Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №15/2007

УРОК МХК

У р о к   М Х К

Татьяна Шклярова,
преподаватель МХК, истории и французского языка школы № 182,
Санкт-Петербург

Остров просвещения

Шедевры петровского барокко и классицизма в архитектуре Санкт-Петербурга

Занятие проводится в 11-м классе при изучении раздела «Художественная культура XVIII — первой трети XIX века», темы «Шедевры классицизма в архитектуре Санкт-Петербурга» (программа «Мировая художественная культура: от XVII века до современности» Г.И. Даниловой). Перед путешествием ученики изучают темы «Архитектура барокко», «Шедевры классицизма в архитектуре России».

Цели образовательного путешествия:
— познакомить учащихся со старейшими учебными заведениями Санкт-Петербурга;
— научить «общаться» с городом, видеть его, «расшифровывать тексты», которые содержат объекты городской среды, выявлять возможные пути получения информации;
— создать условия для понимания взаимосвязи городских объектов с событиями истории страны, мира;
— развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление;
— воспитывать художественный вкус, потребность в освоении ценностей мировой культуры, родного города;
— использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Советы педагогам

Само словосочетание «Остров Просвещения» отсылает учащихся к карте Петербурга. Очевидный факт отсутствия такого острова побуждает задуматься о том, почему так названо путешествие? Кроме того, слово «просвещение» должно вызвать ассоциации с названием эпохи, образ которой будут пытаться реконструировать учащиеся.
Самостоятельно осваивая городское пространство от Стрелки Васильевского острова до Горного института, исследуя архитектурный ансамбль Стрелки, Кунст­камеру, Академию наук, Двенадцать коллегий, Меншиковский дворец, Академию художеств, Горный институт, школьники не должны ограничиваться формальной классификацией: Меншиковский дворец — петровское барокко, Биржа — высокий классицизм. Система заданий должна вызывать у учащихся желание рассмотреть памятник, увидеть в нем источник информации о времени, городе, людях, истории.

Сопровождение на маршруте

Каждая группа получает для работы на маршруте следующие материалы: 1) маршрутный лист; 2) карту маршрута, на которой учащиеся должны самостоятельно отметить осмотренные ими здания; 3) словарь архитектурных терминов; 4) таблицу для заполнения.

Маршрутный лист

Каждая историческая эпоха обладает своим стилем, выраженным в произведениях искусства. Архитектура — яркое свидетельство мировоззрения своего времени, сплав искусства, науки и техники. Она, быть может, более других явлений культуры говорит о человеке и человечестве.
Вам предстоит совершить путешествие по набережным Петербурга и познакомиться с шедеврами барокко и классицизма — свидетелями века Просвещения. Во время этого путешествия постарайтесь ответить на вопросы, которые помогут вам реконструировать основные черты того времени.

I. Начните ваш маршрут с восточной оконечности самого большого петербургского острова — Васильевского (1). Название площади, где вы находитесь, – Биржевая — связано с названием сооружения, с которого начинается ваше путешествие (здание Биржи (2, 3, 4)). Найдите его. Внимательно рассмотрите. Поразмышляйте:
— Что вам напоминает это сооружение и почему?

(1)
(2)

— Когда и почему культура античного мира стала вызывать интерес в Европе и России?
— Как называется художественный стиль, стремящийся к воспроизведению античности? Каковы его характерные черты?
— Кто способствовал проникновению традиций художественной культуры античности в Санкт-Петербург?
— Как архитектурный облик этого здания связан с его назначением? Какие элементы фасада могут подтвердить или опровергнуть ваше мнение?
— Предположите, когда было построено здание и в связи с чем появилась потребность в его сооружении.
— Как здание соотносится с ландшафтом?
Пересеките площадь, подойдите к пристани.
— Что позволяет вам утверждать, что перед вами архитектурный ансамбль старого порта?

(3) (4)

— Какие здания составляют ансамбль? Обоснуйте свое утверждение.
— Еще раз внимательно рассмотрите площадь. Запомните и постарайтесь описать (или письменно зафиксировать) возникающее у вас впечатление. Что вы почувствовали? Запишите 4–6 ключевых слов, способных передать ваши мысли и чувства.
— Какой образ государства создает площадь в вашем воображении?
— Какое чувство должны были испытывать иностранцы, прибывающие в столицу Российской империи, ступив на эту площадь?
— Какая из идей эпохи воплотилась в главном здании, возведенном на Стрелке Васильевского острова?
— Почему этот памятник, выполненный в традициях художественной культуры античного мира, не является слепым подражанием, а считается уникальным произведением искусства? Обоснуйте свой ответ.

