Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №19/2007

УРОК ИЗО

У р о к   И З О

Ирина Полякова,
учитель ИЗО

Варианты практических работ

Тема: «Образы и мотивы в орнаментах»

5-й класс

Орнамент — уникальное художественное явление, объединяющее прошлое с настоящим. Орнамент, подобно письменности, рассказывает нам об исторической эпохе, об особенностях культуры народа, его отношении к миру. Исследованием и собиранием орнаментов занимаются этнографы, страноведы, искусствоведы. Чтобы понимать орнамент, его духовную природу, надо изучать культуру разных эпох. Слово «орнамент» происходит от латинского глагола ornare — украшать, оrnamentum — украшение. Однако было бы неверно, говоря об орнаментах, сводить все только к простому украшательству. Можно сказать, что свое понятие о мире древний человек выражал условными знаками, которые становились элементами орнамента, поэтому орнамент имел сакральный характер. (Древнегреческое искусство (1), примитивное искусство (2), Средние века (3)).

(1) (2) (3)

Если рассмотреть древние орнаменты народов мира, то можно выделить в них одинаковые элементы — крест, круг, квадрат (ромб). Существует множество трактовок этих знаков. Крест трактуется как древнейший сакральный знак, подчеркивающий идею центра, упорядочивающего пространство, определяя в нем направление связей и зависимостей, точку пересечения верха и низа (неба и земли), правого и левого. Вертикальный стержень креста в первобытном сознании отождествлялся с осью мира, Мировым древом. Стоящая с раскинутыми руками человеческая фигура имеет форму креста, и сам человек в древнем мире воспринимал себя как живую модель оси мира, соединяющей небо и землю (крест (4–6)).

(4) (5) (6)

Круг был в древнейшей культуре воплощением абсолютного равенства, бесконечности, вечности, круговорота бытия. Изображений, производных от круга, множество. Самое распространенное изображение — крест в круге. Символика этого элемента известна — это «колесо-солнце», «небо-круг» и «время-год» (круг (7–9)).

(7) (8) (9)

Форму квадрата связывают с символикой земли как места обитания человека, а также с цикличностью природных явлений. Четырехугольник с крестом еще более усиливает это значение, образуя наиболее распространенную формулу при создании человеком множества предметов. Таким образом, небо-круг выступает как Бог-творец, а квадрат — творимое, сотворенное (квадрат (10–12)).

(10) (11) (12)

Говоря о символике этих первичных, наиболее элементарных и в то же время всеобъемлющих, глобальных знаков следует помнить, что существует множество их трактовок историками и искусствоведами. Для нас важно то, что эти знаки — первооснова изображения как такового.

Практическая работа

Детям предлагается выполнить орнамент из квадратов, треугольников, кругов. Орнамент — особая разновидность симметрической композиции. Обозначим три универсальные (прослеживаются в орнаментах всех народов мира) орнаментальные композиции: линейную, шахматную, круговую. Существует несколько приемов построения орнамента.
Первый прием — переносы. Простейший прием создания орнаментального ряда — копирование фигуры и ее сдвиг по горизонтали. Таким образом, мы получим один ряд изображений. Создавая различные промежутки между копиями, можно добиваться разного ритма в пределах ряда — например, сдвигать фигурки парами. Рукотворное выполнение орнамента требует особого внимания и терпения. Выбираем орнаментальный мотив для изображения. Самое лучшее, если образцом послужит исторический орнамент, имеющий указание на местонахождение и время создания. Лист А3 располагаем вертикально. Вверху — орнамент, выполненный в цвете, а внизу — этапы построения орнамента с помощью чертежных инструментов (детские работы (13)).

(13)

Второй прием — вращение. Для выполнения такого приема, очень часто используемого в создании орнаментов, выбранный элемент надо вращать относительно выбранного центра на определенное число градусов. В результате получается розетка — фигурка, обладающая радиальной симметрией (детские работы (14)).

(14)

Третий прием — зеркальное отражение. Наиболее простым способом построения орнамента является зеркальная симметрия. Нагляднее всего его можно представить, вообразив, что наш элемент как бы отражается в зеркале (15). Положение плоскости, в которой отражается элемент орнамента, может быть достаточно произвольным. Необходимо лишь получить одну-единственную зеркальную копию элемента.

(15)

Четвертый прием — решетки. Полезным вспомогательным приемом при построении орнаментов является предварительное вычерчивание решеток. На листе бумаги их совсем нетрудно воспроизвести, еще проще — создать на компьютере (16). Простейшая решетка создается за счет вертикального и горизонтального сдвига квадрата. При этом элементы орнамента могут располагаться в разных квадратиках решетки. При выполнении работы в технике аппликации или на компьютере необходимо вычертить вспомогательную сетку (если орнамент будет заключен в квадрате) или найти другие закономерности построения (если орнамент будет расположен в круге).

