Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №17/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Венера Мочалова,
старший научный сотрудник отдела
музейной педагогики Архангельского музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»

Мир северной деревни

В 25 километрах от Архангельска, на правом берегу Северной Двины, в удивительно красивом и живописном месте расположился Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» — музей уникальный, в собрании которого представлены памятники деревянной архитектуры и традиционно-бытовой культуры Русского Севера. Музейно-педагогические программы «Трудовая жизнь русского крестьянства» и «Мир северной деревни», разработанные сотрудниками нашего музея для школьников начального и среднего звена, дают им возможность узнать о том, как строились, работали и жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции.
Северная деревня — это целый мир, который живет своей внутренней жизнью, богатой событиями, наполненной глубинным смыслом. Этот мир не всегда открывается случайному человеку и, что­бы понять его, нужно узнать деревенскую жизнь изнутри. Музей «Малые Корелы» является именно тем местом, где посетители могут увидеть различные постройки, составляющие крестьянскую усадьбу, побывать в часовне и церкви, сравнить «курные» и «белые» избы. Методика построения игровых занятий музейно-педагогических программ для школьников предусматривает обязательное включение практической части (выбор дерева для строительства, сбор макета дома-двора, засевание поля овсом, выбивание с помощью цепов зерен из колосьев, работа на ткацком станке и др.).

Подпорная стенка из Мезени XIX в.

