Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №20/2007

УРОК МХК

У р о к   М Х К

Людмила Белякова,
учитель МХК МОУ СОШ № 35, кандидат культурологии,
г. Рыбинск, Ярославская обл.

Художник стихии

Урок-проект по творчеству Ван Гога для учащихся 11 класса

Уважаемая редакция!
Ваша газета (а вернее, наша, так как она действительно является плодом совместной деятельности редакции и авторов, чаще всего учителей) постоянно совершенствуется, наполняясь новой формой, оригинальным содержанием. Так, например, в № 5 за 2007 год был опубликован материал «Окно в мир Модильяни» ученицы 11-го класса Вероники Хомяковой, где она делится опытом работы над проектом. Этот материал интересен тем, что в нем рассматриваются произведения искусства ХХ века, которые труднее всего поддаются осмыслению учащимися (об этом пишет и Марк Сартан в статье «Техника чтения», № 3, 5/2007). Но и надо признать, что в погоне за модными формами деятельности (я в данном случае имею в виду проектную) многие педагоги не отрабатывают алгоритм работы последовательно, шаг за шагом. Процесс вхождения в науку тернист, но чем раньше это произойдет, тем позитивнее будет результат.
Научное общество в нашей школе создано семь лет назад, с 2006 г. оно является филиалом Российской Малой академии наук школьников. Ежегодно члены общества не только принимают участие в российской научной конференции «Юность. Наука. Культура», но и становятся победителями. Так что некоторый опыт научной деятельности у нас есть, что позволяет сделать вывод: именно первые шаги в проекте самые сложные для школьников — выбор темы, формулирование проблемы и гипотезы. Этому следует учить на уроках.
В качестве примера предлагаю развернутый план-конспект такого занятия. Возможно, мои коллеги найдут в нем не только алгоритм урока-проекта, но и богатый информационный материал по творчеству Ван Гога, оригинальные методические решения.

Цель урока:
— формировать навыки и умения составлять проекты.
Задачи урока:
— сформулировать тему, гипотезу и проблему для реализации исследовательского проекта;
— способствовать развитию аналитического мышления через проектную деятельность.
Учебно-художественное пространство урока:
— репродукции картин Ван Гога: автопортреты художника, «Сеятель», «Едоки картофеля», «Пара ботинок», «Подсолнухи», «Кипарисы», «Жнец» и другие;
— музыкальный фон (популярная классическая музыка: Бетховен, Бах).
Эпиграф урока:
Нет ничего более художественного, как любить людей. (Ван Гог)

I. Завязка-интрига урока

(Учитель демонстрирует стакан, наполненный камешками.)
Учитель. Скажите, пожалуйста, стакан полный?
(Ученики отвечают утвердительно. Учитель берет емкость с песком и начинает им заполнять стакан. Песок пересыпается в стакан.)
Значит, стакан был неполный?
(Ученики соглашаются с этим.)
А теперь сосуд полный?
(Некоторые отвечают утвердительно, некоторые, чувствуя интригу происходящего, молчат, а кто-то говорит «Нет». Учитель берет сосуд с водой и выливет ее в стакан. Вода заполняет емкость.)
Небольшой эксперимент имеет непосредственное отношение к предмету нашего разговора, к художественному образу. Очень часто мы делаем выводы, знакомясь лишь с формой художественного произведения, открывая смысл, лежащий на поверхности, не постигая глубины. Памятуя о нашем опыте, встанем на тропу исследователей и войдем в творческую мастерскую Ван Гога.
Винсент Ван Гог... Кто-то, услышав это имя, восхищенно скажет: «О, Ван Гог!», кто-то переспросит: «Ван Гог? Какой Ван Гог? Это тот сумасшедший, который ухо себе отрезал?»
Ван Гог... Художник, страстно любивший жизнь. Он жил жадно, неистово, испепеляя себя. Его судьба многим кажется трагической, а он считал себя счастливым человеком. Он был счастлив тогда, когда учил по пять часов латинскую грамматику, чтобы стать проповедником, но ему было отказано в получении диплома. Он был счастлив, когда полюбил ее, единственную, но она лишь кокетничала с ним, а потом вышла замуж за другого. Он был счастлив, потому что в его руках были кисть и краски, хотя при жизни была продана только одна его картина — «Красные виноградники». В глазах одних он был неудачником, другие считали его сумасшедшим, третьи говорили, жалея, «несчастный». Но он считал себя счастливым человеком. А каким представляете себе этого художника вы?

