Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №17/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Елена Заручевская,
главный хранитель недвижимого фонда Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»

Деревянные храмы Русского Севера XVI — начала XIX вв.

Ансамбль кижского погоста Музей-заповедник Кижи

Деревянные храмы Севера России — уникальное явление мировой архитектуры, столь же своеобразное и неповторимое, как восточные пагоды или норвежские столбовые церкви – ставкирки. Высокие, рубленные из мощных бревен, шатровые и многоглавые постройки не имеют аналогов в мире.
Прочное и податливое в обработке дерево было излюбленным строительным материалом наших предков. Оно обладало высокими эстетическими и экологическими свойствами, было одинаково незаменимо как при строительстве храмов и крепостей, так и при изготовлении посуды и игрушек. Пластика оструганного бревна не требовала дополнительного украшения, а его размер задавал масштаб будущей постройки.
Виртуозное владение топором (основным строительным инструментом плотников), тонкое чувство пропорций, понимание свойств и возможностей материала отличали зодчих, возводивших деревянные храмы Севера.

Никольский храм в Лявле близ Архангельска. 1581–1584

Определяющим фактором для развития северного деревянного храмостроения как выдающегося явления в искусстве стал его демократизм. Основными заказчиками деревянных храмов были крестьянские и посадские самоуправляемые общины Севера. Они же составляли приход, как правило, совпадавший по территории и составу населения с административными единицами — волостями. Прихожане сами принимали решение о строительстве церквей и выборе подрядчиков, сами нанимали и содержали священников для своего храма. Плотники — «церковные мастера» — были выходцами из этой же среды: крестьяне, стрельцы, посадские жители. Храмы, являясь центром духовной и мирской жизни прихода, а также отражением эстетических представлений прихожан, доминировали в застройке волостных центров и посадов. В крупных волостных приходах и в монастырях строились культовые комплексы из двух, а то и трех церквей с колокольней. Высокие шатровые силуэты церквей и колоколен создавали запоминающиеся образы поселений. На сегодня сохранились только три храмовых комплекса, построенные в XVIII веке. Один – в селе Нёнокса на Белом море, второй — в селе Лядины на Каргополье, третий – всемирно известный Кижский ансамбль.

Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро. Начало XVIII в. Музей-заповедник Кижи

Другим фактором, оказавшим влияние на формирование деревянных приходских комплексов, стали суровые климатические условия Севера. Храмовые комплексы, как правило, включали зимнюю и летнюю церкви с колокольней. Все постройки стояли отдельно, что было связано с противопожарной безопасностью и обусловлено функцией каждого сооружения. Для чего же прихожане несли значительные издержки по содержанию сезонных церквей в приходе?
Вот как ответил на этот вопрос священник одного из приходов Архангельской епархии в 1888 г.: «Известно, что зимние церкви всегда устрояются не такими обширными, как летние, и это потому, что зимнюю церковь, имеющую большие размеры, весьма трудно отапливать, особенно в морозы, и вследствие этого в обширных зимних церквах всегда почти бывает холодно и сыро, отчего гниют церковные стены, портится живопись, а равно и позолота в иконостасах. Между тем от всех этих неудобств холодные церкви, хотя и имеющие большие размеры, бывают совершенно свободны. И поэтому-то прихожане более всего стараются об украшении летних церквей, хорошо зная, что в летней церкви эти украшения не будут попорчены сыростью, как то в теплых церквах».
Зимние храмы, отапливаемые большими печами, были рассчитаны на всемерное сохранение тепла: это и двойные утепленные перекрытия, мшенные пазы между бревнами, а также минимальное количество углов в срубе и продуманная система оконных и дверных проемов. Однако не только эти причины вынуждали строить отдельные зимние церкви. Сажа и копоть, оседавшие на стенах, иконах, потолках, также не украшали низкий интерьер церкви. Сезонное разделение церквей привело в XVI в. к появлению двух основных видов северных храмов: холодных, имеющих столпообразную вертикальную композицию, и теплых, прямоугольных в плане. Горизонтальная планировка зимних церквей связана с наличием большой печи.

