Пьер Огюст Ренуар.
Портрет Жанны Самари
1877. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Жанна Самари была театральной актрисой, безответно влюбленной в Ренуара. По ее ироническому замечанию, художник любил женщин только кончиком кисти. Но под этой кистью рождались настоящие шедевры, снискавшие Ренуару славу великолепного портретиста.
Особенно удавались мастеру женские портреты. По мнению Якова Тугендхольда, это «воздушно-серебристые гармонии, где все струится и вибрирует за исключением темных точек глаз. Они одни, эти темные окна бездонной женской души, четко обведенные контуром и затененные густыми ресницами, кажутся чем-то единственно реальным и незыблемым среди алмазной россыпи красок. Этот своеобразный и всюду повторяемый прием Ренуара чрезвычайно характерен для импрессионизма».
Еще одним свидетельством в пользу такого мнения является блестяще исполненный портрет Анриет Анрио на обложке этого номера газеты «Искусство».
Нетрудно догадаться, что и здесь Ренуар не находил понимания у современников. В большинстве своем они недоумевали. «Знакомая голова очаровательной модели совершенно теряется на этом грубом розовом фоне. Губы и руки художник был вынужден моделировать синим, чтобы как-то выявить утопающее в общем блеске лицо. Ничто... не может быть более далеким от правды».
Не от правды, поправим мы тогдашнего педанта, а от привычной живописи. И Ренуару иногда приходилось наступать на горло собственной песне, чтобы соответствовать привычным представлениям. Что из этого получалось, демонстрирует другой портрет Жанны Самари, исполненный специально для Салона. В угоду вкусам жюри исчезли непринужденность и красочность, а вместе с ними пропали поэтическое очарование и эмоциональность. Осталась застылая поза да портретное сходство. Сиюминутная цель была достигнута, портрет был принят, но в историю искусства Жанна Самари вошла благодаря другой картине.
Впоследствии оба портрета оказались в России, в собраниях Морозовых, и теперь российский зритель может сравнивать между собой подлинники. Один портрет является жемчужиной собрания московского ГМИИ им. А.С. Пушкина, другой же находится в санкт-петербургском Эрмитаже.
Справедливости ради надо отметить, что с точки зрения психологической школы портрета работы Ренуара достаточно поверхностны. Он любуется наружностью, но не проникает в душу. Но это, пожалуй, не недостаток, а особенность, причем всего импрессионистического искусства, живописного и чувственного, но внешнего и «оптического».
Портрет актрисы Жанны Самари
1878. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург