Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №20/2007

УРОК ИЗО

У р о к   И З О

Ирина Полякова,
научный сотрудник Центра непрерывного
художественного образования,
учитель изобразительного искусства
Татьяна Сапожникова,
методист ЦПХО, учитель школы № 235,
г. Москва

Особенности обучения школьников
по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

Продолжение. См. № 17/07, №19/07

Статья вторая. Часть I. Теоретическая

Основные структурные принципы построения содержания программы

Начнем с важнейшего принципа – создания атмосферы увлеченности предметом на уроках искусства, увлеченности самим процессом познания. В искусстве информация воспринимается только в условиях сопереживания зрителя художнику. Увлеченность рождается не сама – она создается, программируется учителем. И именно на это направлено большинство методических приемов, используемых в программе.
С этим ведущим принципом непосредственно связан закон уподобления. Урок искусства – театральное действо. Он и должен быть так обставлен. Каждый педагог — режиссер, а класс — его труппа. Для введения в состояние сопереживания (уподобления) учащиеся – актеры этого маленького театра – должны «войти в роль». А учитель-режиссер тонко, незаметно ввести их в нее, тактично вовлечь в сопереживание. Этому помогают использование на уроках музыки, литературных текстов, исторических фрагментов, репро­дукций художников (слайды и видео, мультимедийные средства), дидактических игр, театрализации; коллективная работа, посещение музеев, картинных галерей и др.
Задача создания атмосферы сопереживания – одна из главнейших. Этому способствует не только работа учителя, но и активная позиция учеников. Для активизации потребности в самостоятельном мышлении предлагаем использовать метод сравнений. На занятиях должно постоянно демонстрироваться множество вариантов решения одной задачи. Надо показать детям, что один и тот же сюжет можно использовать для выражения разных мыслей. Сравнение позволит глубже понять мысль автора, за внешней формой увидеть содержание. Новые возможности дает интеграция с музыкой, литературой, историей.
Еще одним важным принципом программы является выделение трех основных видов визуально-пространственных искусств: изобразительное искусство – живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура и дизайн; декоративно-прикладное ис­кусство.

Статья опубликована при поддержке компании ЗАО «НАВИТЕЛ». Компания занимается проектированием, строительством систем обеспечения навигационной безопасности общего мореплавания в портах и на подходах к ним, а также производством, поставкой, пуско-наладкой и техническим обслуживанием средств навигационного оборудования. Каталог товаров включает в себя огни для мостов и барж, береговые навигационные знаки, якорные и буксирные устройства и другое. Узнать подробнее Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.navitel-spb.ru/.

