Ирина ПОЛЯКОВА,
научный сотрудник Центра непрерывного
художественного образования,
заместитель директора
по научно-экспериментальной работе
ГОУ СОШ № 328,
учитель изобразительного искусства
Особенности обучения школьников
по программе Б.М. Неменского «Изобразительное
искусство и художественный труд»
Наши читатели уже привыкли к тому, что
в первом сентябрьском номере газета «Искусство»
начинает публикацию очередного цикла лекций
дистанционных курсов повышения квалификации,
которые организует Педагогический университет
«Первое сентября». В предыдущие годы мы печатали
лекции полностью и подряд, номер за номером, а
заканчивали их публикацию в декабре. Таким
образом, и читатели, и слушатели курсов
одновременно получали одинаковую информацию,
только слушатели имели еще возможность послать
на проверку контрольные работы, а по окончании
курсов получить соответствующий диплом. Для
прочих читателей курс лекций превращался в
цельный цикл статей.
Но все-таки лекция и статья — это не совсем одно и
то же, поэтому мы решили внести некоторые
изменения. В этом учебном году на наших страницах
будет публиковаться газетный вариант лекций, а
их полный текст (в соответствии с публикуемым
ниже учебным планом) – рассылаться только
слушателям курсов в виде брошюр. Сегодня мы
предлагаем всем нашим читателям ознакомиться с
первой статьей нового цикла. А для тех, кому
необходимы полные версии, сохраняется
возможность подать заявку о зачислении на курсы.
Авторы
Полякова Ирина Борисовна — научный
сотрудник Центра непрерывного художественного
образования, заместитель директора по
научно-экспериментальной работе ГОУ СОШ № 328 г.
Москвы, учитель изобразительного искусства
высшей категории.
Сапожникова Татьяна Борисовна, методист Центра
непрерывного художественного образования,
учитель школы № 235 г. Москвы.
Концепция
Более двадцати лет существует
программа «Изобразительное искусство и
художественный труд» для общеобразовательных
школ, созданная Б.М. Неменским совместно с
коллективом единомышленников. За это время она
значительно изменилась, пополнилась новыми
разделами и темами. Целью предлагаемого курса
является ознакомление учителей
изобразительного искусства начальной и средней
школы, молодых специалистов, преподавателей,
работающих в образовательных учреждениях с
углубленным изучением искусства, специалистов,
занимающихся проблемными детьми, методистов и
всех интересующихся художественной педагогикой
с особенностями современной программы
«Изобразительное искусство и художественный
труд». Цикл лекций последовательно раскрывает
основную идею, структуру и задачи программы,
выявляет принципы построения содержания
программы для начальной и средней школы.
Все теоретические положения раскрываются на
практических примерах. Методические разработки
уроков, наглядный и раздаточный материал к ним,
методику организации и проведения дидактических
игр, создания коллективных проектов
представляют учителя-методисты ЦНХО, много лет
работающие по этой программе в
общеобразовательных школах.
Учебный план курса
Особенности обучения школьников по программе
Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство и художественный
труд»
Лекция 1. Цель, задачи, принципы
построения, структура и содержание программы Б.М.
Неменского. Связь общедидактических принципов и
методов с принципами и методами художественной
педагогики. Формы обучения искусству. Практикум:
уроки.
Лекция 2. Структурные принципы
построения содержания программы. Принцип
создания атмосферы увлеченности искусством.
Принцип выделения трех видов художественной
деятельности (изобразительной, декоративной,
конструктивной). Сравнение поэлементного и
блоково-тематического принципов построения
программы. Практикум: дидактические игры.
Лекция 3. Методические принципы
построения содержания программы. Принципы:
установления и реализации связей искусства с
жизнью человека, целостности и неспешности
эмоционального освоения, опоры на апогей явлений
в искусстве, единства восприятия и созидания.
Значение принципов в практических вопросах
планирования уроков изобразительного искусства.
Практикум: уроки.
Контрольная работа № 1.