II. Исследовательское маркирование
«Портрет художника»

   

Учитель. Вам предлагается составить портрет художника, руководствуясь принципом: представить «своего» Ван Гога, опираясь на автопортреты художника и цитаты из книги Ирвинга Стоуна «Жажда жизни».
Учащиеся работают в группах, образованных по принципу психологического комфорта, предполагающему самостоятельный выбор партнеров по совместной деятельности. Работают с репродукциями: «Автопортрет» (1887), «Автопортрет в серой фетровой шляпе» (1887), «Автопортрет. Лето. 1887», «Автопортрет в соломенной шляпе» (1887), «Автопортрет на фоне японской гравюры» (1887), «Автопортрет перед мольбертом с кистями и палитрой» (конец 1888), «Этюд со свечой (автопортрет)» (сентябрь 1888), «Автопортрет с завязанным ухом и трубкой» (январь 1889) и выдержками из книги Ирвинга Стоуна «Жажда жизни».

Фрагменты из книги

— Он чувствовал, что в нем есть что-то ценное, что он не последний глупец, не ничтожество, что и он может принести какую-то, пусть маленькую, пользу людям. Но как?
— Землекопы, сеятели, пахари, мужчины и женщины. Винсент чувствовал, что их надо рисовать и рисовать без конца, надо пристальнее вглядываться в жизнь и закреплять ее на бумаге.
— В самых жалких лачугах, в самых грязных углах ему виделись картины и рисунки. Чем он больше писал, тем больше терял интерес к другой работе. И по мере того как он отдалялся от посторонних дел, глаза его все острее схватывали в жизни яркое, живописное. Искусство требовало упорной работы, оно требовало неусыпной бдительности.
— Нагруженный тяжелым мольбертом и своим неуклюжим инструментом, он каждый день бродил по дюнам, стараясь уловить изменчивый оттенок моря и неба.
— Всем своим существом он стремился уловить ce qui n’est pas dans ce qui a passe (франц. непреходящее в преходящем).
— Он вставал рано утром и целые дни проводил то в поле, то в хижинах крестьян и ткачей. С ними он чувствовал себя как дома. Наблюдая крестьянскую жизнь постоянно, изо дня в день, во всякое время суток, он был теперь так поглощен ею, что почти не думал ни о чем другом.
— В первый раз за всю его жизнь женщина сказала ему «дорогой». Он знал, как это ужасно — любить, не встречая ответного чувства, но никогда даже не подозревал, как это чудесно, когда тебя любит добрая, хорошая женщина.
— Винсент дошел в своей работе до исступления. Он перестал спать, почти ничего не ел. Он жил лишь за счет жизненной энергии. Каждая новая неудача лишь подстегивала его.
— «Понимаешь... твои картины... кажется, что они вот-вот взорвутся и спалят самый холст. Когда я гляжу на твои работы... и это уже не в первый раз... я чувствую нервное возбуждение, которое не в силах подавить. Я чувствую, что если не взорвется картина, то взорвусь я!» (Поль Гоген о картинах Ван Гога).
— «Кроме того, я не городской художник. Я здесь чужой. Я крестьянский художник. Я хочу вернуться в свои поля. Хочу выйти на жаркое солнце, которое бы выжгло из меня все, кроме желания писать» (Ван Гог).
— Винсент был уверен, что создать хорошую картину ничуть не легче, чем найти алмаз или жемчуг.
— Он работал с четырех утра до позднего вечера, пока сумерки не скрадывали пейзаж. Он писал две, а то и три картины в день. Каждое полотно, которое он создавал судорожным порывом, отнимало у него целый год жизни.
— Винсент знал: чтобы уловить эту предельно высокую ноту желтого, которая преобладала в его арлезианских картинах, нужно все время скользить над пропастью, быть в непрерывном возбуждении, мучительно напрягать свои чувства, обнажить каждый нерв.
— Поздняя осень сияла во всей красе. В эти осенние дни талант Винсента достиг полного его расцвета. Он видел, что его работы становятся все совершенней. Вновь в его голове один за другим рождались замыслы; воплощая их на полотне, он был счастлив.
— На похороны приехали из Парижа Руссо, папаша Танги, Орье и Эмиль Бернар. Двери в кафе были закрыты... Шесть человек стали развешивать картины на стенах кафе... Солнечные полотна Винсента словно превратили тускло-коричневое, унылое кафе в сверкающий кафедральный собор... Через несколько дней доктор Гаше вновь пришел на кладбище и посадил вокруг могилы подсолнухи.

