совершенно спокоен.
Одна из самых известных гравюр к «Борису Годунову» — «Смерть Бориса». В этой иллюстрации Фаворскому удалось с потрясающей достоверностью передать характер сцены. Царь Борис уходит из этого мира с достоинством. Перед смертью он дает подробные наставления своему сыну Феодору о том, как править страной. Юный Феодор испуган:

Феодор (на коленях)
Нет, нет — живи и царствуй долговечно:
Народ и мы погибли без тебя.

Царь
Все кончено — глаза мои темнеют,
Я чувствую могильный хлад...

Композиция гравюры построена очень гармонично. Основа ее — контраст двух фигур: молодой Феодор на коленях, в черном одеянии, и умирающий царь Борис, в белом. Столь излюбленный художником контраст черного и белого — основное выразительное средство ксилографии. И конечно, резкий, контрастный свет, бьющий из зарешеченного окна, падающий на лицо царевича и по сценическим законам привлекающий внимание зрителя к данному персонажу.