Лекция 4. Особенности обучения языку
искусства. Система изобразительно-выразительных
средств (линия, пятно, форма и др.). Единство
художественного образа и языка искусства. Приемы
обучения: учебно-ознакомительные упражнения,
тренировка умений, рассказ, беседа, игра.
Практикум: уроки.
Лекция 5. Современный урок в
художественной системе Б.М. Неменского. Типы
уроков: проблемный урок, урок-восхождение,
урок-образ, урок-вернисаж, урок-путешествие,
урок-экскурсия, урок-праздник искусств. Алгоритм
системного анализа урока. Практикум: уроки.
Лекция 6. Взаимосвязь учебной
программы с системой дополнительного
образования. Дополнительное образование как
часть системы непрерывного художественного
образования. Цели, задачи и формы приобщения
детей к искусству. Способы активизации
творческих знаний учащихся. Практикум:
коллективные работы.
Контрольная работа № 2.
Лекция 7. Педагогическое мастерство и
специфика деятельности учителя искусства.
Профессиональные требования к учителю
искусства. Основные составляющие педагогической
техники. Стили деятельности учителя. Практикум:
уроки.
Лекция 8. Воспитание личности ребенка в
художественной системе Б.М. Неменского.
Формирование средствами искусства эстетической
позиции в любой сфере жизни (быту, труде, спорте).
Принцип «От родного порога в мир
общечеловеческой культуры». Цели, задачи,
подходы к воспитанию толерантности на уроках
изобразительного искусства. Практикум: уроки.
Итоговая работа.
Статья первая. Часть I. Цель, задачи, принципы
построения и структура программы Б.М. Неменского
Специфика преподавания
изобразительного искусства
Задачи основных учебных дисциплин
сводятся к передаче знаний, формированию умений
и навыков. Изобразительное искусство — особый
предмет. Искусство надо не просто изучать, но
проживать. Ребенок приходит на наш урок не только
для того, чтобы посмотреть слайды, узнать о
произведении и выполнить работу на заданную
тему, а для того, чтобы почувствовать себя
неотъемлемой частью человечества, приобрести
эмоционально-ценностный опыт, который необходим
ему для жизни, для овладения способами познания
мира.
Что мы понимаем под словами
«эмоционально-ценностный опыт отношения к миру»?
Общеизвестно, что искусство говорит на языке
чувств, эмоций. Но что представляют собой эти
чувства и эмоции? Ведь они не возникают у
человека сами по себе, а являются его реакцией на
явления окружающей жизни. Другими словами, смысл
этих чувств и эмоций — выражение отношения
(положительного, отрицательного, равнодушного…)
человека к различным объектам и событиям, то есть
их оценка. Оценка — способность человека
осознавать и формировать собственное отношение
к окружающему миру, в том числе к самому себе.
Содержанием искусства, таким образом, становятся
не просто чувства, а оценка разными людьми
различных явлений на основе выработанных
человечеством нравственно-эстетических
критериев.
Цель и задачи программы
Главным смысловым стержнем программы,
предметом изучения является связь искусства с
жизнью человека, роль искусства в повседневном
его бытии, в жизни общества, значение искусства в
развитии каждого ребенка. Предусматривается
привлечение жизненного опыта детей, примеров из
окружающей действительности.
Вокруг этой идеи структурируется программа.
Целью программы является духовно-нравственное
развитие ребенка, то есть формирование у него
качеств, отвечающих представлениям об истинной
человечности, о доброте и культурной
полноценности в восприятии мира. Иными словами,
необходимо создать условия для развития
творческого начала, для формирования внутренне
свободного человека.
Общие задачи предмета «изобразительное
искусство» в общеобразовательной школе сводятся
к двум основным.
Первая задача — увлечение искусством. Вне
увлечения искусством, вне восторга, наслаждения
его творениями не может быть сформирована
потребность постоянного, на всю жизнь, общения с
ним. Программа придает формированию
увлеченности искусством на каждом занятии
принципиальное, основополагающее значение.