II. Вознесенный над крышами домов, похожий на глобус, необычный макет подскажет направление вашего дальнейшего движения (к Кунсткамере (5)). Поразмышляйте:

(5)

— О чем рассказывают памятные мемориальные доски на одном из фасадов здания?
— Как расшифровывается название здания?
— О какой стороне деятельности Петра I можно узнать в этом здании?
— Чем отличается его планировка от архитектурной композиции Биржи?
— Мысленно представьте Кунсткамеру рядом с Биржей. Что в них общего и что различного?
Выберите из перечисленных ниже те слова, которые передают ваше впечатление от Биржи и Кунсткамеры: строгость, монументальность, ясность, величавая простота, ансамбль.
— Какое здание вам кажется более величественным? Обоснуйте свой ответ.
— В чем заключается принципиальное отличие архитектурного облика Биржи от Кунсткамеры? Назовите характерные повторяющиеся детали, которые украшают фасад здания Кунсткамеры.
— О принадлежности к какому архитектурному стилю говорят формы фронтонов Биржи и Кунсткамеры, оформление окон, цвет стен и украшающих их деталей?
— Почему башню венчает модель движения планет Солнечной системы?
— Подумайте, какой из двух музеев Кунсткамеры разместился в башне? Обоснуйте свой ответ.
— Что объединяет Биржу и Кунсткамеру сегодня?
Не забудьте заполнить таблицу.

III. А сейчас по той же набережной вперед, к зданию, в которое было переведено учреждение, должное, по мнению Петра, «приобресть нам в Европе доверие и честь, доказав на деле, что у нас работают для науки и что пора перестать считать нас за варваров, пренебрегающих наукой» (здание Академии наук (6, 7)).

(6) (7)

— Суждено ли было Петру увидеть это прекрасное здание?
— Внимательно рассмотрите его. Какое ощущение у вас возникло и почему?
— Что является единственным украшением этого здания?
— О его прошлом и настоящем предназначении подскажут вывески на фасаде. О ком и о чем еще могут рассказать вывески?
— Как это здание связано с именем первого русского академика? Кто он?
— Есть ли что-либо общее в архитектурном облике Биржи и этого здания?
— В чем заключается отличие?
— Можно ли на основании проведенного сравнительного исследования утверждать, что они относятся к одному архитектурному стилю? Если да, то обоснуйте свой ответ.
Монументальность, ясность, лаконичность, величавая простота, строгость, торжественность, холодность, доминанта ансамбля — выберите из этого ряда те определения, которые, по вашему мнению, наиболее точно характеризуют это здание. Обоснуйте свой выбор.

IV. Название набережной, где вы находитесь, связано со зданием, которое должно стать следующим пунктом вашего маршрута (Университетская набережная и здание Двенадцати коллегий (8, 9)).

(8) (9)

— Как оно называется? Рассмотрите его.
— Сравните его с предыдущим. Что вам показалось необычным? Обойдите здание и постарайтесь найти его парадный фасад.
— Где он находится и почему? Рассмотрите, как он украшен.
— Каково было первоначальное предназначение здания и как ему соответствовал архитектурный облик? Мысленно вообразите его рядом с Кунсткамерой. К какому архитектурному стилю оно принадлежит? Аргументируйте свой ответ.
Сделайте необходимые записи в таблице.

V. Почти сразу за корпусами университета вы увидите дом, привлекающий внимание необычной для нашего времени высокой кровлей с переломом (Меншиковский дворец (10)).

(10)

— Вспомните, где вам уже приходилось видеть такую кровлю?
— Когда-то этим домом владел «счастья баловень безродный», первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга. Когда это было?
Внимательно рассмотрите центральную часть здания. Найдите парадный вход.
— Какая декоративная деталь над порталом позволяет узнать имя владельца?
— Как она называется (пилястра, картуш, волюта, ризалит, тяга, лопатка)? Подчеркните правильное название. Что обозначает этот термин? (Используйте приведенный в конце словарь терминов.)
— Какую форму имеют фронтоны, украшающие боковые выступы — ризалиты?
— Какие на них еще есть украшения, позволяющие утверждать, что перед вами дворец в стиле петровского барокко?
— О каких исторических событиях хранят память стены дворца? Вообразите себя одним из гостей, приглашенных на знаменитые петровские ассамблеи.
— Во что вы должны быть одеты?
— Как должны вести себя?
— Придется ли вам танцевать, и если да, то какие танцы и под какую музыку?
— Представьте себе, кого вы могли здесь встретить?
— Каков должен быть интерьер дворца, построенного на «европейский манер в итальянском стиле»? Воспользуйтесь подсказкой: «Светлейший любил роскошь, бывал в Европе, обладал хорошим художественным вкусом и во многом подражал Петру».

VI. Следующую остановку на вашем пути подскажут пушкинские строки:

Грустен и весел, вхожу, ваятель,
в твою мастерскую:
Гипсу ты мысли даешь,
мрамор послушен тебе...
Сколько богов, и богинь, и героев!..

Найдите это здание (Академия художеств (11, 12)), античных богинь и героя, упомянутых Пушкиным.