Никольская церковь в с. Ковда Кандалакшского района Мурманской области

Зимние церкви были низкими и темными, с малым количеством окон и с дымником черного отопления над крышей. Естественно, что закопченные, плохо проветриваемые помещения были менее долговечны, требовали особого ухода и постоянного ремонта. Не удивительно, что их строили в приходе отдельно от летних, неотапливаемых церквей. Ранние теплые храмы не имели алтарного прируба. Алтарь отделялся от остального помещения церкви заборкой, на которой крепился иконостас. Если в таком храме устраивали второй престол (придельный), помещение просто делили тесовой или бревенчатой стеной на две части, в каждой из которых были свой алтарь и иконостас. Окна освещали интерьер только с одной стороны. Единственный вход в храм располагался с западной стороны.

Георгиевская церковь из с. Вершина Верхнетоемского района Архангельской области. 1672. Музей «Малые Корелы»

Столь архаичные храмы можно было встретить в северных приходах вплоть до XIX века. Время не сохранило ни одного из них, частые пожары и перестройки либо изменили древние постройки до неузнаваемости, либо вовсе уничтожили их. Примером раннего зимнего храма является двухпрестольная церковь Осиновского прихода на Северной Двине. Церковь была сильно перестроена в 1844 г., однако сохранила первоначальное завершение храма двумя клинчатыми кровлями.
Летние церкви рубили восьмериком или четвериком на высоких основаниях — подклетах. Для алтаря и притвора с восточной и западной сторон делали прирубы. Внутреннее пространство летних храмов было достаточно высоким и светлым за счет двойного ряда окон. Входы в молитвенное помещение располагались с севера, юга и запада. Они выходили на паперть, окружавшую храм с трех сторон.

Владимирская церковь в селе Подпорожье на р. Онеге. 1754. Обмер-реконструкция В.В. Суслова

В селе Лявля близ Архангельска сохранился летний храм древнейшего типа, построенный в 1581–1584 гг. Никольский храм в Лявле — цельная срубная конструкция. Не только восьмерик храма, но и шатер над ним, и глава, и килевидные бочки, покрывающие прирубы, выполнены в срубной технике. Тесовая паперть, окружавшая церковь с трех сторон, была разобрана в 1845 г.
Епархиальные архиереи всемерно стремились ограничить зависимость северных церквей и клира от приходских общин, в том числе и в строительстве храмов. В середине XVII в. регламентация строительства храмов, почти отсутствовавшая до этого, ужесточилась. Так, категорически запрещалось устраивать приделы в одном помещении с главным церковным престолом, хотя в северных церквах расположение двух и даже трех иконостасов в ряд «на одном пороге» было явлением распространенным. Придельные церкви должны были иметь отдельный вход.

Троицкая церковь в селе Нёнокса. 1727

Кроме того, предписывалось венчать крыши храмов пятиглавием, а с восточной стороны пристраивать алтарные апсиды. В благословенных грамотах на строительство церквей строго указывалось: «…а в придел чтоб из настоящей церкви входу отнюдь не было, а вход в придел учинить из паперти, а верхи на церкви и на приделе строить не шатровые и алтари сделать круглые…». Архиерейские грамоты запрещали строить по-старому, но не ограничивали в выборе новых и совершенствовании традиционных композиций.
В этот период в крупных волостных и посадских приходах получили дальнейшее развитие центрические схемы летних храмов «о шестнадцати стенах» и «о двадцати стенах», то есть срубы четвериком и восьмериком с четырьмя прирубами. В северном и южном прирубах таких храмов располагались приделы, которые имели отдельные выходы на паперть, и алтарные пристройки с востока. Центральный объем и четыре прируба завершались самостоятельными кровлями с главами. Таким образом решалась проблема обязательного пятиглавия для этих церквей.

