Мы острой гранью делим время и ставим на первой
странице плоскость в виде квадрата, черного
как тайна, плоскость глядит на нас темным,
как бы скрывая в себе новые страницы будущего.
Она будет печатью нашего времени, куда и где бы
ни повесили ее, она не затеряет лица своего. Казимир Малевич
Черный квадрат» Казимира Малевича — удивительно подходящий материал для изучения основ композиции на уроках изобразительного искусства. Это произведение представляется некой системой, предполагающей все возможные траектории развития. Небольшой укол, касание в определенной пространственно-временной точке способно порождать новый взгляд.
Шедевр Малевича — картина не только о геометрии на плоскости, которая целиком затмила собой все изображения, но и о глубине. Супрематическую глубину Малевича можно понимать и как физический космос, и как метафизическое пространство четвертого измерения, то есть в интерпретации самого автора — бессмертие как стремление к первоначалу, к праформе.
С ним можно играть, превращая и преобразуя квадрат в различные другие формы; вращать, переворачивать, рассматривать не снизу, со стороны тени, как это сделал Малевич, а с каждой из сторон света.
Учитель должен выбрать нужный сценарий из множества возможных в зависимости от задач урока. «Черный квадрат» содержит интригу, вызывает интерес у ребенка, а это уже половина успеха обучения.
Статья опубликована при поддержке компании "Ингосстрах". Решили застраховать свой автомобиль от ущерба и угона? Ищете, где купить такой полис подешевле, просматривая объявления "страховые компании Санкт-Петербурга КАСКО"? Напрасно! Заключив договор страхования с ненадежным партнером, Вы рискуете остаться и без машины, и без страховки. Купив полис КАСКО в "Ингосстрахе" Вам гарантировано не придется оплачивать ремонт автомобиля из своего кармана, Вам будут возмещены потери при угоне транспорта, Вы получите денежную компенсацию при полной гибели машины. Подробную информацию об условиях страхования Вы можете узнать на сайте ingos.ru.
Познав закономерность
Любой учитель изобразительного искусства знаком с основами композиции (composition — лат. сорасположение), понимает важность категории «композиция» при работе над художественным произведением или его анализе, но на практике учителя испытывают растерянность перед сложностью темы.
Композиция присуща всем видам искусства. Композиционное начало есть в архитектурных постройках, в музыкальной пьесе, в романе-эпопее и стихотворении, в скульптуре и картине, в театральной постановке и кинофильме. Познав закономерности построения композиции, человек получает ключ к пониманию и анализу произведений различных видов и жанров искусства. Это имеет большое значение для развития образного мышления учащихся, подготовки их к решению творческих задач, к исследовательской деятельности.
Как объяснять принципы построения композиции?
Рассуждения о композиции, о ее принципах, свойствах и закономерностях выстроим в виде системы упражнений. Упражнениям можно посвящать целые уроки, а можно выполнять в начале урока перед любым другим заданием начиная с пятого класса в любой школе. Удачные работы, превратив их в методическое пособие, оформим в виде стенда или наглядного плаката. Так или иначе, они должны быть перед глазами учащихся на уроке.
Сопоставляя рисунки в процессе работы над любой темой с эталонами композиции на стенде, задаем себе вопросы: что мы получим, сделав композицию конкретного задания симметричной или асимметричной, какие свойства применить, какие средства использовать в данной работе, чтобы она стала выразительнее, динамичнее, интереснее?
Раскрывая разные аспекты композиционных построений, можно превратить детские работы в факт искусства. Выполните эти упражнения на уроке и убедитесь, что дети прекрасно чувствуют статику и динамику, симметрию и асимметрию, а простая форма квадрата как элемента композиции поможет сохранить в памяти все этапы поиска и открытий.
Разберемся с понятием
Представим лист бумаги. Плоское белое пространство. Пустота, где ничего не происходит, — изобразительное безмолвие. Начнем диалог — добавим квадрат (прямоугольник). Своим появлением этот элемент рождает событие, конфликт.
Но куда поместить квадрат, какой выбрать размер, форму, цвет? Любой объект надо расположить на плоскости или в пространстве.
Элементы, объекты, единицы композиции могут быть очень разными, но все они подлежат «связыванию», компоновке. Мы невольно стремимся преодолеть хаотичность в их расположении, восстановить целостность формы, избавиться от случайных элементов и случайных связей. Ученый членит мир, а художник стремится к его воссозданию.
Композиция — сочинение, соединение элементов в единое целое по законам гармонии.
