Памятный знак в Немчиновке. Современная фотография
Малевич, отказавшись от «подражания природе», смог ухватить саму суть моделирующей системы. Он стал первопроходцем в «трудном процессе усвоения новой развоплощенной реальности» (А. Шатских), которая к концу ХХ века получит название виртуальной.
Сам принцип творения виртуальных миров станет основополагающим в искусстве ХХ века — возникнут миры научной фантастики, фэнтези, сюрреализма, магического реализма и др. Подвергнется пересмотру отношение к сущности индивидуального художественного, философского и иного видения реальности, которое тоже получит статус автономного мира, о чем свидетельствует широко применяемый термин «миры» — «миры Леонардо», «миры Толкиена» (см. эпиграф к статье «Перезагрузка»).
Демонстративная трансформация выставочного пространства, к которому прибег Малевич, в ХХ веке тоже станет некой всеобщей практикой, которая получит свое наиболее яркое воплощение в перформансе. Сам художник не ограничился размещением «Черного квадрата» в красном углу на «Последней футуристической выставке 0,10 (ноль-десять)». На отчетной выставке Гинхука 1926 г. на торцовой стене выставочного зала возник уже своеобразный иконостас, над которым парил «Черный круг», в центре расположилась объемная композиция, напоминающая перевернутый латинский крест, а по бокам разместились «Черный квадрат» (новый вариант) и «Черный крест». Перед зрителем возникла триада, в которой, по мнению Е. Останиной, «Черный квадрат» знаменовал собой точку в существовании предыдущего, доавангардного искусства … «нуль форм».
В 1926 году Малевич создал третью версию «Черного квадрата». Он слегка отличается по размерам от первого (на 5 см больше), и в нем изменены пропорции черного и белого в пользу увеличения размеров черного квадрата.
Толчком к написанию четвертого варианта стала этапная выставка 1932 года «Художники РСФСР за 15 лет», на которой Малевич представил некую ретроспекцию своего творчества. При этом художник во имя формальной логики пошел на мистификацию и датировал свои поздние фигуративные работы временем досупрематического периода. В результате выстроилась четкая эволюционная прямая: предыстория фигуративной живописи (боковые стены), явление Квадрата – черного и красного (по центру экспозиции), будущее как воплощение Квадрата в объемные композиции внеземных поселений – архитектонов (подставки макетов, обступающих зрителя).
К. Малевич на смертном одре
Слева – супрематический гроб с черным кругом и квадратом, расписанный Николаем Суетиным. 1935
Заключительным актом экспозиционной драмы стали похороны Малевича, сценарий которых был подробно расписан самим художником. На крышке гроба был изображен черный квадрат. В виде куба, на одной из сторон которого запечатлен тот же черный квадрат, было сконструировано надгробие Малевича в подмосковной Немчиновке.
К несчастью, во время войны оно было разрушено, а последовавшая распашка земель окончательно уничтожила следы могилы. Стараниями группы энтузиастов неподалеку от предполагаемого места захоронения художника, в коттеджном поселке «Малевич» на улице Малевича, возведен памятный знак. Бетонный куб повторяет суетинское надгробие, только черный цвет заменен красным.
«Черный квадрат» оказался не сиюминутной сенсацией. Он пережил своего автора, вошел в историю искусства, стал одним из самых известных символов ХХ века и продолжает жить своей жизнью. Чего только с ним ни делают! «Цитируют, копируют, анализируют и критикуют, преодолевают, преображают, побеждают, расшифровывают и хоронят. Уменьшают и возвеличивают, подвергают рентгену и «живописной обработке», одевают в камуфляж, сжигают, разбивают, стирают и съедают, выкапывают и засевают, выкладывают из ягод, монет, семечек, мух и даже червей (или, напротив, возвеличивают, поднимая до «золотого» состояния). Изготавливают из использованной гофры, грубой ткани, резины и даже нефти, расстилают на Красной площади, снабжают очками, ботинками или колесами, заставляют смотреть и говорить, превращают в полиэтиленовые мешки, подушки, народные поделки, краюху черного хлеба, карточный стол, экран компьютера, окно или космическое пространство. Отправляют в путешествия по Петербургу, по истории мирового и русского искусства, привязывают к личной биографии. Обнаруживают в действительности — в тенях Тибета, на стенах и крышах городских домов, в воротах деревенского сарая... С «Черным квадратом» играют, его отрицают, перед ним преклоняются» (И. Карасик).
Отчетная выставка исследовательских отделов Гинхука фрагмент экспозиции. Ленинград
1926. Фотография Н. Пунина
Да, стремление превращать искусство в игру стало одной из тенденций ХХ века, и Малевич со своим «Черным квадратом» — среди ее зачинателей. Но к картине можно отнестись серьезно (и непредвзято, как мы договорились во вступительной статье), и тогда нетрудно обнаружить ее удивительную способность генерировать смыслы, в том числе и новые, которые Малевич явно не закладывал. Ведь не мог же он в самом деле в 1915 году предполагать существование дисплеев и мониторов. А сегодня при взгляде на «Черный квадрат» одной из первых приходит на ум метафора погасшего экрана мирового компьютера.
Интересно, что будет дальше, когда он загрузится…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева Е.Ю. Всё и Ничто: Символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века. – СПб., 2004.
Андреева Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ – ХХI века. – СПб., 2007.
Бубнова Я. 2-я московская биеннале современного искусства. Примечания. – М., 2007
Власов В., Лукина Н. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм. – СПб., 2005.
Герман М. Модернизм: Искусство первой половины ХХ века. – СПб., 2003.
Крючкова В. Антиискусство: Теория и практика авангардистских движений. – М., 1984.
Лаевская Э.Л. Мир мегалитов и мир керамики. – М., 1997.
Левкова-Ламм И.Е. Лицо квадрата. – М., 2004.
Малевич К. Чёрный квадрат. – СПб., 2003.
Нере Ж. Казимир Малевич и супрематизм. – М., 2003.
Останина Е.А. Мастера авангарда. – М., 2003.
Турчин В.С. Образ двадцатого. – М., 2003.
Шатских А. Казимир Малевич – литератор и мыслитель.// Малевич К. Чёрный квадрат. – СПб., 2003.
Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. – М., 2005.
В круге Малевича. – СПб., 2000.
Казимир Малевич в Русском музее. – Спб., 2000.
Казимир Малевич. Художник и теоретик. – М., 1990.
Москва – Варшава / Warszawa – Moskwa. 1900–2000. Каталог выставки. – М. 2005.
Приключения «Черного квадрата». – СПб., 2007.