Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №17/2007

УРОК ИЗО

У р о к   И З О

Ольга Скуратова,
учитель школы № 199, г. Москва

Дом из бумаги и теста

Тема: «Русское деревянное зодчество» на уроках изобразительного искусства
Задачи: знакомство с историей возникновения деревянных построек в России; выявление основных архитектурных элементов и их функционального назначения; развитие умения разными художественными материалами передавать фактуру поверхности; воспитание грамотного зрителя, умеющего видеть прекрасное в обыденных вещах; формирование интереса к истории и культуре своего народа.
Богатое архитектурное наследие русских мастеров, поражающее своей красотой и гармонией, позволяет на уроках изобразительного искусства дать волю фантазии педагогов и учащихся при выборе мотивов для создания творческой работы: от крестьянской избы и колодца до крепостей, боярских хором и церквей.

Практическая работа № 1
(для учащихся 1-го класса)

Материалы: пластилин, стеки и пустые стержни от авторучек, пустые спичечные коробки, клей ПВА, картон.
Мотив русской деревни может прозвучать в коллективной работе первоклассников, выполненной в объеме. Детям предлагается построить целую деревню, в которой могли бы поселиться герои русских народных сказок — от Колобка до Аленушки.
Для экономии материала и времени каждый учащийся заранее готовит каркас своего будущего домика: два пустых спичечных коробка склеивает донышками. В классе работа начинается с того, что дети, выбрав пластилин нужного цвета, который, по их мнению, более подходит для деревянной стены, начинают делать стены сруба. Они обмазывают свой каркас с четырех сторон, поставив его на бочок (1). Когда стены будут обмазаны, на них по боковым сторонам накладываются мелкие лепешечки более светлого пластилина (лучше желтого), имитирующие «концы» бревен. Сами бревна сруба продольно прорисовываются стеком или стержнем от ручки (2). Затем накладывают окошки: из пластилиновой лепешечки любого цвета (цвет занавесок) стеком вырезают квадратик и помещают на стену дома. Затем скатывают тонкие пластилиновые колбаски и из них накладывают наличники и перекрестье оконной рамы. Количество окон дети выбирают самостоятельно, обычно по одному или по два с каждой стороны дома, часто с готовностью делают и дверь.
Крыши избушек изготовляются отдельно. Учителю необходимо заранее приготовить для каждого ученика картонный квадратик 5 х 5 см. Дети складывают его пополам, замазывают пластилином, затем стеком или стержнем имитируя дранку или доски (3). Из скатанных колбасок на крышу прикрепляются лобовые доски, причелины и полотенца.
Самый ответственный момент — украшение избы. Узоры на наличники, причелины и полотенца наносятся путем продавливания элементов орнамента стеком и стержнем. Стержень дает интересные оттиски в виде точек и маленьких ровных кружочков, которые можно чередовать в любой комбинации (4).
Когда все домики готовы, их собирают на одной, обязательно обмазанной пластилином подставке. На этапе подведения итогов авторы могут рассказать, кого из героев русских народных сказок они хотели бы поселить в свою избушку. Если ребенок затрудняется это сделать, ему на помощь придут товарищи, так как каждый домик получается со своим характером.

Практическая работа № 2
(для учащихся 1-го класса)

Материалы: гуашь, толстые кисти, бумага формата А3.
В первом классе детям можно предложить сказочный вариант изображения русской деревянной постройки, по­скольку образ всевозможных избушек встречается почти во всех русских народных сказках. Одной из самых привлекательных для детей является «избушка на курьих ножках». Она всегда изображается стоящей в чаще леса или на его опушке и служит воротами, охраняемыми Бабой-ягой, в иной мир — «тридевятое царство».
Прообразом «избушки на курьих ножках» послужила «изба смерти» древних славян — сруб на четырех столбах, в котором хоронили прах покойных (Н.К. Рерих. «Изба смерти» (1)). Эти столбы непременно окуривались дымом, но со временем «курные» ножки превратились в «курьи». Традиция же строить охотничьи станы и лабазы на высоких вертикальных стволах сохранилась на Русском Севере.

(1)

Первоклассники без особого труда на листе бумаги без предварительной прорисовки карандашом «строят» избушку: сруб и крышу. Добавляя прямо на листе бумаги зеленый и красный цвета друг в друга, дети получают коричневые оттенки. Широкой кистью, накладывая мазки близко друг к другу, они имитируют бревенчатую кладку. Желтый или охристый цвета добавляются, чтобы отделить бревна друг от друга и обозначить причелины, лобовую доску и наличники. Затем получившийся деревянный домик превращается в сказочную избушку: изображается куриная нога с птичьими когтями, космы мхов и лишайников на крыше и по низу сруба, темные мрачные ели и кривые деревья — коряги, россыпи мухоморов, черный кот или сова на крыше (2).