Еще пифагорейцы связывали понятие гармонии с общей картиной мира, с гармоничным космосом. По свидетельству Аэция, Пифагор учил, что есть 5 телесных фигур, которые являются математическими субстанциями: из куба образовалась земля, из октаэдра воздух, из пирамиды возник огонь, из икосаэдра — вода, из додекаэдра — сфера. Из этого возникла гармония космоса, состоящая из 10 сфер и 10 планет.
Пифагорейцы выявляют десять пар противоречий: предел и беспредельное, нечет и чет, мужское и женское, единство и множество, правое и левое, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, добро и зло, квадрат и параллелограмм.
Красота невозможна без гармонии, а гармония — единство многообразного, согласие противоречивого. Там, где противоположности находятся в «соразмерной смеси», имеет место благо, здоровье человека.
Гармония (единство разного) возникает в сфере неравенства, противоречий, ибо равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Гераклит представляет Вселенную диалектично, как вечно меняющуюся и обновляющуюся, гармония — динамическое равновесие. Противоречие — созидатель гармонии и условие существования прекрасного: «Расходящееся сходится, и из различных тонов образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через борьбу». Сократ делает вывод, рассуждая о красоте и гармонии: «Прекрасное — трудно».
Композиция — это, с одной стороны, творческий, интуитивный процесс создания произведения искусства от начала до конца, от появления замысла до его завершения, с другой стороны — своеобразный комплекс закономерностей, приемов и средств, служащих решению замысла.
По истории и теории композиции проведено много исследований. Многие авторы (М.А. Алпатов, Н.Н. Волков, А.Д. Гончаров, Е.А. Кибрик, В.А. Фаворский, П.А. Флоренский, Е.В. Шорохов, К.Ф. Юон, Б.М. Неменский и др.) выделяют следующие композиционные принципы: равновесия, движения, целостности, композиционной доминанты.
Рассмотрим принципы, закономерности и средства композиционных построений на примере упражнений.
Принципы композиционных построений
УПРАЖНЕНИЕ 1. Равновесие
Начнем с исследования равновесия. Выполним работу в технике аппликации, используя белую и черную бумагу (работу можно выполнить на компьютере в любом графическом редакторе). Элементами композиции выберем квадраты или прямоугольники. Приготовим четыре белых квадрата — четыре плоскости. Используя черный квадрат и заданную белую плоскость, решим одну из важнейших композиционных задач — добьемся композиционного равновесия (баланса) белого и черного (1–5).
(1) (2) (3) (4) (5)
УПРАЖНЕНИЕ 2. Динамика
Но квадраты можно заставить «двигаться» на листе бумаги. Теперь воспользуемся черным листом, а квадраты и прямоугольники вырежем из белой бумаги. Поместим белый квадрат или прямоугольник под углом к черной плоскости. Белый квадрат или прямоугольник благодаря своему расположению рождает ощущение движения. Вводя в композицию дополнительные элементы, можно усилить ощущение движения, а можно, наоборот, «остановить» движение. При наклоне всей формы относительно заданной плоскости или поверхности земли она приобретает еще большую динамику. Это задание надо выполнять, постоянно сравнивая динамику с равновесием, тогда впечатление движения будет нагляднее (6–10).
(6) (7) (8)
(9) (10)
УПРАЖНЕНИЕ 3. Композиционная доминанта
В данной композиции поставим задачей выделение главного элемента — композиционной доминанты.
Если изображение (или предмет) воспринимается как единое и неделимое целое, явно не распадается на отдельные самостоятельные части, то налицо целостность, внутреннее единство, как первый признак композиции. Неделимость композиции художественного произведения складывается из так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты композиции. Одной из конструктивных идей может стать композиционная доминанта, то есть выделение в композиции главного элемента.
В театре принято говорить, что короля играет его свита. В композиции тоже есть свои «короли» и окружающая их «свита», как солирующие инструменты и оркестр. Связь элементов композиции становится органичнее и понятнее, если в ней имеется главный элемент — центр композиции, вокруг которого на художественной основе объединяются остальные. На главный элемент композиции — доминанту — устремляется в первую очередь взгляд зрителя (11, 12).
11. Николай Суетин. Эскиз росписи стены.
Витебск. 1920
12. Винс Фрост. ЛИФТ 01, афиша. 2000
Элементами композиции выберем квадраты, прямоугольники, линии, круг. Сделаем круг смысловым, конструктивным центром композиции. Центр, фокус композиции, ее главный элемент может быть и на ближнем плане, и на дальнем, может оказаться на периферии или в середине — это не важно, главное, что второстепенные элементы «играют короля», они подводят взгляд к кульминации композиции. Выполняем в технике коллажа (цветная бумага, вырезки из газет и журналов) или на компьютере (13, 14).
