Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №16/2007

УРОК МХК

У р о к   М Х К

Елизавета Аминова,
преподаватель МХК школы № 616 «Динамика»
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, Санкт-Петербург

Анри Матисс — мастер цвета

Урок для учащихся 9–11-х классов

Анри Матисс. Танец. 1909–1910. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Цели и задачи:
1. формирование у учащихся понимания значения цвета как средства создания художественного образа;
2. выявление влияния различных факторов на восприятие цвета в художественном произведении;
3. формирование навыков анализа живописных произведений с точки зрения цветовых характеристик;
4. понимание проблематики художественных поисков начала XX века;
5. знакомство с творчеством Анри Матисса в контексте заявленной темы.

Эпиграф к уроку
«Краски в живописи лишь тогда обладают силой и выразительностью, когда ими пользуются в чистом виде и когда яркость и чистота не замутнены и не задавлены смешениями, противоречащими их природе» (А. Матисс. Заметки о цвете).

Анри Матисс. Красные рыбки. 1911. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Этапы урока

Первый этап

Учитель. Проблема восприятия и использования цвета в изобразительном искусстве принадлежит к наиболее сложным проблемам эстетики. Чтобы понять значение цвета как средства создания художественного образа, необходимо разобраться в его природе. Отношение человека к цвету формируется под влиянием разнообразных факторов: времени, возраста, пола, национальности и т.д.
Вопрос классу:
Приведите примеры собственных цветовых приоритетов: какие цвета вам нравятся и почему? (например: цвета любимой футбольной команды, музыкальной группы, окружающего ландшафта, «модные» цвета в одежде.)
Учитель. Но существуют более или менее общие оценки воздействия цвета на человека, которые могут быть ослаблены или усилены вышеназванными факторами, но не способны снять его полностью. Например, физиологическое воздействие: красный активизирует все функции организма, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания; желтый стимулирует зрение и нервную деятельность; зеленый понижает кровяное давление и расширяет капилляры; синий стабилизирует пульс, замедляет ритм дыхания и пр. К наиболее объективным оценкам качества цвета относятся: температурные (теплые — холодные), весовые (легкие — тяжелые) и акустические (глухие — звонкие) ассоциации. К самым неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные и эмоциональные.
Задание классу:
Попробуем сравнить наши ассоциации и реакции на различные цвета. Что вы чувствуете, глядя на эти цвета? (Для этого задания потребуются цветные карточки различной степени яркости, насыщенности и светлоты. Сравнение можно провести устно, записывая результаты на доске, или каждый запишет у себя на листочках, а затем устно сравнит.)
Учитель. Взаимодействие различных цветов также несет определенные эмоциональные характеристики, которые воздействуют на зрителя: конфликт и гармония контрастов, противостояние силы и слабости, любовь и ненависть и пр.
Задание классу:
Составьте небольшие диалоги между цветами. В каких отношениях они состоят? Что они могут говорить друг другу (не символически и аллегорически, но художественно)? Прочитайте самые интересные диалоги вслух.
Вывод:
Возможности цвета как средства выражения художественного образа в произведении искусства широки и разнообразны, но глубина восприятия и понимания их зависит от богатства эмоциональной культуры и внутренней жизни человека.