Чтобы изучаемая тема стала для ребенка более яркой, образной и интересной, в занятия включены элементы театрализации и фольклора (загадки, поговорки, причеты, заклички и хороводы). Кроме того, дети становятся участниками различных обрядовых действий (перехода в новый дом, выбора места для строительства дома, гадания на поленьях и др.). Работа музейного педагога по определенной программе, когда постоянная группа детей посещает музей регулярно, намного эффективнее благодаря «обратной связи»: после занятий дети пишут сочинения, оформляют фотоальбомы, изготавливают поделки для выставки детского творчества, открытие которой проходит в музее ежегодно 1 июня — на региональном детско-юношеском фестивале «Наследие Поморья».
На второй год обучения для школьников предлагается музейно-педагогическая программа «Мир северной деревни», основной целью которой является пробуждение у детей интереса к жизни и быту северных крестьян, знакомство с организацией крестьянской усадьбы, с традициями строительства дома-двора, переезда в новый дом, с организацией его внутреннего пространства и убранства.
Начинает цикл занятие «Путешествие по северным деревням».
В лесистых местах, по берегам рек и озер, садились, оседали, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки. «Возле леса жить — голодному не быть». Селились рядом родственники и просто соседи (те, кто рядом сели). Постепенно образовывалось село (сесть, селиться). Строились не день и не два. Сначала надо было освоить участок. Готовили землю под пашню, рубили, корчевали лес. Так возникала заимка (от слова «занимать»), а первые постройки назывались починками (от слова «почин», то есть «начало»). Прогуливаясь по различным секторам музея, дети узнают, какие типы планировки (уличная, прибрежная, свободная) характерны для северных деревень и в чем отличие деревни от села (деревней, от слова «дерево», в отличие от села, традиционно именовалось сравнительно небольшое поселение без церкви).
Второе занятие «Плотник — первый на селе работник» обычно проводится в декабре–январе — это время заготовки леса для строительства дома. Для строительства больше всего годились лиственница и сосна: стволы прямые, древесина крепкая и надежная. «Из гнилого леса не надолго изба». Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе; иногда в два этажа, со светелкой. «Семья сильна, когда над ней крыша одна», — так считали наши предки. Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки.
Строить усадьбу одновременно выходили до двадцати человек: «Чем больше рук, тем легче труд». Приглашали работников, однако, с разбором, так как хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен, и мастерство, и особый талант.
Позже стали ходить от города к городу, от деревни к деревне плотницкие артели. Топор за поясом, скобель, долото — вот и весь инструмент. «Не бравшись за топор, избы не срубишь». Топором и лес валили, и ложку могли выстругать.
Строительство начиналось с валки леса. На занятии дети определяют пригодность дерева постукиванием по нему дубинкой: звук звонкий — дерево пригодное, глухой — лучше не трогать. Срубив дерево, очищали ствол от сучьев и коры, а затем, положив бревно и немного отступив от его конца, «выбирали» чашу. Четыре бревна, связанные в квадрат, образовывали венец. В верхних бревнах снова вырубалась чаша, чтобы следующий венец плотно прилегал к нижнему. Вот так, венец на венец, и ставили избу. На бревнах проставляли зарубки — порядковые номера. Если надо, избу можно разобрать по бревнышку, перевезти в другое место и снова собрать. Большое мастерство нужно, чтобы одно бревно как бы вошло в другое, и если все они плотно лежат друг на друге, щелочки не увидишь, потому и мастера плотником величали (от слова «плотно»).
Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят — не сдвинуть. Много терпения требовалось для возведения крыши. Доски для нее тесали топором. Их укладывали так, чтобы любую можно было заменить, не разбирая крыши. Два ската крыши сверху соединялись бревном, на конце которого выстругивали голову коня (конек).
Рядом с избой строили еще один сруб — хозяйственный двор. Избу с двором соединяли сени, в которые вел главный вход с улицы. Избу располагали «лицом» к дороге (отсюда и пошло название «улица») или к реке, озеру.
Как правило, на боковом южном фасаде дома ставилось крыльцо. Выходило оно в сторону улицы. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля. Крыльцо могли украсить резными ажурными подзорами.
Крыльцо — «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, с соседями. «Жить в соседях — быть в беседах». Теплыми летними вечерами собирались на крыльце — посидеть, поговорить, обсудить последние новости.
Окна — «глаза» дома. Над окнами крепились козырьки-наличники. Они прикрывали окна от дождя и снега. Позже появились накладные наличники со ставнями. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни — значит, хозяева уже встали, а закрыты — значит, еще спят или куда-то ушли. Наличники украшали всевозможной резьбой. У каждой избы был свой особый облик.
Знаете загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка»? Ее отгадка: стоит изба, в избе печка, в печке зола, в золе жар. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание, она занимает почти пол-избы.
С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина: «Печь-матушка и напоит, и накормит, и спать уложит, и хворобу одолеет». Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше: «Когда в печи жарко — тогда и варко».
О традициях переезда в новый дом, о внутреннем пространстве избы (бабий кут, красный угол и др.) и наиболее значимом элементе жилища — печи, а также связанных с нею поверьях и обрядах рассказывается в занятии «От печки плясать». В ходе данного занятия дети знакомятся с устройством курной и белой печи, их отличием.
Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, плели туеса и корзины. Хотя и не отличалось уб­ранство избы разнообразием мебели – стол, лавки, скамьи, сундуки, — все делалось с тщательностью, с любовью и было не только полезным, но и красивым. Ощущая свой дом частицей природы, где все подчинено общему с природой порядку, целесообразности и красоте, крестьянин чувствовал себя защищенным и сильным, а значит, и свободным. Наши предки воспринимали свою избу, деревню или село, окружающую их природу как маленькую вселенную, где все знают друг друга.
Самая непосредственная связь с землей-кормилицей закладывала основные черты русского характера: трудолюбие, бережливость, терпеливость, настойчивость. Суровый климат приучил быть выносливым, чутко следовать природным приметам, быть хитрым на выдумку в землепашестве, скотоводстве, ремеслах.
Воспитание бережного отношения к культурно-историческому наследию Поморья, развитие творческих и исследовательских способностей детей — вот основные задачи, которые решаются сотрудниками музея «Малые Корелы» при разработке и внедрении музейно-педагогических программ для школьников.

Статья опубликована при поддержке компании "ТеплоСтройБлок". Хотите построить теплый дом без лишних затрат? Оптимальный вариант – использование в качестве стройматериала термоблоков. По сравнению с обычными, стоимость термоблоков немногим выше, зато Вы будете избавлены от необходимости тратить немалые средства на утепление дома. И не теряйте времени даром, пытаясь найти надежного поставщика, забивая в поисковую строку браузера запрос: "теплоблок цена". Найденная стоимость, быть может, Вас и порадует, но гарантии, что дешевые термоблоки будут сделаны из качественного материала, а не из отходов и еще неизвестно чего, у Вас не будет. В компании "ТеплоСтройБлок" Вам предложат только высококачественную продукцию, изготовленную на современном оборудовании при четком соблюдении технологического процесса. Все подробности Вы можете узнать на сайте teplostroyblok.ru.