(13) (14)
Средства композиционных построений
УПРАЖНЕНИЕ 4. Симметрия
Способ гармонии, при котором изображение слева подобно правому, верх аналогичен низу по диагонали, горизонтали, вертикали или по другой ломаной оси, называется симметрией, а сама композиция симметричной. Равновесие композиции часто связывают с симметричностью. Симметрия с древних времен считалась одним из условий красоты. Древние греки полагали, что Вселенная симметрична просто потому, что симметрия прекрасна.
Идея симметрии часто являлась отправным пунктом в гипотезах и теориях ученых прошлых веков, веривших в математическую гармонию мироздания. Понятие симметрии не ограничивается симметрией объектов. Оно распространяется также на физические явления и управляющие ими физические законы. «Симметрия» в переводе с греческого означает «соразмерность».
Выполним симметричную композицию, используя несколько квадратов (15–17). Симметрия достигает гармонии путем исчезновения изобразительного конфликта, и композиция превращается в орнамент. В результате возникает однообразие и монотонность. Вспомним у Пушкина: «В печальной симметрии стояла мебель у старухи».
(15) (16) (17)
Всю свою жизнь поискам равновесия и баланса посвятил Питер Корнелис Мондриан (1872–1944) — художник-абстракционист, один из основоположников группы «Стиль» (de Stijl). Движение «Стиль» возникло в конце Первой мировой войны, когда общество больше всего ценило упорядоченность. Поэтому группа выступала за отказ от природных форм и сюжетов в пользу геометрических абстракций, а также за использование основных цветов и черного с белым. В своих произведениях Мондриан «уничтожил» динамику. Его композиции совершенно равновесны и безукоризненно сбалансированы.
Помимо этого Мондриан был также основоположником «неопластицизма» — строгого абстрактного направления, основанного на использовании в качестве основного композиционного мотива решетки из пересекающихся горизонтальных и вертикальных линий.
Термин «неопластицизм» (новое пластическое искусство) был предложен Мондрианом — он отражал цели, которые последователи стиля стремились достичь. Среди таких целей было создание нового эстетического языка, простого, логичного стиля, способного подчеркнуть особенности конструкции и функций предметов, применимого к любой сфере жизни. В живописи Пита Мондриана роль структурной основы часто выполняют основополагающие геометрические формы: квадрат, двойной квадрат и прямоугольник золотого сечения.
В течение тpидцати последних лет своей жизни он священнодействовал над холстами, pазгpафлял их на пpямоугольники и квадpаты и закpашивал получившиеся геометpические поля то интенсивными яpкими кpасками, то (позднее) облегченными и пpозpачными оттенками белого, сеpого, бежевого или голубоватого (18–20).
18. Питер Мондриан.
Композиция с красным и синим. 1939–1941
19. Питер Мондриан. Нью-Йорк-сити.
1941–1942
20. Питер Мондриан. Композиция с красным, желтым, синим и черным. 1921
УПРАЖНЕНИЕ 5. Асимметрия
Асимметрия позволяет добиться динамичности, напряженности композиции, не теряя гармонии целого. При использовании асимметрии композиция становится выразительнее, интереснее. При асимметрии ось или плоскость симметрии отсутствует.
Если симметричная форма воспринимается легко и сразу, то асимметричная читается постепенно. Главное условие целостности асимметричной композиции — это ее уравновешенность (21, 22).
(21)(22)
Напряженность асимметричной композиции подчеркнут контрастные противопоставления. Контраст — это резко выраженное различие свойств. Низкое может противопоставляться высокому, легкое — тяжелому, светлое — темному, сложное — простому и пр. Контрасты являются воздействующей силой композиции и определяют ее выразительность. Противопоставление двух начал в композиции делает форму заметной и выделяет ее среди других. Контрастные отношения раскрываются сразу, и в зависимости от умения использовать это средство они вызывают ответную реакцию восприятия.
Использование контраста активизирует форму, но еще не гарантирует гармонии. Если контраст слишком резкий, композиционная связь элементов может разрушиться. Поэтому, чтобы добиться гармонии, необходимо соблюдать меру (23–25).
(23) (24) (25)
Для дополнения контраста применяется нюанс. Использование нюанса представляет сложную задачу. Если контраст часто обусловливается функцией или конструкцией изделия, то нюанс не определяет ни то ни другое. Это средство композиции относится к области художественного осмысления формы, материала, цвета и в значительной мере зависит от индивидуальности художника-конструктора. Использование нюанса обычно обусловливается наличием контраста и необходимостью его смягчения.