Однако чем и в какой мере ребенок должен быть
увлечен: эмоциональным восприятием учителя,
автора произведения или собственным
эмоциональным миром? Педагогическое мастерство
во многом и определяется способностью учителя
правильно соотносить эти стороны в каждом
конкретном случае. Именно с учетом этих вопросов
в программе разработаны последовательность
поурочных задач и методические пути их решения.
Создание атмосферы увлеченности на уроках — вот
первая задача педагога.
Вторая задача — приобщение к художественной
культуре. Данная задача расшифровывается в трех
элементах, которые в своем триединстве
раскрывают ее сущность:
1) искусство как культура (содержание искусства);
2) искусство как творчество (собственная
творческая деятельность);
3) искусство как язык (профессиональный опыт).
1. Содержание искусства — это,
собственно, те жизненные проблемы, ради решения
которых и существует искусство: из века в век в
нем отражалось отношение творца ко всем явлениям
жизни (к природе, человеку и обществу). В свете
этой задачи искусство рассматривается как
культура отношений, как запечатленный в
произведениях искусства опыт поколений в
осознании добра и зла. Здесь — выработанные
обществом (классом, группой, нацией)
представления о верных для него отношениях ко
всем явлениям жизни. Через искусство эти
отношения и осознаются. Через искусство
происходит их передача следующим поколениям, что
невозможно было сделать иными путями, так как
данные отношения всегда проявляются в единстве
чувств и знания. Подобное единство возможно
только в искусстве, в его эмоциональной форме
познания.
Подлинным содержанием учебных предметов
искусств являются не те или иные изучаемые по
программе художественные произведения и авторы,
даже великие, не те или иные практические умения,
навыки и знания, а человеческие чувства,
человеческие отношения, духовные проблемы
человека. Те чувства, которые открывает ученик в
себе или в изучаемых произведениях искусства,
сопереживая им и обогащая ими свою душу в
процессе творчества и сотворчества. С помощью
поэтизации жизни происходит переосмысление
действительности, благодаря которому обычное
становится художественным.
2. Творческий опыт искусства — важнейший элемент
триады. Здесь заложено систематическое развитие
образно-творческих способностей,
вариативности, гибкости и гармоничности
мышления человека. Развитые творческие
способности необходимы и при создании
произведения искусства, и при его восприятии —
ребенок становится то Художником, то Зрителем.
Это и есть один из путей формирования
способности к творчеству.
Творчество в искусстве многопланово. Столь же
многопланово должны развиваться творческие
возможности человека. Сама эта способность
предполагает наличие двух элементов:
способности накапливать, осваивать багаж знаний,
того, что уже создало человечество, и
способности создавать новое, не боясь сделать
шаг в неведомое. Преодолеть робость,
неуверенность в себе помогает система
практических заданий и проектов, заложенных в
программе.
3. Язык искусства. Вне языка вообще не существует
содержания, оно не может быть выражено. Этот
элемент триады предусматривает обязательное
выполнение практических заданий на уроках
изобразительного искусства. Умения и навыки
владения средствами языка — линией, цветом,
объемом, пространством, ритмом и др. — помогут
созданию художественного образа. Например,
создание образа испанского танца с его свободной
пластикой или изображение балетного спектакля
повлекут за собой использование различных
средств, приемов и техник изображения.
Сочетание общедидактических
принципов с принципами и методами
художественной педагогики
Принципы обучения — это руководящие
идеи, требования к организации дидактического
процесса. Они носят характер самых общих
указаний, правил, норм, регулирующих процесс
обучения. Принципы рождаются на основе научного
анализа обучения и соотносятся с
закономерностями процесса обучения. Знание
принципов предполагает возможность системного и
поэтапного выстраивания процесса обучения и
контроля знаний.
В современной дидактике существует следующая
система принципов, обосновывающих процесс
обучения вообще и процесс обучения искусству в
частности:
— развивающего и воспитывающего обучения
(обучение направлено на цели всестороннего
развития личности);
— сообразности (культуро-, природосообразности
— построение процесса обучения, сообразуясь с
природой, внутренней организацией,
способностями ребенка, подростка, юноши, а также
с законами окружающей их природной и социальной
среды);
— научности и связи теории с практикой (строить
процесс обучения на научном знании,
использование полученных знаний в решении
практических задач);
— систематичности и системности (преподавание и
усвоение знаний в определенном порядке, системе);
— наглядности (в процессе обучения детям надо
дать возможность наблюдать, измерять, проводить
опыты, практически работать);
— доступности (переходить от простого к
сложному, от известного к неизвестному) и др.