В программе начальной школы подчеркивается связь человека с искусством в повседневной жизни. Каждый ребенок во время игры что-то строит – шалаш, замок из песка, дома и города из кубиков. Каждый ребенок что-то рисует, изображает (не только на бумаге, но и палочкой на песке, гвоздем или мелом на стене или асфальте, лепит из глины, пластилина, снега). И наконец, каждый ребенок украшает и себя (венком, лентами, бусами, перьями в игре), и свои игрушки, и свой уголок, и свою маму. Вот эти три привычных детских занятия – постройка, изображение, украшение (занятия, кстати, известные и каждому первобытному народу) — и являются примером трех видов художественного мышления: конструктивного, изобразительного и декоративного. Так как эти занятия детям знакомы, остается только вычленить их из других видов игры и утвердить в сознании детей как занятия искусством.
Три брата-мастера – Изображения, Украшения и Постройки – помогают детям увидеть искусство в жизни. Уже сами эти термины («постройка», «изображение», «украшение») заключают в себе единство деятельности (процесса), ее цели и продукта. Бусы создаются для украшения (цель), в процессе украшения (деятельность) и являются итоговым продуктом (украшением).
Три брата-мастера появляются в первом классе и сопутствуют детям до конца школы, в форме игры способствуя осознанию трех форм художественной деятельности. Во втором классе они помогают учащимся создавать украшения, изображения и постройки на определенные темы, например «Сказочный город», «Елочные украшения» и др. В третьем классе они «приходят домой» к детям и вместе с ними выясняют, что же они у ребенка дома делают, как украшают его комнату, посуду и пр.
Можно пойти по другому пути – создать в классах мастерские – украшения, конструкции и изображения. Благодаря этому можно, например, подготовить кукольный спектакль в 3-м классе.
Таким образом, избавившись от необходимости давать ребенку в начальных классах сложную классификацию искусств с обилием видов и жанров, мы в то же время даем ему в руки точную модель, с которой можно проигрывать все реальные связи искусства с жизнью, всю художественную деятельность. Моделировать их так же, как девочка моделирует материнскую деятельность, играя в куклы. Не только на уроках, но и в общении с искусством вне школы ребенок с первого класса с помощью этой модели сможет разбираться в искусстве, а значит, осознанно общаться с ним, размышлять о нем.
В основе программы лежит еще один важнейший принцип – единства формы и содержания. Пониманию формы, которая передает содержание искусства, часто мешает неточное понимание самого содержания. Да, искусство говорит с нами о жизни, но... это не совсем та жизнь, та действительность, с которой имеет дело наука. И дело совсем не в том, что наука отражает жизнь в понятиях, формулах, а искусство — в образах. Разная форма отражения потребовалась из-за того, что объект не один и тот же. Именно на этом переломе в школе происходит путаница, отражающаяся и на месте нашего предмета среди других, и на способах обучения ему.
Если наука исследует сам предмет, то искусство исследует отношение человека к предмету. Именно в этом и заключено главное отличие искусства от науки, ведущее не только к принципиально иным методам исследования (и предъявления его итогов: формула, закон и — образ), но и к необходимости иного метода передачи информации. Очеловеченная природа как предмет искусства уже представляет собой единство субъекта и объекта.
Непонимание этого принципа приводит к деформации в преподавании искусства — все силы уходят на изучение формы. Например, музыканты, играя гаммы, не ставят образно-выразительных задач. Очевидно, есть потребность в заданиях-упражнениях на выработку определенных навыков и у будущих художников. Однако даже в профессиональном ученичестве опасен крен в техницизм. Необходимо, чтобы учитель за цепью заданий не забыл о цели — образном отражении мира, выражении отношения к изображаемому.
При малом количестве часов по искусству в общеобразовательной школе, при огромной трудности приобретения навыков изображения (не меньшей, чем овладение грамматикой) прошлые и ныне действующие программы склоняются именно в сторону узкотехнической постановки задач языка (пропорции, перспектива и пр.). С III четверти 2-го класса («О чем говорит искусство»), целиком посвященной этому вопросу, единство формы и содержания ставится в центр внимания и ребенка и педагога на все годы.

Сравнение поэлементного и блоково-тематического принципов построения программ

В стандартной программе, построенной на поэлементном принципе, как правило, присутствуют четыре элемента: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, беседы об искусстве. Эти элементы сохраняются с первого по девятый класс.

На схеме показана конструкция программы «Изобразительное искусство и художественный труд». В ее основу положен блоково-тематический принцип. Блоки были разобраны в первой статье. Тематичность заключается в том, что у программы каждого класса своя тема («горизонталь»), например: 1-й класс – «Искусство видеть», 2-й класс – «Ты и искусство» и т.д. Темы не повторяются (см. статью 1, № 17, 19/2007).
«Вертикали», которые пронизывают тематические горизонтали, представляют собой систему изобразительно-выразительных средств искусства: линия, пятно, формы, пропорции, свет, тон, цвет, объем, фактура материала, пространство, композиция и др. Наглядная иллюстрация единства содержания и формы. «Вертикалей» может быть больше, темы можно разобрать подробнее – навыки владения краской, кистью, бумагой, пластилином, мелками, навыки рисунка, живописи, композиции, а также знание имен художников и их произведений и др.

