Педагогическая практика придерживается — вполне резонно — определенной последовательности в освоении учеником клавирного наследия Баха. Начинать принято с простых пьес из второй Нотной тетради Анны Магдалены Бах (1725), затем изучаются двухголосные инвенции, далее трехголосные симфонии (трехголосные инвенции, как их принято называть), потом так называемые «Французские сюиты» (возможно, также «Английские сюиты») и, наконец, прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира». Эта последовательность изучения произведений Баха наводит на мысль о том, что они создавались самим Бахом в этом порядке и что сам он будто бы рос, как растут ученики. Вольно или невольно, такой взгляд порождал представление о более ранних в этом перечне произведениях как о не столь еще совершенных. Такое отношение к ним в глазах широкой музыкальной общественности переломил Гленн Гульд. Его гениальное исполнение инвенций и симфоний продемонстрировало высочайший художественный уровень этих пьес (хотя и до него, и особенно после него был ряд исполнителей, доказавших то же самое).
Может показаться неожиданным, но самим Бахом названные выше произведения создавались в последовательности, почти прямо противоположной той, в которой их проходят в музыкальной школе. Так, вторую Нотную тетрадь для Анны Магдалены, своей второй жены, Бах начал вести в 1725 г. (подробнее о ней см. в нашем издании этого сборника: MPI, 2005). К этому времени он уже завершил работу над двухголосными инвенциями и трехголосными симфониями — самый поздний вариант этих пьес датирован 1723 г. Еще раньше, в 1722 г., — мы специально движемся в обратном порядке — Бах завершил первый том «Хорошо темперированного клавира». Не нужны никакие специальные доказательства того, что инвенции и симфонии несут на себе печать такого же мастерства, что и «Хорошо темперированный клавир». Вдохновения в инвенциях и симфониях не меньше, чем в других признанных баховских шедеврах, созданных в то же время. Тезис о полной творческой зрелости Баха в период создания инвенций и симфоний будет совершенно очевиден, если вспомнить, что в эти годы Бах создает сюиты для виолончели соло, сонаты для скрипки и клавира, Бранденбургские концерты, множество кантат.
При жизни Баха ни инвенции, ни симфонии не были опубликованы. Имеются два аутентичных автографа этих пьес:
1. Клавирная книжечка Вильгельма Фридемана Баха. В.Ф. Бах начал вести ее в 1720 г. и среди прочего включил 15 инвенций, которые названы в ней Preambulum (преамбулами, то есть прелюдиями); симфонии, также содержащиеся в этой тетради, названы фантазиями; при этом до минорная отсутствует, а ре мажорная дошла в неполном виде (страницы, на которых они были записаны, оказались позже вырваны — неизвестно кем и когда). По уточненным теперь данным, эти пьесы создавались с осени 1722 по весну 1723 г. Некоторые из инвенций записаны рукой Вильгельма Фридемана, но, безусловно, они были проверены отцом. Большинство же инвенций и все симфонии записаны самим Иоганном Себастьяном. В настоящее время этот автограф хранится в библиотеке Школы музыки Йельского университета в Нью-Хейвене, штат Коннектикут (США). До 1932 г. он находился в частном собрании и потому не мог широко использоваться исследователями.
2. Поздняя (окончательная ли?) версия — автограф 1723 г. — полностью написана рукой Баха.
Инвенции и симфонии дошли до нас также в нескольких копиях, изготовленных учениками Баха или членами его семьи. Эти копии порой проливают свет на трудные проблемы (особенно в том, что касается лиг и украшений) в тех случаях, когда запись автографов неясна. Особенно важны копии, сделанные при жизни Баха.
Совершенно очевидно, что Бах обращается к более широкому кругу любителей клавира, нежели члены его семьи. Можно предположить, что он готовил этот цикл к публикации. Но в таком случае непонятно, почему в рукописи так много небрежностей; особенно это касается обозначений орнаментики и штрихов. Напрашивается вывод, что автограф остался незаконченным, — это был один из этапов в подготовке окончательного варианта цикла этих пьес.
Причины, по которым Бах в этом автографе выбрал для пьес названия инвенция и симфония, остаются неясными. Термин симфония (sinfonia) широко использовался во времена Баха, но обозначал музыку совершенно иного стиля. Что касается термина инвенция (invention), то его впервые употребил композитор XVI в. Клеман Жанекен для обозначения шансона сложной формы. Термин «инвенция» (как и «фантазия») применялся к пьесам полифонического типа. Изредка его употребляли для пьес, включавших специальные исполнительские трюки. Так, Джон Дауленд сочинил «Invention for two to play one lute» («Инвенция для двоих [исполнителей], чтобы играть на одной лютне»; эта пьеса известна под названием «Lord Chamberline his Galliarda» [«Гальярда лорда Чемберлена»]). В 1689 г. этот термин употребил Дж.Б. Витали («inventioni curiose»). Затем его использовал Ф.А. Бонпорти в цикле пьес «La pace: invenzioni o dieci partite a violino e continuo» («Мир: двухголосные инвенции для скрипки и continuo»), 1714. Весьма примечательно, что четыре из этих инвенций Бах переписал для себя (BWV Anh.173–176), и они были опубликованы в 45-м томе собрания его сочинений, изданного старым Баховским обществом.
