Охотник на тюленей. Северная Гренландия. 1930-е годы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Гималаи Николая Рериха, Таити Поля Гогена, остров Пасхи Тура Хейердала, Аляска Джека Лондона, Гренландия Рокуэлла Кента. В истории XX века есть всего несколько имен, неотделимых от уголков земли, которые они полюбили сами и которые заставили полюбить других.
Почему эти люди пускались в дальние и опасные путешествия? Что ими двигало? Жажда новых ощущений, бегство к дикой природе от соблазнов развивающейся цивилизации, скитания в поисках «естественного человека» или личная неустроенность? У всех это было по-разному.
Американский живописец, график, писатель и общественный деятель Рокуэлл Кент (1882–1971) дал ответ на многие вопросы в своих книгах, иллюстрированных смелой, выразительной графикой. «Мое искусство, а это значит картины и книги, — говорил он, — будет всегда не больше чем выражением моего интереса жить».
Творчество Рокуэлла Кента сформировалось под влиянием «нативизма» (от лат. nativus — врожденный, находящийся в природном состоянии), смыслом которого было художественно-философское освоении страны, ее природы, истории, нравов и обычаев. Нативизм как одно из течений романтизма в американском искусстве и особенно в литературе нового времени получил у критиков название «Великое американское путешествие». Герои таких произведений Фенимора Купера, Марка Твена, Джека Лондона и других авторов — путешественники, которые двигались пешком, верхом и вплавь по всей Америке. Таким же был и Р. Кент, «культурно освоивший» Аляску, Гренландию и Огненную Землю.
В предисловии к русскому изданию книги «Курс N by E» (1930) художник писал: «Плавание в Гренландию было осуществлением мечты, которую я лелеял с тех пор, как в ранней юности прочел исландские саги. Рассказы о смелых викингах воспламенили мое воображение, и моя душа устремилась на север. Некий мудрец учил нас «прицепить свою телегу к звезде». Так я и сделал. Звезда оказалась Полярной».
Рокуэлл Кент смотрел на Гренландию глазами первооткрывателя и, как романтик, идеализировал в своих произведениях дремлющий языческий мир: «…действующие вокруг стихии, их вид, ощущения, звучание становятся для человека образцом в поведении. Наблюдая тихую, лишенную событий жизнь обитателей этого края, их упорядоченное беззаконие, очаровательное изящество, их манеры держаться, их взгляды и улыбки, порождаемые и взращиваемые этим покоем, мы можем поистине «плакать о том, во что человек превратил человека», и считать условия скученного существования, именуемые цивилизацией, не благоприятствующими красоте, а враждебными ей». Р. Кент восхищался открытыми им северными «детьми природы», но это не помешало ему заметить, что гренландцам присущи некоторая беспечность и леность в обустройстве быта. Зато, отмечал художник, они знают множество преданий, умеют танцевать выразительные танцы, не всегда по европейским понятиям пристойные.
Из картин гренландского цикла Рокуэлла Кента можно составить грандиозную панораму тех мест, где писал художник, много работавший на пленэре.
Казалось бы, чем может привлечь изображение вечного льда? Творчество Кента делает бессмысленным такой вопрос — картины сразу притягивают внимание, запоминаются и легко узнаются впоследствии. В пейзажах Р. Кента, где снег, лед, вода и небо, озаренные солнечным светом, смотрятся уже самодостаточными, часто присутствует человек деятельный — охотник, рыбак, художник — или его жилище, что не нарушает целостности жанра.
Кент размещает предметы и формы так, что зритель легко отыскивает некую тропинку для взгляда. В картине «Охотник на тюленей. Северная Гренландия» такая тропинка начинается от группы сидящих в правом нижнем углу собак. Дожидаясь хозяина, они смотрят влево на цепочку следов на снегу. Следуя по ней, зритель отыскивает у подножия огромного айсберга едва различимую фигурку охотника, выслеживающего тюленя около проруби. Взгляд поднимается вверх по гребню айсберга, эффектно освещенного солнцем, и скользит вниз к стае сидящих собак. Круг замкнулся.
Своими произведениями в духе романтического реализма Рокуэлл Кент всю жизнь пытался сообщить людям о том, как надо жить, чтобы быть в ладу с самим собой и миром. В середине прошлого века, когда творчество Рокуэлла Кента рассматривалось американцами как старомодное, а его борьба за социальную справедливость, демократию и мир — вредной, художник нашел понимание у советских зрителей и подарил русским музеям около девятисот своих произведений живописи и графики, а также рукописи и книги.
Опала на родине длилась недолго, с 1966 г. начали выставляться и продаваться работы художника, состоялась его выставка, был издан каталог с большим количеством репродукций, а в 1978 г. в Платсберге открылся государственный музей — Галерея Рокуэлла Кента.
Иллюстрации к книге «Саламина». 1935
Танцующая Мала
Саламина
Гренландские влюбленные
Литература
Петрова Т.А. Рокуэлл Кент. — Л.: Искусство, 1990.
Кент Р. Курс N by E. — М., 1962.
Кент Р. Саламина. — М., 1965.
Кент Р. Это я, Господи. Автобиография Рокуэлла Кента. — М., 1965.