Дидактические игры

Мы говорили об атмосфере увлеченности на уроке изобразительного искусства. Как ее создать? Один из методов – использование дидактических игр. Игра может продолжаться один-два урока, а может и целую четверть или весь учебный год.
Дидактическая игра — это активная учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Дидактическая игра — это прежде всего коллективная целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и вся команда объединены для решения главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой.
Алгоритм игры состоит из четырех компонентов.
1. Создание у участников игрового состояния
Любая игра начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Опытный и творческий учитель использует для этой цели различные атрибуты, отличительные знаки участников, эмблемы, бумажные шапочки. Он переставит мебель в помещении и изменит интерьер, организует неожиданный приход «почтальона» с «секретным» пакетом и др. Ребенку порой достаточно надеть гюйс (большой синий воротник) и бескозырку, чтобы он сразу почувствовал себя моряком, готовым отправиться в дальнее плавание.
В такой момент у участников игры возникает специфическое эмоциональное отношение ко всему происходящему, к окружающим людям и к самим себе, появляется романтическое настроение, предчувствие чего-то загадочного и интересного.
Игра, в которой момент начала не связан с созданием игрового состояния, а построен на запоминании правил игры, рассаживании или построении участников, прямых дисциплинарных установках, чаще всего обречена на неудачу.
2. Организация игрового общения
Игровое общение по своей природе процесс двуединый: оно предполагает как реальное общение конкретных участников игры, так и воображаемое общение игровых персонажей. Поэтому при организации игровых групп и распределении ролей важно учитывать реальные отношения детей: их возраст, опыт, интересы, симпатии. Но не менее важно обеспечить участникам игры и воображаемое общение: поддерживать их ролевые действия и переживания, эмоцио­нальную идентификацию с персонажем и соучастие в ролевом взаимодействии («художник» — «зритель», «экскурсовод» — «слушатель»).
Эта технологическая задача решается с помощью ряда педагогических операций:
? установления личного контакта участников игры;
? добровольного принятия детьми игровой роли;
? установления игровых правил, обязательных для всех участников;
? обеспечения авторитетного судейства, контроля за выполнением правил игры;
? организации общения «от ребенка» (ведущий игры должен эмоционально идентифицировать себя с играющими детьми).
Очень важно, чтобы учитель сам включился в игровое общение детей. Дидактическая игра не может существовать как стихийное взаимодействие детей; только при педагогическом взаимодействии игра становится важнейшим средством достижения учебных целей. Поэтому учитель изобразительного искусства должен уметь играть, осмысленно выстраивать свою игровую позицию в детской игре. Это умение проявляется прежде всего в доброжелательном отношении к детям, оптимизме, чувстве юмора, обращении к своему детскому опыту, в тонком скрытом педагогическом руководстве детской игрой, незаметных подсказках, помощи без выхода из игровой роли.
3. Организация игрового действия
Игровое действие всегда связано с психической и физической активностью учащихся и проявляется в выполнении ими определенных движений, трудовых операций, поведенческих действий. Игровое действие направляется правилами игры или ее сюжетом. Нередки случаи, когда детей нужно обучить первым игровым действиям: познакомить с правилами игры, показать приемы работы и др.
Настоящая игра всегда произвольна: ребенка нельзя заставить играть, он может только сам захотеть участвовать в игре и должен испытывать от этого удовольствие. Но технология педагогически организованной дидактической игры обязывает «скрывать» прямое обучающее начало, считаясь с особенностями этого вида деятельности ребенка.
4. Подведение итогов игры
Дидактическая игра должна иметь результативное завершение. И это не только продукт – панно, концерт, выставка, но и яркое эмоциональное переживание итога игрового действия. В педагогически организованной дидактической игре важно отметить всех участников: победителей — особыми призами, присвоением «званий» и «титулов»; проигравших — за проявленные достижения в ходе игры, за особые творческие взлеты, за стремление к победе, за выручку и взаимопомощь...
Таким образом, технология дидактической игры — это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная активность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.
Обучение в игре тем результативнее, чем она увлекательнее и чем больше учитель воспринимается детьми как желанный участник их игры.

Часть II. Материалы к урокам

1-й класс

Игра «Художник и зритель»

Эта игра начинается с первого класса и проводится в течение всего обучения в начальной школе. Дети постоянно меняются ролями, становясь то художниками, то зрителями по отношению к работам мастеров или к своим собственным. На уроке все время происходит смена этих ролей. Можно проводить экскурсии по выставке детских работ, когда сами авторы становятся экскурсоводами.
Желательно на такие уроки-игры приглашать родителей, учителей, соседние классы. Уроки-викторины могут подготовить и провести учащиеся 7–8-х классов.
Рассмотрим варианты организации игры «Художник и зритель».

Вариант «Экскурсоводы»
Педагог или дети выбирают экскурсоводов по трем видам деятельности. Дети с помощью братьев-мастеров Изображения, Украшения и Постройки рассказывают о каждом виде деятельности. Параллельно с этим они рассматривают слайды, по содержанию которых дают ответы. Желательно, чтобы названия демонстрируемых художественных произведений дети вспомнили самостоятельно.

Вариант «Экзамен»
Школьники разбиваются на две–четыре команды (возможно, это будут команды параллельных классов). На специально заготовленных карточках написаны вопросы, соответствующие содержанию каждого урока четверти либо каждому виду деятельности. Кроме того, в карточке есть термины, значение которых дети должны уметь объяснить. Представитель каждой команды тянет жребий. Игра начинается.

Вариант «В музее»
Учащимся предлагается посмотреть на репродукции или на экран и ответить, как и какими средствами художник выражает свои мысли и чувства в произведениях. Что хотел сказать автор и нравится ли произведение зрителю. Если нравится, то чем. Репродукции выбирает учитель.