Хотя, как мы видим, термин «инвенция» используется в музыке очень редко, он хорошо знаком каждому музыканту благодаря тому, что его употребил Бах, назвав так каждую двухголосную пьесу в книжечке, составленной им в 1723 г. Инвенционный стиль использован Бахом во многих прелюдиях «Хорошо темперированного клавира» (например, в томе I, № 3, 9, 11, 13, 15, 18, 19, 20).
Как только не истолковывали титульный лист тетради 1723 года! Общего названия — «Двухголосные инвенции» и «Трехголосные инвенции» — Бах этим циклам не дал, но оно представлялось бы оправданным ввиду сходства стиля, формы, а порой и тематики пьес обеих групп. В результате долгих дискуссий на тему, почему двухголосные преамбулы и трехголосные фантазии, записанные в Нотной тетради В.Ф. Баха (1720), превратились в поздней версии (1723) соответственно в инвенции и симфонии, было высказано даже мнение, что сборник 1723 г. должен называться просто «Искреннее руководство». Причем термину invention, который согласно любому латинскому словарю означает нахождение, находка, изобретение, открытие, было приписано значение предварительная, начальная ступень обучения (?!).
Между тем название инвенция, безусловно, мыслилось Бахом в контексте законов композиции, в частности полифонии и формы, и означало не начальную ступень обучения, а начальную музыкальную идею произведения, или попросту тему. Целью Баха было научить придумывать богатые полифоническими возможностями темы и хорошо их разрабатывать. Любая другая трактовка этого заголовка — насилие над здравым смыслом. Каждый, кто хоть раз пытался написать хотя бы какое-то подобие полифонической пьесы, знает, что первая проблема возникает с изобретением темы. Еще Н. Форкель, первый биограф Баха, пояснял, что есть инвенция: «музыкальное построение, написанное таким образом, что из него путем имитации и перестановки голосов можно было произвести целую пьесу»1.
Исполнение полифонической музыки, в частности баховских инвенций и симфоний, представляет определенные специфические трудности. Мало просто сыграть все написанные ноты — необходимо в каждый момент ясно сознавать, какой тематический материал лежит в основе данного эпизода: тема ли это или контрапункт (так называемое противосложение), звучит ли этот материал в первоначальном виде или композитор в данном эпизоде видоизменил его: провел зеркально — изменил все интервалы в мелодии на противоположные, как будто к нотной строке приставили зеркало, и мелодия отразилась в нем — ведь это один из приемов разработки тематического материала в полифонической музыке. Нужно обладать очень большим музыкальным опытом, чтобы, как это умел Бах, сразу обозреть все возможные варианты проведения темы. А ведь от понимания структуры полифонической пьесы зависит ее исполнение, в частности, распределение оттенков — какой эпизод играть тихо, какой мотив выделить и пр.
Трудность в подходе к Баху состоит в том, что этот гений позволял себе писать «голые» ноты, не давая никаких других подсказок исполнителю. Таким образом, всю аналитическую работу исполнитель должен проделать самостоятельно. Только в этом случае его исполнение имеет шанс быть убедительным или по крайней мере грамотным.
Здесь мы приводим первую двухголосную инвенцию в нашей редакции (баховский текст набран черным, наши указания — цветным), а также фрагмент комментария к ней с очень важной схемой, иллюстрирующей полифоническое строение пьесы2.
1 Форкель И.Н. О жизни, искусстве и произведениях Иоаганна Себастьяна Баха. – М., 1988. С. 53.
2 Полностью цикл двухголосных инвенций Баха опубликован в серии «Мастер-класс Александра Майкапара» в издательстве MPI (Music Production International). Челябинск, 2006.
Инвенция № 1 в редакции А. Майкапара
(рекомендации редактора выделены цветом)
Фрагмент комментария А. Майкапара к инвенции № 1
Титульный лист инвенций и симфоний
в автографе 1723 года
Искреннее руководство,
в котором любителям клавира, особенно тем, кто стремится учиться, показан ясный способ, во-первых, научиться чисто играть двухголосие и, во-вторых, при дальнейшем совершенствовании правильно и хорошо обращаться с тремя обязательными голосами, при этом научиться не только придумывать хорошие темы, но и правильно их разрабатывать; главное же — выработать певучую манеру игры и приобрести вкус к композиции.
Изготовлено Иог. Себ. Бахом,
великокняжеским ангальт-кётенским капельмейстером.
В год от Рождества Христова: 1723.