Как средство композиции нюанс проявляется в пропорциях, ритме, цвете, пластике, декоре, фактуре поверхности и др. Построенные на нюансах формы спокойны, не сразу раскрываются, в отличие от форм, построенных на контрастах. В работе над композицией может быть использован нюанс не только одного, а многих свойств. Даже вся композиция изделия может быть построена на нюансах.
Контраст и нюанс — одни из самых тонких проявлений художественной выразительности в искусстве (26–28).
Метрический ритм самый простой — размеры элементов и размеры пробелов одинаковы (отсюда метроном). Для выполнения метрической композиции вырежем черный прямоугольник, а элементами композиции будут линии или точки. Роль линии будут играть бумажные полоски разной ширины, заготовленные с помощью резака. Точки — разного диаметра окружности. Работать с линией очень интересно. Надо помнить о том, что линия может делить пространство, а может его объединять. Можно выполнить метрическую композицию, используя только круги и точки (29–35).
(29) (30) (31) (32)
Усложним задание и создадим выразительную, эмоционально-образную композицию, используя чередование элементов и пространства, на тему: «Шум дождя», «Тишина сумерек», «Суматоха», «Одиночество бегуна на длинные дистанции», «Жаркая музыка карнавала», «Нежное дыхание щенка», «Крик», «Полет». Техника выполнения задания может быть разной (аппликация, коллаж, на компьютере).
(33) (34) (35)
Среди композиционных закономерностей следует выделить группу средств, объединяемую понятием ритм. Мы живем в мире изменяющихся ритмов. Приложите руку к груди — послушайте ритм сердца — равномерный и спокойный. Прислушайтесь к ритмам города — звук машин, работающих механизмов, шагов, порывы ветра, капли дождя — таких примеров можно найти множество. Ритм можно воспринимать не только на слух, но и зрительно. Понаблюдайте за чередованием света и теней во время движения, да просто за движением часовой стрелки. Однако ритм свойственен не только движению, но и статическому предмету. Посмотрите на ряды парт в классе, на чередование оконных проемов и стен в коридорах школы. Ритм, благодаря повторам элементов, создает впечатление условного движения.
Чередование изобразительных элементов и свободных пространств, их частота, сгущенность и разреженность называются ритмом. Ритм может быть спокойным и беспокойным, направленным в одну сторону или сходящимся к центру, направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Чередовать можно элементы, объемы, цветовые пятна, какие-либо детали и др. (36).
36. Пабло Пикассо. Декорация
Ритм гораздо более сложное понятие, чем метр. Представим себе греческий портик (хорошо бы посмотреть с детьми на аллею деревьев, линию электропередач и др.). Стоя лицом к портику, мы видим ряд одинаковых колонн, расположенных на одинаковом расстоянии одна от другой. И это воспринимается нами как метрический ряд. Но если мы поменяем точку зрения – сместимся в сторону и посмотрим на портик под некоторым углом сбоку, – то одна колонна перекроет другую, размеры колонн будут казаться разными — в результате тот же самый портик будет восприниматься нами уже не как метрический, а как ритмический ряд.
Игра. Выполнение упражнений на понимание ритма можно предварить игрой, где «элементами композиции» становятся сами ученики. Подобные игры проводились в Баухаузе – известном художественном учебном заведении в Германии.
Руководит игрой «Мастер композиции», он должен составить свой вариант выполнения упражнений из данных «элементов». Самое простое — ребята стоят в шеренге по росту, через одного приседают (37), каждый четвертый поднимает руки вверх и т.д. Это простой метрический ряд.
(37)
А как добиться более сложного ритма? Здесь подключаем пространство: каждый второй делает шаг вперед или назад, ребята могут по-разному сцепить руки, потом в ход идут стулья — кто-то на них сядет и пр. — так в игру вовлекается практически весь класс.
При сохранении некоторой орнаментальности представление о том, что ритмическая композиция состоит не только из элементов, но и окружающего напряженного пространства между ними, получено. Мы добились не просто понимания ритма, но и ритмического вдохновения.
Цель данных композиционных упражнений — обобщить знания о композиции, накопленные учащимися в предыдущие годы обучения. На следующем этапе нужно создать такие условия, при которых учащиеся смогли бы показать свою эрудированность, проявить свои знания в новых ситуациях при выполнении творческих заданий. Об этом мы поговорим в следующей статье.
Неподписанные иллюстрации представляют
собой работы, выполненные учащимися
общеобразовательной школы № 328
г. Москвы