(11) (12)

— Что вы знаете об этих богинях и герое?
— Что они символизируют? Помогают ли догадаться о предназначении здания или просто служат украшением?
Предложите свои версии. Обоснуйте их.
— Внимательно рассмотрите здание. Что привлекло ваше внимание?
— Внимательно рассмотрите центральный ризалит. Постарайтесь его описать, подберите 4–6 ключевых слов, передающих ваше впечатление.
Мысленно попробуйте убрать боковые части центрального ризалита. Какая архитектурная конструкция перед вами?
— К какому архитектурному стилю вы ее отнесете? Обоснуйте свое мнение.
— Рассмотрите, какую форму имеют карнизы и аттики боковых частей центрального ризалита. Какие еще элементы декора стен, окон и цокольного этажа говорят о сочетании разных архитектурных стилей? Назовите их.
— Внимательно прочтите мемориальную надпись над входом. В чем ее смысл?
— Каково современное предназначение здания и соответствует ли оно первоначальному?
— Какие научные учреждения находятся в этом здании?
— По чьей инициативе было учреждено это учебное заведение?
— Кто был его первым «главным директором»?
— Какие имена великих художников, скульпторов, архитекторов связаны с ним?
— Если вам не удастся найти ответы на все вопросы, к кому вы обратитесь за необходимыми разъяснениями?
— К какому периоду классицизма относится этот памятник архитектуры? Обоснуйте свой ответ.
Заполните таблицу.

Таблица для заполнения во время путешествия

VII. Последний пункт вашего путешествия — первое в России и второе в мирe высшее учебное заведение подобного назначения.
Всеволод Рождественский посвятил его создателю строки, которые укажут вам направление вашего дальнейшего движения:

И над дельтой невских вод холодных,
Там, где вьюги севера поют,
Словно храм в ___ (дорических) колоннах,
Свой поставил ___ (Горный) институт (13, 14).

(13) (14)

Внимательно рассмотрите здание. Заполните пропуски в стихотворении.
— В каком архитектурном стиле построено здание института? Обоснуйте свой ответ.
— Что служит главным скульптурным украшением здания института?
Внимательно рассмотрите скульптурные группы по обеим сторонам от входа. Предположите, почему они здесь поставлены? Если вам трудно ответить на этот вопрос, постарайтесь вспомнить древнегреческие мифы о Персефоне и Аиде, о подвигах Геракла. Соотнесите имена героев с римскими. Попробуйте дать свое название каждой из скульптурных композиций. Как, по вашему мнению, эти скульптурные группы тематически связаны с назначением здания?
— Докажите, что эти скульптуры служат не только для украшения, но и имеют смысловое значение.
— К какому периоду классицизма относится это здание?
— Объясните роль и значение института в России того времени, когда он был создан, и в наши дни.
— Какое впечатление производит на вас и благодаря чему?
— Представляет ли ценность для будущих поколений петербуржцев? Обоснуйте свою точку зрения.
Итак, ваше путешествие закончено. Осталось ответить на главный вопрос: «Есть ли в Петербурге Остров Просвещения, где он находится и почему его можно так назвать?»
Обоснуйте свой ответ.
И, наконец, самый последний вопрос: не возникло ли у вас желания продолжить свое образование в одном из высших учебных заведений, с которыми вы только что познакомились?

Карта Васильевского острова

Подведение итогов образовательного путешествия

После прохождения маршрута и выполнения заданий группы учащихся самостоятельно оформляют полученную информацию и готовят ее представление в виде компьютерной презентации или коллажа на одну из тем: «Шедевры петровского барокко и классицизма в архитектуре Санкт-Петербурга», «Старейшие вузы нашего города», «Старейшие музеи “Острова просвещения”». На заключительном занятии каждая группа представляет свою работу и отвечает на вопросы учителей и одноклассников.

Словарь архитектурных терминов

Аттик — высокая стена над карнизом, обычно над центральной частью здания.
Волюта — завиток, декоративная деталь.
Декор — элементы внешнего и внутреннего оформления архитектурного сооружения.
Картуш — лепное или скульптурное украшение, обрамляющее гладкое поле, где помещается герб или вензель.
Лопатка — вертикальный плоский выступ на стене, не имеет внизу базы — подножия и капители, венчающей верх.
Ордер — стоечно-балочная конструктивная система сооружений, появившаяся в античной архитектуре.
Пилястра — плоский неширокий выступ, примыкающий к стене, служит для вертикального членения стены. Имеет базу и капитель.
Портал — богато украшенный вход в здание.
Портик — колоннада, расположенная у стены здания, несущая перекрытие и завершенная фронтоном и аттиком.
Ризалит — выступающая часть фасада здания.
Рустовка — рельефная кладка или облицовка здания камнем. Имитируется разбивкой стены на прямоугольники.
Тяга — рельефный поясок, членящий стены горизонтально.
Фронтон — венчание портика или здания, образованное скатами кровли или карнизами.
Цоколь — нижняя часть наружной стены здания, лежащая на фундаменте, слегка выступающая наружу.