2-й класс

Игра «Два флота»

В виде игры можно построить заключительный урок III четверти.

Вариант 1
Создание у участников игрового состояния. Вдоль стены класса развернут большой лист синей бумаги или обоев. К нему приколоты бумажные кораблики с парусами и флагами — два идущих навстречу друг другу сказочных флота. Бумажные заготовки одинаковые. Оба флота белого цвета, ничем не отличаются. Но, оказывается, один из них — флот царя Салтана, едущего на праздник, радостную встречу к царевичу Гвидону, а другой — флот пиратов, выскочивший ему наперерез, флот, идущий на недоброе, хищное, темное дело. «Добрый» и «злой» флот. А заготовки одинаковые! Как же быть? Разве могут быть у пиратов такие же паруса, так же раскрашены корабли? Это злой волшебник стер все краски. И наша задача — помочь Мастеру украшения сделать эти флоты разными, узнаваемыми, чтобы уже никто их не перепутал.
Организация игрового общения.

Ну-ка, представь себе, как в старину,
Шли корабли на разбой, на войну.
Пушки по борту с обеих сторон,
На парусах — то орел, то дракон.
Нос угрожает оскаленной пастью
Тигра ли льва, иль кого позубастей.
Флаг развевается с черным крестом,
С молнией флаг, со змеиным хвостом.
Сабли, быть может, крест-накрест на флаге.
Грозный корабль нарисуй на бумаге!
Теперь представь корабль иной —
Сверкает парус над волной...
Пусть чайка на флажке парит,
Ведь флаг о мире говорит.
На флаге бабочка, пчела
Зовут на добрые дела...
Подумай, чем украсить нос:
Русалкой с гривою волос,
Дельфином с носом, как игла, —
Дельфины не приносят зла;
Одень корабль, как на парад,
Ты в самый праздничный наряд.
В. Калинкин

Организация игрового действия. Паруса, кораблики, флажки снимают и раздают детям (1). Половина класса украшает флот Салтана, а другая половина — флот пиратов. Кто лучше поможет Мастеру украшения отличить намерения этих флотов?

(1)

Подведение итогов игры. В конце урока все корабли возвращаются на места. Один флот солнечный, радостный, яркий, весь сверкающий, с изображением солнца, ласточек, цветов на парусах и кораблях. А вот флот пиратов мрачный: глухие, темные, резкие краски — черные, фиолетовые, синие, коричневые. И украшают корабли и паруса злобные птицы, драконы, змеи. Вот какая, оказывается, сила у Мастера украшения — теперь никто не ошибется!

Вариант 2
Создание у участников игрового состояния. Можно выстроить игру, обращая внимание не только на цвет, но и на форму кораблей.
Учитель. Представим, что в море встретились два флота: флот добрый — царя Салтана, который едет на праздник к князю Гвидону, и флот злой — разбойники-пираты. Подумаем: может ли быть у них одинаковая форма кораблей, украшение парусов? Ведь у этих людей разное настроение и разные чувства. Одни едут на праздник, другие — на грабеж.
(Учитель показывает репродукцию картины Н. Рериха «Заморские гости» (2) и может немного рассказать о древних парусных кораблях.)

(2)

Ученые считают, что история судостроения насчитывает около восьми тысяч лет. Первобытный человек пользовался плавающим на воде бревном, а потом научился выдалбливать челноки из дерева. Древние египтяне строили лодки из длинных связок папируса. Торговые корабли по сравнению с узкими и длинными военными кораблями были более тяжелыми и неуклюжими. В носовой части военного корабля находился «клюв»-таран, а над ним — изображение головы животного: крокодила, барана (3). Над носовой частью критского корабля (4) прикреплены оленьи рога, а кормовая часть заканчивается хвостом дракона, благодаря чему корабль производил впечатление мифического чудовища и должен был устрашить врагов. На бортах корабля могли крепиться щиты. Наблюдая за плавающими птицами и рыбами, человек придумал весло и парус. Изобретение паруса дало возможность кораблям покрывать большие расстояния. Паруса были прямоугольные, треугольные и трапециевидные, их сшивали из нескольких полотнищ парусины светло-серого цвета. Паруса могли быть богато украшенными (5, 6).

(3)(4)

Организация игрового действия. Конструирование из цветной бумаги силуэтов кораблей и парусов для двух флотов.
Осознав эмоциональное звучание форм — треугольник, квадрат, круг, остроугольные и пластичные фигуры — и приступая к работе, учащиеся отвечают на вопросы педагога, как передать злые или добрые намерения флотов через форму. Возможно ли это?