В процессе обучения искусству мы используем
основополагающие принципы современной
художественной педагогики. В.А. Разумный
сформулировал их таким образом: свободный выбор
учащимся доминирующего, любимого вида
деятельности при обязательном влиянии педагога;
развитие художественно-творческих способностей
учащегося в постижении истины эмоционального
мира при скоординированном влиянии педагога
(вербальная, эмоциональная и духовная
ориентация).
Методические принципы построения
программы
Программа разработана как целостная
система введения в художественную культуру и
включает в себя на единой основе изучение всех
основных видов пространственных (пластических)
искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура); конструктивных (архитектура,
дизайн); различных видов декоративно-прикладного
искусства, народного искусства (традиционного
крестьянского и народных промыслов), а также
постижение роли художника в синтетических
искусствах (на экране и в театре).
Основными авторскими принципами построения
содержания программы являются: принцип создания
атмосферы увлеченности искусством, принцип
выделения трех видов художественной
деятельности.
Методические принципы построения содержания
программы:
— принцип «от жизни через искусство к жизни»;
— принцип целостности и неспешности
эмоционального освоения материала каждой темы;
— принцип проживания как форма обучения и форма
освоения художественного опыта;
— принцип единства восприятия и созидания.
Структура программы
Для ясного представления о структуре
программы изобразим ее в виде «храма искусств»
(см. схему) с пьедесталом и крышей — это схема
развития доминирующих на каждом этапе проблем
обучения — приобщения учащихся к искусству.
Храм этот состоит из трех частей,
соответствующих этапам обучения.
Структура программы преподавания
пластических искусств в школе
Первый этап — основы художественных
представлений. Он сложен из четырех ступеней и
является пьедесталом всего «храма». Связывают
этапы между собой три вида художественной
деятельности: изображение, украшение, постройка.
Такое деление позволяет установить связь жизни и
деятельности ребенка с художественной
деятельностью, с искусством. Различие ступеней —
в объекте изучения.
1-й класс. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» —
учимся изображать видимое. Задачей обучения в 1-м
классе является связь ребенка с окружающей
жизнью через формирование художественного
интереса к ней: способность видеть жизнь и с
интересом в нее всматриваться.
2-й класс. «Ты и искусство» — учимся видеть и
понимать изображенное, украшенное и построенное.
Здесь закладывается осознанное отношение к
искусству, выстраиваются личные эмоциональные
связи с искусством. Очень важна третья четверть
второго класса — «О чем говорит искусство?». Это
стержень всей программы, то, ради чего строится
вся деятельность ребенка и в восприятии, и в
созидании. Четвертая четверть второго класса
заложит понимание в дальнейшем языка искусства.
Она так и называется «Язык искусства».
3-й класс. «Искусство вокруг тебя» — объектом
изучения становятся бытовые, повседневные связи
человека с искусством. Это уже не природа, а
именно конкретные предметы искусства,
окружающие нас, с которыми ребенок встречается
дома, на улице. В этот период изучать нужно не
только высшие явления искусства, а самые малые
его ростки, соприкасающиеся с ребенком. Его
чашку, тарелку можно и не посчитать проявлением
искусства, а можно и посчитать, поставив в ряд с
прекрасными, высокохудожественными образцами
подобных изделий.
4-й класс. «Каждый народ — художник». Основная
тема 4-го класса — понимание красоты у разных
народов (начиная со своего народа). Представление
и об огромном разнообразии, и об общности их
отношения к основным проблемам жизни человека.
Пробуждение интереса к искусству и первое
сознательное с ним соприкосновение,
формирование понимания роли искусства в жизни,
создание фундамента культуры общения с ним — вот
основные задачи начальной школы и первого этапа
программы.
