Владимир Фаворский.
Плач Ярославны.
Иллюстрации к «Слову о полку Игореве».
1954
В 1954 г. выходит издание «Слова о полку Игореве» с иллюстрациями Фаворского. Работу над книгой художник начинает еще в 1937-м, четыре раза приступает к оформлению «Слова...» и все переделывает заново.
Издание 1954 г. готовилось с двумя параллельно идущими текстами — древнерусским и русским в переводе Д.С. Лихачева. Иллюстрации должны были идти «в разворот», то есть охватывать две страницы. По мнению Фаворского, такая удлиненная форма способствует передаче эпического характера всей вещи.
«Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова» — наверное, самый знаменитый памятник древнерусской литературы. «Трудно, по-моему, — говорил Фаворский, — даже в мировой литературе найти эпическое произведение, равное «Слову...». Оно датируется концом XII века и повествует о походе русских князей под предводительством новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев. Поход обречен на неудачу, затмение, которое наблюдает войско Игоря, сулит несчастья. И действительно, войско Игоря разбито, князь попадает в плен к половцам.
На фронтисписе книги представлен «автор» — далее следуют семь сюжетных гравюр: «Начало похода (затмение)», «Первая битва», «Битва Буй-Тура Всеволода», «Святослав в Киеве», «Плач Ярославны», «Разговор Игоря с Донцом», «Возвращение Игоря».
Особо важной проблемой стал выбор стилистики иллюстраций. Главным для Фаворского было понять стиль произведения древнерусской литературы и передать его в оформлении книги. Художник решает проблему таким образом: это взгляд на события с точки зрения современного человека. Иллюстрации Фаворского мало напоминают миниатюры средневековых рукописей или иконопись, но в то же время прекрасно отражают текст произведения и передают дух эпохи, каким его представляет себе современный читатель.
Самый известный фрагмент «Слова...» и, наверное, самая известная иллюстрация Фаворского из всего цикла — «Плач Ярославны». Недаром литературоведы в один голос называют этот фрагмент самым поэтическим в «Слове...».
Ярославна, жена князя Игоря, стоит на крепостной стене. В мольбе протягивает она руки, обращаясь к солнцу:
Светлое и трижды светлое солнце!
Всем ты тепло и прекрасно:
Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи на воинов моего лады?
В поле безводном жаждою им луки скрутило,
Горем им колчаны заткнуло?
Плачущая Ярославна — символ всех русских жен, ждущих своих мужей с войны и оплакивающих свою участь. Фигура Ярославны на гравюре Фаворского очень выразительна, молящий жест сильно акцентирован (пропорции ладони заметно увеличены по сравнению со всей фигурой), что придает особую экспрессию образу.
Очень интересно показан другой «персонаж» этого эпизода — ветер, — к нему Ярославна тоже обращается с упреком. Ветер дан с помощью белой продольной штриховки и изображения гнущихся от его порывов деревьев. В иллюстрации к этому, как и к другим эпизодам, пейзаж сказочно хорош — в древнерусской литературе немалая роль уделяется описанию природы и природных явлений, и художник искусно отражает это в своих гравюрах.