(5) (6)

Практическая работа

Учитель показывает, каким образом можно легко сделать кораблик из цветной бумаги (7).

(7)

1. Отрезать небольшой прямоугольник (учитель задает примерные размеры), скруглить нижние углы и вырезать сверху небольшое углубление в корпусе корабля. Из обрезков можно сконструировать украшения-тараны на носу или часть кормы корабля.
2. Вырезать длинную узкую полоску для мачты и приклеить ее с внутренней стороны корабля.
3. Выбрать цветную бумагу для паруса, отрезать прямоугольник и «надуть парус ветром». Для этого с одной стороны скругляются уголки прямоугольника, а с другой — парус вырезается дугой.
4. Парус приклеивается на мачту так, чтобы он не касался корпуса корабля. Из обрезков цветной бумаги выполняется украшение паруса и флаг на корабле. На корпус корабля можно поместить украшенные щиты.
Подведение итогов игры. Готовые кораблики с помощью учителя приклеиваются на готовый фон так, чтобы ближе к линии горизонта были расположены более мелкие кораблики, а ближе к нижнему краю более крупные. Суда для каждого флота должны быть сгруппированы вместе и расположены в разных сторонах общего листа. Возможные варанты композиционного размещения кораблей обсуждаются с детьми. Завершив размещение работ, дети обсуждают и оценивают их, выделяя наиболее выразительные, точно передающие характер флота, силуэты (8).

(8)

В процессе выполнения задания может звучать музыка Н. Римского-Корсакова «Окиян — море синее», музыка М. Чюрлёниса или другая, с ярко выраженным эмоциональным настроением.

Вариант 3
Этот урок является продолжением темы «Изображение природы в разных состояниях». На предыдущем уроке ребята познакомились с творчеством художников-маринистов и сами изобразили море с разным настроением и разным характером и вклеили туда кораблики (9, 10).

(9)
  (10)

Для изображения кораблей можно использовать образцы (11, 12). Ребята украшают свои корабли теплыми или холодными цветами. Урок интересен тем, что никогда нельзя заранее спланировать, сколько получится добрых, а сколько злых кораблей на общем пейзаже. У разных классов и работы получаются разные по характеру. Правда, ребята всегда радуются, когда добрый флот оказывается более многочисленным (13–16). В конце урока каждый ребенок прикрепляет магнитом свой корабль к доске.

(11)(12)
(13) (14)
(15) (16)

В игру включается Словарь терминов (Добро. Зло. Прекрасное. Безобразное. Мужество. Скромность. Сочувствие). На уроках школьникам предлагается с помощью педагога сформулировать определения этих категорий, доступные их пониманию.
Данная ситуация дает возможность сосредоточить внимание детей на осмыслении нравственной сути данных понятий.

3-й класс

«Три брата-мастера всегда трудятся вместе. Искусство на улицах твоего города»

Во II четверти дети знакомятся с искусством на улицах города и смотрят, как художник помогает сделать жизнь вокруг красочней и интересней. Вторая четверть — самая короткая, и дети не успевают выполнить много индивидуальных заданий, поэтому результатом четверти может стать коллективное панно «На улицах твоего города», собранное из небольших индивидуальных работ.

Вариант 1
Создание у участников игрового состояния. После уроков была организована серия прогулок по городу. Дети ходили по улицам, внимательно смотрели: оказывается, и на домах, и на витринах, и на решетках-ограждениях, и на уличных светильниках — везде видна рука художника.
Организация игрового действия. В классе на стене развернут лист картона — будущее панно. На этом картоне постепенно в течение четверти «вырастает» город — кое-что изображается прямо на панно, кое-что моделируется отдельно и наклеивается.
Все три Мастера активно поработали над ним, а дети радостно и увлеченно им помогали. Какая радость для всей школы! Какой опыт коллективной работы и творчества для учеников! И опыт понимания места и роли искусства в окружающей их жизни.
Подведение итогов игры. К концу четверти не только класс — коридоры школы были оформлены радостными творениями детских рук. Здесь и игра, и учеба, и труд, и творчество — все сразу. Сложное переплетение и индивидуальной, и групповой, и коллективной работы. Так, незаметно для ребенка, формируется чувство коллективизма. Не случайно итоговые (за четверть) коллективные панно становятся радостью и гордостью классных коллективов, праздником творчества. В некоторых городах этими работами заинтересовались театры и градостроители. По детским эскизам были поставлены кукольные спектакли. Проектировщики городских районов получили творческий импульс от красочных детских работ.
Сознание того, что твой труд нужен не только для отметки, но и для жизни, может неимоверно поднять авторитет любого дела в глазах ребенка. Попытки улучшить окружающую жизнь могут очень много дать для формирования чувства гражданской ответственности за то, что происходит рядом с тобой.

