Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №19/2007

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Т о ч к а   з р е н и я

Ирина Генералова,
кандидат педагогических наук, доцент РГСУ,
театральный педагог гимназии № 16, Москва

Большая перемена,
или О педагогах, которые играют в игры

Иллюстрация Доре к «Дон Кихоту» Сервантеса

Каждый школьник (и отличник, и троечник) в течение всего учебного дня с нетерпением ждет перемену и не догадывается, что точно с таким же чувством педагог, выслушивая чей-то ответ у доски, поглядывает украдкой на часы. Все ждут большую перемену. Ее приход означает для всех жителей школы приближение окончания рабочего дня.
Но бывают редкие исключения, когда не хочется уходить на перемену ни детям, ни учителям. А все потому, что на уроке было очень интересно и радостно. Потому, что на уроке все играли.
Ничего удивительного в этом нет, если это занятие театром, а ведь это могла быть и математика, и русский язык…
Бывает, что дети из школы не хотят уходить домой. Печально, если занятые собой родители не очень-то и ждут своих чад, и прекрасно, если в школе есть еще педагоги, которые не бросают детей, проводят дополнительные занятия, что-то репетируя или просматривая видеоспектакли.
В современных социально-экономических условиях, когда бесплатных образовательных услуг катастрофически не хватает, дети и домой не торопятся, и в школе занятий для души зачастую не находят.

Театр для школы

Сейчас многие проблемы образования детей определяются материальными возможностями семьи. Чаще именно в малообеспеченных семьях растут так называемые «проблемные дети» — с чувством социального отчуждения. В таких условиях традиционные формы социальной помощи школьникам становятся менее значимыми по сравнению с педагогической поддержкой в виде дополнительных внеклассных занятий, развивающего досуга.
Анализ обращения к театральному искусству в учебно-воспитательном процессе позволил сделать выводы о том, что на всех этапах развития общеобразовательной школы психологи, преподаватели, социальные педагоги настойчиво и целеустремленно искали пути, формы и методы эффективного использования средств театрального искусства в целях общего художественного развития, выявления творческого потенциала личности школьника.
Необходимость широкого внедрения искусства в учебно-воспитательный процесс представляется и сегодня весьма актуальной. Особое место в этой связи отводится театральному искусству. Это объясняется синтетической природой этого вида искусства, которая объединяет творчество драматурга, музыканта, режиссера, актера, художника. Театр развивает и тренирует тело, чувства, ум и душу человека в органическом единстве. Кроме того, театр вбирает в себя нацио­нальное многообразие культур мира и одновременно обладает универсальным художественным языком, обеспечивающим трансляцию не только идей, но и чувств от народа к народу.
Эстетическое воспитание посредством искусства развивает мышление, эмоции, чувства, воображение и фантазию, которые нужны человеку в любой сфере деятельности. Театральное искусство «действует одновременно на чувство, ум, слух, зрение тысячной толпы, — писал К.С. Станиславский, — и достигает такой высокой силы впечатления, которой не способны дать в отдельности каждое из... искусств».
Все это в комплексе определило необходимость использования средств театрального искусства в общеобразовательной школе.

В качестве рядового

Вне всяких сомнений, педагогам, кроме традиционных педагогических методов, необходимо использовать богатый арсенал имеющихся в театральной педагогике форм, средств и приемов: театральные упражнения, творческие задания и игры, этюды, драматизации, инсценировки, сочинительство, кукольный театр: перчаточный, пальчиковый и марионеточный, а также импровизации и театральные игры.
Исключительное влияние на общую атмосферу в школе могут оказать собственные интересы педагога, организованные им театральные кружки и студии, факультативы «Театр», «Истории про театр», курсы «Основы актерского мастерства» и др. Содержательные беседы, встречи с артистами, совместные посещения театров, а затем обсуждение виденного в классе — все это и многое-многое другое позволит привлечь школьников к совместной творческой деятельности.
Игровая позиция педагога может способствовать созданию творческой атмосферы и обеспечит гибкость педагогического руководства. Причем актерские перевоплощения самого педагога, участие в играх не только в качестве ведущего, но и «рядового» игрока, показ кукольных спектаклей, где все роли исполняет сам педагог, вызывают неизменный интерес школьников к творчеству и всегда связаны с положительными эмоциональными переживаниями, с радостью общения с искусством и желанием попробовать свои силы в том или ином виде творческой деятельности.
Во внеклассных мероприятиях педагогу следует стремиться, поддерживая игровые отношения, чаще использовать смену ролей и становиться на позицию ребенка. Это может повлиять на общий климат в коллективе, а иногда и скорректировать взаимоотношения между одноклассниками.