Троицкая церковь в разрезе

Последняя трехпрестольная церковь «о двадцати стенах» сохранилась в селе Нёнокса. Троицкая церковь построена в 1727 г. Центральный двухъярусный восьмерик храма и четыре прируба по сторонам света покрыты пятью высокими шатрами с крупными главами. Три алтарных прируба завершены килевидными бочками, которым вторят кокошники второго яруса восьмерика, направляя взгляд вверх, к мощному пятишатровому завершению храма. До 1870 г. все три входа в храм объединяла общая тесовая паперть.
Примером храма «о шестнадцати стенах» с приделами может служить также уцелевшая до наших дней Владимирская церковь в селе Подпорожье на Онеге, построенная в 1754 г. Здесь ветви планового креста завершены килевидными бочками. На бочках поставлены декоративные шатры с главками и крестами, которые зрительно объединяют средний ярус с венчающим храм пятиглавием, поставленным на куб. Похожая плановая композиция применена в архитектуре Вознесенской церкви села Пияла на Онеге, построенной в 1654 г. Однако на ее центральный четверик поставлен приземистый восьмерик, несущий высокий стройный шатер. Глава над шатром и четыре главы на прирубах образуют пятиглавие.

Макарьевская часовня из д. Федоровская Плесецкого района. XVIII в.

К XVIII веку в небольших северных приходах, население которых занималось промыслами и сельским хозяйством, на смену клетским церквям пришли храмы, рубленные восьмериком на четверике, с папертью и высоким крыльцом. В большинстве случаев они завершались шатрами. Исключением были церкви на реке Ваге, их венчали высокие восьмигранные кубы, «кубастые шатры». Замечательным образцом шатровых храмов типа «восьмерик на четверике» является Дмитриевская церковь в селе Верхняя Уфтюга Архангельской области, построенная в 1784 г.
В конце XVII – начале XVIII в. в архитектуре теплых церквей происходят изменения в сторону репрезентативности. Окончательно складывается тип зимнего храма, состоящего из четырех обязательных частей, примыкающих друг к другу и представляющих собой анфиладу с востока на запад: алтарь, молитвенное помещение, трапезная и паперть с крыльцом. Появление во второй половине XVIII в. кирпичных печей с трубами, топившихся по-белому, позволило увеличить трапезные, а также количество и размеры окон. Непременным элементом интерьера трапезных стали резные столбы, подпиравшие потолочную балку. С конца XVIII и особенно в XIX в. в церковных трапезных стали устраивать приделы с иконостасами. Над крышей придел всегда обозначался главкой, а внутри трапезной выделялся сплошной заборкой или парапетом.
В Поморье и на Каргополье существовал обычай соединять холодную церковь с отапливаемой трапезной переходом. Наличие такого соединения позволяло заменять ветшавшие части, не разбирая всего здания-комплекса. К таким храмам относится церковь Рождества Богородицы в селе Бережная Дуброва, построенная в 1678 г. Ее высокий холодный объем затейливо покрыт кубоватой крышей, на которой поставлена крещатая бочка и девять глав с кокошниками в основании. Существующая трапезная с приделом заменила первоначальную трапезную в 1871 г.
Наибольшее распространение на территории Русского Севера получили теплые храмы, где церковь и трапезная строились на общем окладном венце. В стене между церковью и трапезной устанавливались двойные двери, одна из них была решетчатой. Через решетку теплый воздух из трапезной свободно проникал в церковь. С этой же целью по сторонам церковных дверей прорубали окна-протесы. Во время топки печи протесы и церковные двери закрывали ставнями и вторыми плотными дверями.
К этому типу зимних храмов относится Одигитриевская церковь в селе Кимжа на реке Мезени, построенная в 1709 г. Церковь представляет собой высокий четверик, крытый декоративным шатром на крещатой бочке. На коньки бочек и на шатер установлены пять глав. Примыкающая к четверику трапезная покрыта на два ската тесом. До 1804 г. храм отапливался по-черному. Колокольня над папертью была построена в 1898 г.

Церковь Покрова Богородицы. 1764. Музей-заповедник Кижи
Церковь Воскрешения Лазаря. Вторая половина XIV в. Музей-заповедник Кижи

 

Литература

Забелло С.Я., Иванов В.Н., Максимов П.Н. Русское деревянное зодчество. — М., 1942.
Красовский М.В. Курс истории русской архитектуры. Т. 1. Деревянное зодчество. — М., 1916.
Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Архитектура Русского Севера. Страницы истории. — Л., 1981.
Ополовников А.В., Островский Г.С. Русь деревянная. — М., 1970.
Судьба культурного наследия России. ХХ век. В 3 т. — М., 2003.
Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера. — Л., 1982.