  (16)

Тема: «Основы языка изображения»

6-й класс

При разработке этой темы можно познакомить учащихся с видами композиции. Различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.
Фронтальная композиция характеризуется тем, что имеет абсолютно плоскую форму, на которой глубина показана иллюзорно (картинная плоскость), или плоскую форму с небольшой глубиной (барельефы, горельефы, неглубокие фасады зданий и др.). Объемная композиция своим названием говорит о форме, имеющей три измерения, три пространственные координаты (высоту, ширину и глубину), и обозреваемой со всех сторон. Глубинно-пространственная композиция строится из различных материальных предметов и пространства между ними (интерьер, архитектурный ансамбль, городской микрорайон и пр.)

Практическая работа

Интересно рассмотреть возможности трансформации плоской фигуры (квадрата) в объемную форму (например, в пирамиду). Для этого превращения нам понадобятся лист плотной бумаги А4, металлическая линейка, карандаш и макетный нож. Расчертим лист бумаги, как показано на рисунке, прорежем необходимые элементы и согнем полоски (17–20).

(17) (18)
(19) (20)

Можно выполнить и пространственную композицию. Наш символический квадрат может оказаться храмом, открыто стоящим на городской площади. И это особый храм, формирующий особое, притягивающее к себе пространство. Храм в данной композиции — безусловно, композиционная доминанта. Необходимо подчеркнуть это планировкой окружающего пространства. Храм проектируем на основе развертки куба. Как и какой сделать купол, какие выбрать дверные, оконные проемы, как украсить стены, — все выбирает ребенок сам на основе собственного художественного опыта.
Еще интереснее превратить куб в строительный модуль и выполнить модульную конструкцию. Достижение современной архитектуры — использование в дизайне унифицированных форм и деталей, называемых модулями. Модуль — исходная архитектурно-строительная единица определенной формы. Модульная конструкция — многократные и разнообразные соединения модулей друг с другом и другими модулями, что позволяет достичь разнообразной и выразительной формы объекта (дома-ели (21); отель из модулей (22)). Для того чтобы конструкция была выполнена осознанно, необходимо определить функциональное назначение постройки. От этого будут зависеть и выбранные композиционные средства.

(21) (22)

Материал для работы — бумага, готовые коробочки, можно нарезать модули из пенопласта (детские работы (23–25)).

(23) (24) (25)

Тема: «Конструктивное и декоративное начало
в изобразительном искусстве»

7-й класс

Практическая работа

Выполним упаковку в форме куба. (папка детские работы — упаковка 1, упаковка). Развертку куба построить просто. Выполнить работу можно на компьютере или в технике коллажа. Необходимо лишь помнить о назначении упаковки: упаковка для духов выглядит иначе, чем упаковка новогоднего подарка. Можно сконструировать упаковку для сока, конфет, парфюмерии и др. Правильно выбранные средства композиции помогут собрать форму или разрушить ее, придав этим упаковке декоративные свойства (детские работы (26, 27)).

(26) (27)

Статья опубликована при поддержке компании, представляющей на рынке упаковочное оборудование и материалы. Не важно, хотят ли клиенты компании просто купить упаковочную машину, ручной стреппинг, аппликатор этикеток, или корд ленту или же намерены полностью модернизировать свое предприятие или производство, профессионалы из компании готовы выполнить любой заказ и помочь в реализации любого, даже самого сложного и нестандартного, проекта. Высокая квалификация и большой опыт работы позволяют специалистам, исходя из технического задания, запросов и требований заказчика, быстро подобрать, поставить и смонтировать оборудование упаковочных линий. На все поставляемое оборудование компания предоставляет гарантию, а также осуществляет его гарантийное и постгарантийное, техническое и сервисное обслуживание.Кроме того, компания располагает в Москве складом запчастей и комплектующих, необходимых для бесперебойной работы поставленного оборудования.

Тема: «Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Мода, культура и ты»

8-й класс

Практическая работа

Вернемся к упражнениям по изучению закономерностей композиции. Используя те же элементы — квадраты, треугольники, круги, — сконструируем театральный костюм. Костюм — это объемная конструкция, форма которой создается исходя из пропорций и размеров тела человека. Можно сказать, что костюм — это «дом», который человек носит на себе. А своеобразие, тектонику объемов этого «дома» определяют особенности фигуры разных людей. Одежда — самостоятельная и весьма специфическая область дизайна. В ней более, чем где-либо, мы убеждаемся в значимости общих закономерностей построения композиции.
Создание костюма начинается с художественно-конструктивного замысла в виде чертежных или графических набросков. (Пабло Пикассо. Макет костюма Американского менеджера к спектаклю «Парад» Кокто, Санти и Пикассо. Театр Елисейских полей (28); Пабло Пикассо. Макет костюма Французского менеджера к спектаклю «Парад» Кокто, Санти и Пикассо. Театр Елисейских полей (29); Н.С. Гончарова. Эскиз костюма св. Андрея (30)).