Вариант 2
На уроках дети знакомятся с памятниками архитектуры; с парками, скверами и бульварами; создают красивые фонари и ажурные ограды; изучают роль художника в создании витрин и рекламы на улицах города; строят из бумаги фантастические машины. Дети много конструируют, работая с ножницами, клеем, цветной и белой бумагой (1–4), графическими материалами (5–8). Изучая эту тему, дети убеждаются, что именно художник создает неповторимый облик города.

(1) (2) (3) (4)
(5) (6)
(7) (8)

Интересная коллективная панорама города получится из индивидуальных живописных работ. Каждый ребенок может создать диптих (если 1 урок в неделю) (9, 10) или триптих (если 2 урока в неделю) (11, 12) на тему «Город», постепенно дорисовывая на заранее подготовленном фоне фрагменты городского пейзажа. Работая над диптихом (триптихом), ребята превращаются одновременно и в архитекторов, создающих образ своего города, в котором они хотели бы жить, и в пейзажистов, любующихся окружающим их миром.

  (9)
  (10)

На первом уроке работа начинается с подготовки фона: на двух (трех) листах формата А3 ребята рисуют гуашью небо и землю. Учитель ограничивает палитру двумя-тремя красками с добавлением белой (в небо) и черной (земля, деревья). В том случае если дети выбрали зимнее время года для своего пейзажа, надо проследить за тем, чтобы небо было темнее, чем земля, покрытая снегом. На одном из листов на линии горизонта изображается силуэтом современный город. Город можно изобразить и способом аппликации.

    (11)
    (12)

Практическая работа

Сделаем дом (13). Для этого надо отрезать небольшой прямоугольник белой бумаги, сложить его по вертикали и отрезать сверху в направлении от сгиба, получится дом в перспективе (вместо белой бумаги можно использовать страницы журналов с мелким текстом, они имитируют цвет современных домов). На домах надо прорисовать более темным цветом (синим) крыши, окна и мелкие детали. Можно вырезать из журналов маленькие фотографии с рекламой и наклеить их на дома.

(13)

На втором уроке учащиеся знакомятся с памятниками архитектуры – наследием наших предков. На уроках изобразительного искусства дети уже с первого класса приучаются не только рисовать на заданную тему, но и получать интересную и необходимую для выполнения задания информацию. С каждым годом объем этой информации постепенно увеличивается и усложняется. Естественно, в начальной школе рассказ или беседа длятся не более десяти минут, поэтому учитель, ориентируясь на уровень развития детей, должен сам решить, о каких архитектурных памятниках следует рассказать более подробно, а какие просто показать на фотографиях или репродукциях. В третьем классе перед детьми не ставится задача запомнить названия храмов, дату их постройки (запоминание происходит постепенно, в течение всего курса обучения). Учитель должен помочь ребенку увидеть свой родной город, научиться читать его, как книгу, научиться не только видеть в городе рекламу, киоски и игровые автоматы, а попробовать понять, чем город может быть интересен. Только с пониманием может прийти любовь и бережное отношение, а также желание сохранить красоту своего города для будущих поколений — наших потомков.
В каждом городе есть памятные места, которые дороги людям благодаря каким-то событиям. К.Г. Паустовский писал: «История домов бывает подчас интереснее человеческой жизни. Дома долговечнее людей и делаются свидетелями нескольких поколений».
В древности существовала традиция строить храмы в честь самых важных событий. Ребята знакомятся с такими памятниками храмами в Москве и в Петербурге. Пожалуй, самый известный храм памятник Москвы находится на Красной площади — это Покровский собор. Дети знают его под другим именем — собор Василия Блаженного (14, 15). Основание храма связано со взятием Казани войском Ивана Грозного в 1552 г. В следующем году на Красной площади был поставлен деревянный храм во имя Покрова Богородицы — этот церковный праздник совпал с днем штурма Казани. Через два года началось сооружение каменного собора. Поставили его над крепостным рвом, поэтому и стал он называться «Покровский собор, что на Рву». Вокруг шатровой церкви на одном каменном подклете (нижний этаж здания в доордерной русской архитектуре, незначительно возвышающийся над землей) расположены восемь приделов (дополнительный храм со своим престолом и иконостасом, примыкающий к основному церковному зданию или включенный в его объем), увенчанные луковичными главами, разными по рисунку и по размеру. Каждый придел посвящен церковным праздникам, которые приходились на дни решающих боев за Казань. В 1588 г. на месте захоронения известного московского юродивого Василия Блаженного к храму был пристроен придел. Так появилось второе название Покровского собора — собор Василия Блаженного. Существует легенда, что Иван Грозный был восхищен необыкновенной красотой храма и приказал ослепить зодчих Барму и Постника (есть мнение, что это разные имена одного человека), возводивших собор, чтобы они не смогли построить другой такой же прекрасный храм. Храм, построенный из красного кирпича и белого камня, был расписан в XVII веке яркими красками.