С какого бы класса учитель ни начал работать с
детьми — нужно начинать с этого этапа, с этой
ступени. Пропустить заложенные здесь основы —
все равно что пропустить знакомство с
существованием чисел, с возможностью складывать
и вычитать.
Второй этап — основы художественного
мышления. Этот этап строится на изучении видов и
жанров искусства, их различий и взаимосвязи в
жизни.
5-й класс. Изучаются связи декоративной группы
искусств с жизнью. Декоративное искусство — мир
со своими традициями, своим образным языком,
своими смыслами. Задача — осознать специфику
этого языка, социальное бытование всех форм
декоративно-прикладного искусства — народных,
крестьянских и профессиональных.
6–7-й классы. Связи изобразительной группы
искусств с жизнью. Формируются основы
художественной грамотности (рисунок и живопись),
изучается язык изобразительного искусства
(объем, пространство, линия, цвет). Изучая язык
искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной
изменчивостью в истории искусства. В свою
очередь, изучая изменения языка искусства,
изменения как будто бы внешние, мы на самом деле
проникаем в сложные духовные процессы,
происходящие в обществе и культуре. Искусство
обостряет способность чувствовать,
сопереживать, учит живому ощущению жизни, дает
возможность проникнуть в иной человеческий опыт
и этим преображает жизнь собственную. Роль
изобразительного искусства в жизни общества
можно сравнить с ролью фундаментальных наук по
отношению к прикладным.
8-й класс. Изучение связи конструктивных групп
искусств с жизнью — на примере дизайна и
архитектуры. Изучение конструктивных искусств
опирается на уже сформированный в предыдущем
периоде уровень художественной культуры
учащихся.
9-й класс. Развитие и принципиальное расширение
темы визуально-пространственных искусств.
Синтетические экранные искусства — кино,
телевидение — ведут свое начало непосредственно
от изобразительных и являются сегодня
господствующими. ХХ век дал немыслимые ранее
возможности влияния зрительных образов,
сопряженных со словом и звуком. Экранные
искусства нахлынули на нас (порой в самых диких
своих проявлениях) через телевизор и видео.
Сформировать серьезные критерии восприятия этих
искусств системно можно лишь в школе, знакомя не
с подделками, а с шедеврами, доступными и малым
детям, и подросткам.
Третий этап (существует как идея) —
10–11-й классы — основы художественного сознания.
Призван завершить, закрепить все полученные
представления и знания в личных убеждениях,
связав вечные проблемы искусства с их
сегодняшним бытованием. Нет возраста, более
оптимального для формирования ценностных
критериев личности средствами искусств!
Здесь звучит тема 1-го класса «Ты и искусство», но
на совсем другом уровне. На этом этапе
предлагается разделить теоретические и
практические занятия. Теоретический курс для
всех — «Исторические связи искусств» и
практические курсы по выбору.
Тематически прозрачный, ясный принцип структуры
программы легко осознается педагогом — у
каждого года своя тема обучения. Она по
элементам, по ступенькам раскрывает содержание
того этапа обучения, в который входит. Каждая
четверть также по элементам, по возрастанию
сложности содержания раскрывает тему года,
рассматривая ее с разных сторон и образуя
целостность. Каждая четверть строится из
уроков-кирпичиков, которые имеют тему
(содержание) и задание — практическую
интерпретацию задач урока.
При всей автономности тем каждого года обучения
легко проследить тематическую связь уроков и,
как следствие, использовать накопленный
ребенком творческий опыт в решении более сложных
художественных задач.
Например, возьмем I четверть 3-го класса. Тема:
«Искусство в твоем доме». Урок 1 — «Твои игрушки
придумал художник». Далее тему художника и
игрушек подхватит III четверть 3-го класса —
«Театр кукол»; затем эта тема будет рассмотрена
во II четверти 5-го класса — «Древние образы в
современных народных игрушках». Она
преобразуется в творческий проект «Ты сам —
мастер» в IV четверти 5-го класса. Современную
интерпретацию получит эта тема в 8-м классе на
уроке «Вещь: красота и целесообразность»; она же
может послужить материалом для работы над
сценографией кукольного спектакля в 9-м классе на
уроке «Сценография как искусство и
производство».