(28) (29) (30)

Затем на их основе делаются чертежи отдельных частей костюма, создаваемого по фигуре или по меркам, в натуральную величину или в масштабе. Они называются выкройки. (Именно выкройки позволяют массово тиражировать любые модели.) Дизайнеры делят одежду на массовую (изготовленную во множестве экземпляров, по стандартным размерам) и эксклюзивную (исключительную, штучную, в единственном экземпляре). Массовая одежда, так называемое «готовое платье», рассчитана на использование в повседневности широкими массами, одежда «от кутюр» (высокая мода), сшитая из дорогих и изысканных тканей, — театр костюмных фантазий и искусства портных-модельеров (по-французски — «кутюрье»). Соответственно, одна исходит из принципов естественности и практичности, красоты и удобства; другая — из принципов стильной утонченности или шокирующей грубости, демонстрирующих богатство их обладателей. Но непреодолимой границы между ними нет: массовая мода быстро осваивает находки и достижения высокой моды, делая их достоянием многих (детские работы (31–33)).

(31)(32) (33)

Костюмы, выкройки для которых готовятся на уроках ИЗО, можно затем сшить на уроках технологии, создав коллекцию «Экстремальный дизайн».

Тема: «Интерьер и вещь в доме»

8-й класс

Развернем куб и сделаем из него комнату-сцену, где можно разыгрывать спектакли. Постараемся превратить интерьер в произведение искусства. Используем при выполнении этого задания контраст и нюанс. Данные средства композиции прекрасно дополняют друг друга при проектировании мебели и разработке интерьеров. Нюансы смягчают контрасты, придают необходимую теплоту, что для жилой среды особенно важно. Они представляют собой как бы градации отношений однородных качеств предмета: размеров, пропорций, цвета, фактуры и пр.
Дизайн вещей и интерьера определяется назначением помещения. Интерьеры столь же различны и многообразны, сколь различно назначение зданий и помещений в них. Существуют интерьеры офисов и театров, вокзалов и больниц, научных лабораторий и заводских цехов, станций метро и школьных классов. В понятие дизайна интерьера входят оформление и декорирование (цветовое и фактурное) стен, потолков, пола, оконных и дверных проемов обоями, шторами, жалюзи; организация удобной и комфортной среды для работы, отдыха, сна и других видов жизнедеятельности.
Вещь и интерьер историчны и социальны. В каждом обществе и сословии, в каждую историческую эпоху существует свое понимание красоты и удобства интерьера. Мебель и убранство интерьеров эпохи рококо отличаются от эпох классицизма или модерна. Интерьер и вещи в дворянском или буржуазном, в купеческом или крестьянском доме совершенно различны (Неизвестный художник. Женское отделение Петербургской рисовальной школы (34); интерьер сер. XIX в. Усадьба (35)). Так же различаются интерьер и обстановка у разных представителей одного и того же сословия.

(34)
(35)

Стиль помещения и его пространственное решение зависят от конструкции и расстановки в нем мебели. Мебель (от лат. mobilis — подвижный) — это меняющаяся, мобильная часть интерьера.
Средневековая Русь не знала мебели в нынешнем понимании этого слова. Ее роль исполняли части деревянных зданий. Только в конце XVII — начале XVIII века при Петре I привезенная из Европы мебель стимулировала создание отечественных образцов. Впитывая мировой художественный опыт, школа русского декора и отечественного дизайна создала уникальные образцы «вещного мира» — от фарфоровых посудных сервизов и светильников до конструктивистской мебели рабочих клубов и интерьеров московского метро (Станция метро «Комсомольская» (36)).

(36)

Дом, как говорили древние китайцы, «это не стены, а пространство между стенами». Дом — это нечто сугубо личное и скрытое от других и одновременно некая витрина, демонстрация личных достижений и возможностей. И вещь тоже двулика. Казалось бы, она — орудие, помощник и слуга человека, но неожиданно она может приобрести власть над ним и превратиться в его хозяина. Завладев его думами, стремлениями, стать целью его существования. «Вещи тянут к себе в нору». А вещи не должны владеть человеком. Что бы ни диктовала сиюминутная мода — вещь всегда лишь слуга человека и никогда — господин!

Практическая работа

Этапы построения макета интерьера.
1. Определяем назначение интерьера — комната для отдыха, рабочий кабинет, выставочный стенд, зал для дискотеки и др.
2. Намечаем размеры макета и вычерчиваем развертку куба из картона — пол и стены, потолок (возможны разные варианты).
3. Определяем цветовое решение макета и декорируем стены и пол орнаментами и другими декоративными элементами
4. Определяем места расположения мебели, намечаем полки и другие элементы обстановки. Необходимо заранее обратить внимание детей, что размеры мебели должны соответствовать макету.
5. Завершаем работу над макетом, добавляем декоративные элементы — арки, подиумы, полки, драпировки, посуду и др. Добавляем осветительные приборы (детские работы (37–40)).

(37) (38)
(39) (40)

Все представленные работы выполнены учащимися
общеобразовательной школы № 328 г. Москвы