Статья подготовлена при поддержке визового центра "Visas UK". Чтобы получить визы в Великобританию, обратитесь к профессионалам. Визовый центр предлагает Вам свои услуги помощи по оформлению визы в Великобританию, а также Англию и США - консультации, формирование пакета документов, расчет финансовой информации, подача анкеты на английском языке, запись на приём в визовый центр, сопровождение в визовом центре в Москве, рекомендации по подаче документов на визы в визовые центры в Санкт-Петербурге, Ростове, Новосибирске и Екатеринбурге, подготовка к собеседованию в посольстве. Узнать подробную информацию о получении визы, услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте: http://visasuk.ru/.

(2)

Малыши обычно без особого труда «строят» избушку на курьих ножках. Важно, чтобы дети не превращали данную работу в простое закрашивание готовым цветом из баночки с гуашью геометрических форм сруба и крыши. Надо показать детям, дать им почувствовать, что многоцветие мира можно получить, смело смешивая краски на листе бумаги, добавляя их друг в друга, экспериментируя.

Практическая работа № 3
(для учащихся 4-го класса)

Материалы: соленое тесто, стеки для лепки, колпачки от фломастеров, ножницы, картон для фона.
Соленое тесто необходимо сделать заранее, чтобы сэкономить время урока. Для изготовления соленого теста смешивают муку и соль в равных пропорциях, затем постепенно добавляют воду. Тесто должно получиться эластичным, не прилипать к рукам. Если это происходит, следует подсыпать муки и соли. Если же тесто замешано круто, на нем образуются заломы и трещинки, тогда следует добавить немного воды. Работать с соленым тестом удобно на полиэтиленовом пакете, так как тесто к нему не прилипает. В готовое соленое тесто можно добавить немного клея ПВА, это делает готовое изделие более прочным.
Из теста надо скатать колбаски, которые укладываются на картонную основу-фон по форме срубов. Детали крышы вырезают из лепешек, слепленных из теста. Фактура архитектурных форм, украшения и мелкие детали выполняют путем выдавливания необходимых украшений стеком, стержнем авторучки или колпачками фломастеров, которые используют как штампик, быстро дающий одинаковые оттиски кружочков и цветочков-звездочек.
Готовые детские работы в условиях школы нет возможности высушить в духовом шкафу, поэтому они просушиваются естественным путем, время просушки зависит от размера изделий.

Практическая работа № 4
(для учащихся 4-го класса)

Детская работа

В 4-м классе с деревянными постройками учащиеся встречаются при изучении тем «Деревня — деревянный мир. Гармония жилья и природы», «Древнерусский город-крепость». Деревянные избы, амбары, колодца, храмы, хоромы и терема могут выполняться не только в живописной технике, с которой уже ознакомились в 1-м классе, или в графической манере. Детям можно предложить выполнить объемную аппликацию.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей ПВА, карандаш, белый картон, фотографии различных памятников деревянного зодчества — от колодцев до храмов.
Работа начинается с приготовления фона композиции в технике обрывной аппликации, когда элементы изображения не вырезаются ножницами, а выщипываются мелкими кусочками или обрываются полосками бумаги. Данный прием дает возможность получить более мягкие линии краев деталей и сделать переход из цвета в цвет менее грубым. Фоном могут служить простые элементы пейзажа: небо, река, крутой берег. Берег может быть выполнен фактурно, для этого, перед тем как выщипать его детали, бумагу надо измять. При выполнении данной работы необходимо напомнить детям, что в аппликации важно внимательно подбирать цвет бумаги, использовать ее различные оттенки (1).
Деревянные постройки изготавливаются из бумажных трубочек, имитирующих бревна. Для этого нарезаются бумажные полоски, длина которых зависит от того, что из них будет строиться: сруб, частокол или колодец, и шириной около 3 см. Эти полоски наматываются на карандаш и проклеиваются, получаются ровные трубочки. Если есть необходимость, трубочки можно разрезать; для имитации кольев их концы срезаются наискось (2).
Постройки собираются на фоне начиная с нижних венцов срубов. (При работе над крепостью вначале устанавливаются башни, затем заполняются пространства стен.) Детям необходимо напоминать, что наша задача – передать объем круглых бревен. Для этого в процессе наклеивания трубочки не придавливаются пальцами к фону, а прижимаются карандашом, пропущенным сквозь них.
Если есть желание сделать древнерусский деревянный город, то работа начинается с дальнего плана: терема, избы и храмы выполняются в технике плоской аппликации из простых геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники).
Украшение причелин, лобовых досок, полотенец, наличников выполняется из накладных полос. Для имитации пропильной резьбы полоски бумаги складываются «гармошкой» и на них вырезается фигурный край и детали орнамента (3, 4).

Аппликация из бумажных трубочек может выполняться не только из цветной бумаги, очень интересными могут быть работы из белого ватмана (5), когда монохромность цветового решения подчеркивает особенности создаваемых форм. Индивидуальные работы (6–11) легко могут быть смонтированы в единую коллективную композицию (12–13).

(5)

(12) (13)