Формы обучения искусству
Форма обучения — это конструкция
отрезков, циклов процесса обучения. Характер
этой конструкции обусловлен содержанием
процесса обучения, методами, приемами,
средствами, видами деятельности учащихся. Эта
конструкция обучения представляет собой
внутреннюю организацию содержания, которым в
реальной педагогической деятельности выступает
процесс взаимодействия, общения учителя с
учениками при работе над определенным учебным
материалом. В педагогике есть необходимость
указать на различие двух терминов, включающих
слово «форма обучения». В первом случае «форма
обучения» означает коллективную, фронтальную и
индивидуальную работу учащихся на уроке. Во
втором случае термин «форма организации
обучения» означает какой-либо вид занятия. Для
урока искусства — это урок, лекция, семинарские,
практические и лабораторные занятия, диспут,
конференция; зачет, экзамен; факультативные
занятия, элективные курсы, консультации; формы
внеклассной работы (предметные кружки, студии,
научные общества, мастерские, пленэр, олимпиады,
конкурсы) и др. Рассмотрим примеры использования
разнообразных форм обучения в блоке
практических заданий.
Практические аспекты программы
Очень часто в преподавании происходит
вычленение самого простого — технического языка
искусства, что намного упрощает работу учителя,
так как знания и развитие здесь легко
контролируются. Но одновременно происходит
утрата самого искусства как целостного и
могучего явления жизни. Как правило, это одна из
причин перестановок и замен уроков и тем.
Учителю, обученному по классической схеме
профессионального образования, проще учить по
этой схеме и своих подопечных. Зачем искать
что-то новое? Ведь так все просто — ставь
техническую задачу и добивайся ее выполнения.
Это важный момент обучения, но не главный.
Программа Б.М. Неменского требует совсем другого
подхода к обучению. Техника рисунка, живописи,
грамотная композиция — это не цель, а средства
создания художественного образа. Задача учителя
— создать на уроках изобразительного искусства
атмосферу увлеченности, выявить связи искусства
с жизнью ребенка, и в результате может произойти
«присвоение» эмоционального опыта. Для
активизации продуктивного творческого
воображения важно включить в процесс восприятия
все органы чувств, задействовать мышечную
память. Для этого надо не просто посмотреть
видеофрагмент, например, испанского танца или
балетного спектакля, но и самим подвигаться как
испанским танцорам или встать в балетные
позиции; примерить испанскую юбку или греческую
тунику, поиграть кастаньетами, повторить
музыкальные фразы или рассмотреть в театре теней
«испанскую» тень или тень классической
танцовщицы. Возможны самые разные варианты. Все
это не просто игра, а попытка проживания,
вживания в художественный образ доступными
детям способами. Очень многое зависит от уже
имеющегося эмоционального опыта самих детей, от
их фантазии.
Проследим этапы обучения на примере одной темы и
убедимся в действенности заявленных в программе
принципов и методов. Во всех приводимых
методических разработках выделяем сквозную тему
(то есть ту, которая присутствует так или иначе на
разных этапах обучения) «Образ человека —
главная тема искусства». На этом примере могут
быть наиболее ярко продемонстрированы следующие
принципы:
— принцип создания атмосферы увлеченности
искусством;
— принцип содержательного единства восприятия
произведений искусства и практической
творческой работы учащихся, который реализуется
в системе постепенного нарастания сложности
задач и ступенчатого, последовательного
приобретения знаний и умений.
Изменение языка изображения в истории искусств
рассматривается как отражение изменений в
ценностном понимании и видении мира. Проживание
как форма обучения превращается на уроке в
возможность перевоплощения, игрового действия —
наблюдение и участие в танцах, в переодевании
поможет ребенку присвоить содержание как
собственный чувственный опыт. Методические
разработки опираются на широкое привлечение
жизненного опыта детей, на примеры из окружающей
действительности.