(14) (15)

Церковь Вознесения в Коломенском (16) также связана с именем Ивана Грозного. Когда 25 августа 1530 года в селе Коломенском великая княгиня Елена родила сына, то прогремел страшный гром, засверкала молния и вздрогнула земля. Великий князь Василий III в честь рождения долгожданного сына Ивана IV, чтобы отблагодарить Бога, велел построить прекрасную церковь. Огромная каменная башня, похожая на деревянный шатер, до сих пор стоит над Москвой-рекой.

(16)

Еще один исторический памятник, определяющий архитектурный облик Москвы, — это храм Христа Спасителя (17), построенный в честь победы над Наполеоном. Деньги на его постройку собирали по всей России. Строительство храма завершилось в 1854 г., в 1855 над храмом водрузили крест, а потом целую четверть века занимались скульптурной и живописной отделкой.

(17)

На стенах внутренней галереи храма находились 177 мраморных досок с именами погибших, раненых и награжденных офицеров, названиями воинских частей, датами главнейших сражений Отечественной войны 1812 г. Галерея стала первым музеем Отечественной войны 1812 года. В 1931 г. храм был взорван, чтобы на его месте возвести Дворец советов. Но построить его не удалось, и здесь соорудили открытый плавательный бассейн, один из крупнейших в мире. В 1990 г. был начат сбор средств на восстановление храма Христа Спасителя на прежнем месте. Восстановлен храм в 1999 году.
В XVIII веке царь Петр I перенес столицу России из Москвы в Петербург, на берег только что отвоеванного у шведов Финского залива. В новой столице была построена колокольня Петропавловского собора (архитектор Д. Трезини) (18), символизирующая господство России на берегах Балтики. Высокий шпиль колокольни венчает фигура ангела с крестом. Петропавловский монумент стал эмблемой города Петербурга.

(18)

Детям не обязательно рассказывать только о храмах. В любом городе есть старинные дома, театры, торговые ряды и другие интересные сооружения. В центре Москвы на улице Варварке до наших дней сохранились древние каменные палаты бояр Романовых (19, 20), первым владельцем которых был воевода царя Ивана Грозного Никита Романович. Считается, что именно здесь 12 июля 1596 г. родился первый царь династии Романовых Михаил Федорович, а в 1859 г. по решению царя Александра II в палатах был создан музей.

(19) (20)

Интересна история дома отставного капитана-поручика Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова (21), который хотел удивить современников и пригласил известного архитектора Василия Ивановича Баженова. Усадьба дворцового типа была построена в 1786 г. В саду у дома находились два каменных бассейна c фонтаном. От улицы сад отделялся железной решеткой, а в саду жили редкие иноземные птицы: гуляли павлины, в висячих дорогих клетках сидели попугаи. По воскресеньям и в праздники здесь собиралось много народа. Вход был открыт, а слуги вежливо отвечали на вопросы любопытных. Позже в доме Пашкова помещались различные учебные заведения, картинная галерея, этнографический музей, библиотека.

(21)

Практическая работа

На заготовленном фоне дети рисуют памятник архитектуры или выполняют его способом аппликации на основе геометрических фигур (прямоугольник, треугольник, круг). Простой карандаш в работе не используется.

На третьем уроке, посвященном паркам, скверам и бульварам, дети узнают, что художник, планируя парк, помогает создать определенное настроение: веселое (парк аттракционов) или торжественное (парк Победы), задумчивое или радостное. Учитель помогает детям понять, чем парк отличается от леса, показывает фотографии аллей, скульптур и фонтанов в парках. Обязательно надо немного рассказать о первом в России регулярном парке — Летнем саде, статуи для которого Петр I заказывал в Венеции (22); о фонтанах Петергофа (23–25); о парках в Павловске и Царском Селе (26).