Задачи и упражнения

Выделим ряд задач, которые могут решаться педагогом при работе с детьми и подростками в общеобразовательной школе в целях развития интереса к театру и расширения общего кругозора:
?формирование общих представлений о театре как о виде искусства, его своеобразии и отличии от других видов искусства;
?понимание специфики актерского мастерства как искусства перевоплощения;
?знакомство с различными видами театрального искусства: кукольным, музыкальным, драматическим и пр.;
?овладение правилами поведения в театре;
?приобретение элементарных знаний о современной театральной жизни;
?формирование общих представлений о театральных профессиях и включение школьников в работу различных цехов при подготовке спектакля.
На занятиях педагог может использовать следующие театральные упражнения:
?изготовление предмета из природного материала, пластилина, бумаги, разнообразного подручного материала (ниток, пуговиц, отрезков ткани и др.) и обыгрывание его;
?рисунок предмета, изображение события, места действия, явления, эскиз декорации, костюма;
?игра-драматизация с предложенным учителем сюжетом;
?импровизация на заданную тему, затем — на придуманную самим учеником;
?этюды на определенный сюжет, на соединение трех слов: например «ваза, роза, огорчение», «письмо, удивление» и др.;
?этюды на темы: «Ссора», «Опять двойка», «Перемена» и др.;
?задания типа: «Придумай», «Дополни», «Дорисуй», «Дофантазируй», «Переделай»;
?игровые упражнения с воображаемыми предметами, игры с использованием неигровых предметов;
?импровизации на использование предмета не по назначению, опираясь на принцип: «всё может быть всем», «всё играет с человеком, умеющим играть»;
?превращение различных предметов в театральных кукол и разыгрывание с ними этюдов.

Творческие задания

Известные в театральной педагогике творческие задания на замещение развивают способность создавать новые образы, и, что не менее важно, — понимать и чувствовать другого человека, его боль и радость. Этапы работы в творческих заданиях на замещение следующие: вначале рассказать историю от имени разных героев, а затем разыграть ее, действуя в определенном образе.
Творческие задания направлены на развитие эмпатии, способности понять другого человека. Например, каждый пытается описать одно и то же событие, но с позиции разных людей, обладающих разными характерами: Храбрый и Трусливый, Молчун и Болтун, Щедрый и Жадный…
Этюды на одушевление начинаются с обсуждения внешних признаков выбранного предмета. Пытаясь через внешние признаки угадать возможный характер, настроение, школьники стараются в словесной форме описать предмет, его переживания, испытываемые чувства, то есть одушевляют его, «очеловечивают». А затем в импровизации пробуют изобразить этот предмет через действие. Поскольку действие — главное средство воплощения образа, то основное внимание уделяется умению выражать таким образом собственные чувства, настроение, отношение к тем или иным жизненным явлениям. Сценические этю­ды на тему «одушевление неодушевленных предметов» и творческие задания на замещение являются интересным и увлекательным делом как для педагога, так и для школьника, способом развития творческого воображения.
В театральной педагогике в целях развития способности к образному перевоплощению применяются творческие задания, направленные на:
? изображение природных явлений через ритмическое движение (падает снег, идет дождь, град, дует легкий ветер, ураган, буря, шторм…);
? выполнение творческих заданий с предлагаемыми обстоятельствами, когда необходимо показать процесс в его развитии (растет дерево, семечко под землей, круговорот воды в природе);
? показ образа с помощью жеста, позы, походки, характерных ритмических движений;
? формирование умения передавать через разнообразные движения характер, настроение;
? через интонацию выразить радость, гнев, огорчение и пр.
Описанные творческие задания и театральные упражнения могут быть также направлены на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, на коррекцию межличностных взаимоотношении, профилактику асоциального поведения и социально-педагогическую реабилитацию неуспешных школьников.
Мне хочется, чтобы на занятиях играли не только педагоги дополнительного образования, но и все школьные учителя, хотя бы иногда. Может быть, тогда нам не будут казаться уроки долгими, а перемены (пусть даже большие) такими короткими.