Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №20/2007

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Т о ч к а   з р е н и я

Наталья УСТИНА,
научный сотрудник информационно-образовательного
отдела Государственного музейного объединения
«Художественная культура Русского Севера»

Модель сотрудничества

Мы считаем, что музей может предъявить современному обществу художественные ценности как идеал творческих возможностей человека, способствующих духовной интеграции культуры и образования. Именно музей способен создать наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала личности не только учащегося, но и самого педагога.

В общем пространстве

Сегодня на решение этих задач нацелены образовательные программы многих ведущих музеев России. Одним из примеров является программа Архангельского музейного объединения «Педагог и художественный музей», разработанная совместно с кафедрой повышения квалификации Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Программа рассчитана на 72 учебных часа и предназначена для преподавателей мировой художественной культуры и предметов гуманитарного цикла, классных руководителей и методистов образовательных учреждений.
Цель программы — создание единого образовательного пространства, в котором музей и образовательное учреждение являлись бы равными партнерами. Это условие позволяет отработать модель совместной деятельности музея и школы по включению произведений искусства в сферу воспитания и образования детей.
Программа курсов представляет собой цикл лекций по основам музееведения, культурологии, музейной педагогики и психологии. В ходе занятий преподавателям предлагается самостоятельно разработать, а затем защитить авторское занятие в одной из экспозиций музейного объединения. Лекции на тему «Педагог и художественный музей» способствуют подготовке своего рода волонтеров. Слушатели, прошедшие полный курс обучения, получают удостоверение о повышении квалификации и право проведения самостоятельных занятий с учащимися в экспозиции музея.
В течение многих лет выпускники работают с учащимися в художественном музее по специальной программе музейного объединения «Музей — школе» и авторским музейно-педагогическим программам.

Расширяя визуальный опыт

Внедрение программы в практику столкнулось с проблемой неподготовленности педагога в вопросах визуальной культуры, а следовательно, и визуального мышления.
Программа высшей школы, к сожалению, не дает возможности познакомиться с подлинными памятниками культуры, хранящимися в столичных и региональных музеях. Поэтому выпускник вуза, а в дальнейшем педагог — волонтер музея сталкивается с проблемой недостаточной визуальной грамотности.
Учитывая актуальность данной проблемы, дополнительной частью программы музейного объединения «Художественный музей и педагог» стал проект «Карта сокровищ. Музеи России» — образовательные туры для преподавателей, соавтором которого выступает Государственная Третьяковская галерея.
Педагоги — участники выездных сессий, обладающие опытом самостоятельного творческого восприятия произведений искусства, — это подготовленная аудитория: они легко ориентируются в музейном пространстве, обладают навыками чтения музейного текста, вступают в творческий диалог с музейными сотрудниками.
«Музей и образование: процессы интеграции» — вот основная тематика каждого выездного семинара. Организация и программа этих семинаров ориентированы на развитие визуальной грамотности и знакомство педагогов с новыми музейно-образовательными технологиями, позволяющими преподавателю стать активным участником современного музейно-педагогического процесса.
Для каждой выездной сессии разрабатывается своя программа, которая включает семинары-погружения, лекции по проблемам педагогики, психологии, теории художественного восприятия, мастер-классы, знакомство с интерактивными методиками, новыми музейно-образовательными технологиями, групповые дискуссии, проектную деятельность.
За последние годы авторы проекта осуществили поездки в крупнейшие музеи России.
В рамках тура в Санкт-Петербург состоялось знакомство с деятельностью центра музейной педагогики (Государственный Русский музей), с работой научно-методического отдела «Школьный центр» (Государственный Эрмитаж), с программами Детского исторического музея (Музей политической истории России).
Организатором московской сессии стала Государственная Третьяковская галерея, на безе которой был показан ряд интерактивных занятий. В «Детской творческой мастерской Третьяковской галереи» особый интерес участников семинара вызвали практические занятия по основам понимания живописи, графики, древнерусского искусства. Знакомство с музейно-педагогическими методиками состоялись в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, музее-заповеднике «Московский Кремль», филиале Государственного исторического музея «Палаты в Зарядье», Государственном музее А.С. Пушкина, Музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки и других музеях.
Образовательный центр «Соловецкие острова» организовал семинар-практикум в Соловецком историко-архитектурном музее-заповеднике. Важной составляющей семинара стала проектная деятельность преподавателей, которые выступили авторами музейно-образовательных проектов, программ и занятий. По итогам семинара издан мини-сборник музейно-образовательных проектов. Эти проекты не только оказались интересны образовательному центру «Соловецкие острова», но и были использованы в практике других музеев.
Программа посещения Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Новгородского и Псковского музеев-заповедников, Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника позволила познакомиться с подлинными памятниками русской культуры и расширила представление о направлениях развития русского искусства.

Педагог — союзник и заказчик

В настоящее время в музейном объединении нет задачи поиска «потенциального союзника» и даже не стоит проблема подготовки учителя к самостоятельной работе в музейной экспозиции. Сложившаяся модель сотрудничества музейного объединения со школами города опирается на гуманитарную культуру педагога, его личную заинтересованность и включенность в процесс художественного самообразования.
Подтверждением тому является постоянное сотрудничество с группой педагогов-волонтеров из 18 человек, работающих по авторским программам («Архитектурно-эстетические прогулки по историко-заповедной территории «Старый Архангельск», «Архитектурная гостиная», «Античные образы в искусстве XVIII–XIX вв.», «Художественные стили XVIII–XIX вв.» и др.).
Разработан и успешно реализован цикл занятий в медиалектории «Диалоги об искусстве».
Систематически проводятся семинары-практикумы, на которых преподаватели обмениваются опытом, обсуждают новые современные идеи в музейно-образовательном процессе, делятся впечатлениями.
Модель сотрудничества музея и образовательного учреждения состоит в том, что педагоги не только выступают в роли заказчика и потребителя музейных услуг, но и являются инициаторами и разработчиками новых идей. Музей же в этой модели занимает свое место и является аккумулятором новаторских концепций, разработчиком новых музейных форм работы и становится образовательной средой в школьном образовательном процессе.
Сложившаяся модель сотрудничества позволяет музейному педагогу увидеть перспективы своей деятельности с иной точки зрения, а музею – понять потребности и запросы учебного заведения.

Статьи, опубликованные на этом развороте, продолжают дискуссию «Музей и школа» на наших страницах (см. «Искусство» № 17, 19/2007). Как видите, несмотря на противоречия, о которых пишет Марк Сартан, у музея и школы есть точки соприкосновения. Архангельский опыт полноценного сотрудничества тем и ценен, что демонстрирует, как можно учителя сделать партнером музея и заказчиком музейной работы. Его, оказывается, даже можно допустить в святая святых — позволить самостоятельно работать на музейной экспозиции.
Каков ваш опыт взаимодействия с музеем? Как чувствуют себя в музее ваши ученики? А вы сами? Удается ли вам совместно работать в образовательном пространстве? Что получается? Что не получается? Почему? Что стоит изменить?
Присылайте ответы на вопросы и отклики на опубликованные статьи по адресу: 121165, Москва, Киевская ул., 24, редакция газеты «Искусство» или по электронной почте artred@1september.ru

РЕДАКЦИЯ