Анри Матисс. Натюрморт с голубой скатертью. 1909

Второй этап

(Во время рассказа можно использовать репродукции или слайды.)
Учитель. Отношение художников и зрителей к роли цвета в живописи менялось в различные исторические эпохи. Наиболее остро этот вопрос встает на рубеже XIX–XX вв. Разнообразные группы зачастую формировались в зависимости от отношения художников к цвету и к форме как к выразительным средствам. Так, в 1905 г. в Осеннем Салоне в Париже несколько художников (Альбер Марке, Андре Дерен, Жорж Руо и др.) были объединены критиками в одну художественную группу и названы фовистами, то есть «дикими». Они были разными, сходясь лишь в одном — отношении к цвету. Фовизм утверждал преобладание цвета над формой. Во главе этой группы художников стоял Анри Матисс, который уже пережил в своем творчестве влияние импрессионистов («Корсиканский пейзаж. Оливы», 1898) и даже стал на какое-то время пуантилистом («Роскошь, покой и наслаждение», 1904). Увлечению фовизмом художник отдал около двух лет. Сам он позже писал: «Фовизм был кратковременным течением. Мы придумали его для того, чтобы показать значение каждого цвета, не отдавая предпочтения ни одному из них». И еще: «Мы напоминали детей, стоящих лицом к лицу с природой, и дали полную волю нашему темпераменту. Я из принципа отбросил все, что было раньше, и работал только с цветом, повинуясь движениям чувств» («Гармония в голубом», «Гармония в красном», 1908).
Поворотным пунктом в его творчестве стало создание в 1909 г. двух панно по заказу промышленника и коллекционера Сергея Ивановича Щукина. Тема была обозначена самим заказчиком: в аллегорической форме изобразить музыку и танец. Главная задача, которую ставит перед собой Матисс, — достижение цветовой гармонии.
Рассматривание и обсуждение репродукций панно «Музыка» и «Танец» (1909).
Примерные вопросы (их количество и порядок зависят от хода беседы):
— Какие цвета использует художник? Сколько их?
— Каковы взаимоотношения синего и зеленого?
— Как чувствует себя красный в зеленом, как в синем? Сравните на обоих полотнах.
— Как количество и качество цвета влияет на восприятие статики и динамики в картине? И т.п.
Рассматривание и обсуждение репродукции картины «Разговор» (1909).
Примерные вопросы:
— Каково общее впечатление от картины? Чем оно вызвано?
— Как на это впечатление влияет цвет?
— Сравните, какое ощущение дает разбеленный голубой (одежда мужчины) и черный (одежда женщины) на синем фоне?
— Какую роль играют зеленый и красный цвета, расположенные между фигурами?
— Как вы думаете: о чем говорят эти люди?
— Если попробовать мысленно изменить только цвет картины, изменится ли содержание их разговора? И т.п.
Рассматривание и обсуждение репродукции картины «Красные рыбки» (1911).
Примерные вопросы:
— Какое настроение создает эта работа?
— Сколько здесь цветов? Какие они?
— Попробуйте дать характеристику каждого цвета (по тону, насыщенности, светлоте, эмоциональной окраске и пр.).
— Что является смысловым и композиционным центром картины? Как это подчеркивается цветом?
— Сколько в картине количественно красного цвета? А качественно? Каким образом это достигается? (Вспомним эпиграф.)

Анри Матисс. Красная комната (Десерт. Гармония в красном). 1908. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Третий этап

Итог. Цвет в руках художника — удивительный инструмент, с помощью которого он может создавать неповторимые произведения искусства. Это язык, на котором говорит с нами творец, и освоение этого языка — трудное, но увлекательное занятие.
Домашнее задание. Создайте небольшие цветовые эскизы, в которых бы цветом были выражены ассоциации, вызванные словами «коррида», «ярмарка», «одиночество», словосочетаниями «хмурый день», «счастливое детство», музыкальными (Моцарт, Рахманинов, Равель и др.) или поэтическими (Маяковский, Тютчев, Лорка) произведениями. Желательно делать их легко, быстро, не стремясь к излишней тщательности и конкретности. Важно добиться удачного колористического решения, убедительных пропорциональных цветовых отношений, не обращая внимания на форму.

Альбер Марке. Порт Онфлер. 1911. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Анри Матисс. Музыка. 1910. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Андре Дерен. Рыбачьи лодки. Просушка парусов. 1905. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Андре Дерен. Танцующие. 1906–1907. Частная коллекция, Париж

Анри Матисс. Разговор. 1909. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Жорж Руо. Христос и грешники. 1932. Частная коллекция, Женева