(22) (23) (24)
(25) (26)

Практическая работа

На заготовленном листе дети изображают аллею.
1. Вначале на линии горизонта надо быстро вертикальными короткими мазками нарисовать полоску леса (для этого лучше взять синюю краску).
2. Затем нарисовать два дерева так, чтобы они начинались немного ниже дальнего леса, а заканчивались немного выше его. Следующие деревья изображаются справа и слева от предыдущих. Каждое следующее дерево должно быть немного выше. Необходимо следить за вертикальностью деревьев.
3. Передние деревья надо немного затемнить, добавив черной краски, затем нарисовать ветки.
4. Работа дополняется изображением скульптуры, фонтанов, клумб.

На следующих уроках парк и город украшаются вырезанными из черной (темной) бумаги ажурной оградой и фонарями. Рассматривая форму оград и фонарей, ребята понимают, что создавать эти произведения искусства художнику помогала природа. В причудливых узорах легко заметить цветы, закрученные стебли, листья, фигуры животных (27, 28).

(27) (28)

Ограда вырезается из полоски бумаги, сложенной гармошкой (29). Учитель показывает на образце, как надо вырезать гармошку, чтобы ограда не развалилась. Фонари получатся из обрезков темной бумаги (можно добавить желтой).

(29)

Фонари можно сконструировать, используя коробки, цветную бумагу, нитки и другие материалы. Объемные фонари могут украсить класс к Новому году.
Транспорт на улицах города можно нарисовать или наклеить, собрав машины из небольших кусочков цветной бумаги. Девочки не любят и боятся рисовать машины, поэтому им надо показать простой способ изображения машин на основе геометрических фигур (30).

(30)

Законченные работы склеиваются скотчем и могут демонстрироваться на выставке как индивидуальные диптихи или триптихи или как одна коллективная работа.
На итоговом уроке дети фломастерами на листе формата А4 рисуют то, что им запомнилось в городе. Рисунки затем склеиваются в длинную полоску — панно.

«История зимнего сада». Общешкольная дидактическая игра

Начали игру 6-е классы, подхватила начальная школа — 1–4-е, приняли активное участие в разработке идей и их исполнении 7-е классы. Длилась эта игра целый год и продолжается по сей день.
Игра началась в сентябре с того, что учащиеся 6-го класса посадили на школьных клумбах цветы. До середины ноября цветы радовали всех своей красотой, а затем стали вянуть. «Как жалко, что цветы замерзнут! — таково было мнение всех. — Разве ничего нельзя придумать?» Придумали! Решили перенести цветы в школу. Был выделен уголок школьной рекреации, куда поставили красивые садовые горшки, и цветы были перенесены в теплое помещение школы.
Наступила зима. Школьники бегали смотреть — растения оставались зелеными, но не цвели. Однажды на клумбе появился цветок. Вот это да! Присмотрелись — а цветок-то бумажный! И началось! Сначала зацвели бумажные цветы, полетели бумажные бабочки и жучки. А там добрались и до птиц. Вместе решили — живности необходимо дерево. Была найдена самоклеящаяся пленка. И вот уже на стене школьного коридора выросло стройное дерево с разноцветными листьями — так наряднее (31). Дерево становилось все более раскидистым. Кто-то принес под дерево лавочку. А одним прекрасным утром садик оказался огороженным изящной деревянной решеткой (32). Так в школе появился зимний сад. Что еще предпримет неуемная детская фантазия?

(31) (32)

Литература

Неменский Б.М. Мудрость красоты. — М.: Просвещение, 1987.
Неменский Б.М. Познание искусством. — М.: УРАО, 2000.
Неменский Б.М. Приглашение к диалогу. — М.: Изд-во МИОО, 2003.
Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в сов­ременной школе. — М.: Просвещение, 2006.
Программа «Изобразительное искусство и ху­до­жественный труд. 1–9 классы. — М.: Прос­вещение, 2006.
Зотов А.И. Русское искусство с древних времен до начала ХХ века. — М.: Искусство, 1979.
«Юный художник», № 12, 1979; № 7, 1990; № 7, 1995.
Яковер Л.Б. Занимательные истории из русской истории. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
Плужников В.И. Термины российского архи­тектурного наследия. Словарь-глоссарий. — М.: Искусство, 1995.
Курти В.О. Постройка моделей судов. — Л.: Судостроение, 1989.
Дыгало Г., Нарбеков Н. История корабля (набор открыток). — М.: Изобразительное искусство, 1981.

Продолжение следует