В результате коллективной работы учащиеся составили такой портрет художника:
а) одинокий человек, отторгнутый обществом, гонимый всеми;
б) романтик, влюбленный в жизнь и любящий людей, ищущий свободы;
в) духовно и творчески богатый человек, смелый экспериментатор;
г) космический художник, запечатлевший в своем творчестве и стихию огня, и стихию земли, и стихию воздуха.

III. Деловая игра «В мастерской аналитиков»

Формулирование темы, гипотезы и проблемы будущих проектов.
Учитель. Вам предстоит определиться с темой будущего проекта, защита которого пройдет на научно-практической школьной конференции. В нашей импровизированной мастерской инициативной группой (это учащиеся, проявляющие значительный интерес к предмету, обладающие широким кругозором в области искусства) подготовлены названия некоторых проектов, их гипотезы и обозначены проблемы. Ваша задача — выбрать интересную для вас тему, обозначить гипотезу и сформулировать проблему для исследования. Вы знаете, что проект может быть создан коллективными усилиями, то есть иметь не одного, а несколько авторов. Каждый из вас получает пакет рабочих материалов: 3 листа размером А4 с формулировками тем, гипотез, проблем.

В ходе работы учитель координирует действия учащихся, дает необходимые пояснения, отвечает на вопросы. Результатом деятельности должна стать таблица, которую заполняют одиннадцатиклассники.
Примечание: некоторые учащиеся выбрали коллективную форму работы над проектом.
Учитель. В нашей стране не так уж много картин Ван Гога. Это «Море в Сент-Мари» (1888), «Портрет доктора Рея» (1889), «Прогулка заключенных» (1889), «После дождя. Пейзаж в Овере» (1890), которые находятся в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, и картина «Арльские дамы (Воспоминание о саде в Эттене)» (1888), которая хранится в сокровищницах Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Но есть в этой небогатой коллекции одно произведение, являющееся выразительнейшей метафорой всего пережитого и передуманного художником. Оно вырастает до масштабов символа.
Тема одной из самых «экзистенциальных» картин – «Прогулка заключенных» – навеяна гравюрой Г. Доре «Острог» из серии «Лондон». Она интерпретирует оригинал, представляя образ не тюремного быта Лондона, а «земного ада». Не только опыт Ван Гога — узника госпиталя Святого Павла, не только воспоминания о «Записках из Мертвого дома» (кстати, Ван Гог очень любил и хорошо знал творчество Достоевского), но и осознание безысходности земного существования заставляет придать образу Доре сокровенно личностный смысл.
Картина словно замыкает круг жизни художника. 27 июля 1890 года Ван Гог достал где-то револьвер, ушел в поля и там выстрелил себе в сердце. Его могила находится на маленьком оверском кладбище, на высоком холме, возвышающемся над равниной, которую он так часто писал. Лев Николаевич Толстой критически относился к живописи конца XIX — начала XX века, но силу воздействия картин художника он оценил так: «Они оцарапают вам сердце».
Винсент Ван Гог... Кто-то восторженно скажет: «О, Ван Гог», а кто-то недоуменно переспросит: «Это какой Ван Гог, тот, который себе ухо отрезал?» Я надеюсь, что сегодняшняя встреча с этим художником пополнит число тех, кто восторженно воскликнет: «О! Ван Гог!»

 

№ п/п

Тема проекта

Гипотеза

Проблема

Рекомендуемые
произведения для
анализа

1

«Ван Гог в живописи — Достоевский в литературе»

Основы творчества Ван Гога — это демократический реализм или особая эстетика?

Почему Ван Гог отдает предпочтение первоначалам жизни?

«Едоки картофеля» (1885), «Копающая крестьянка» (1885), «Сеятель» (1888), «Пьета» (1889)

2

Мотив «сверхчеловеческой бесконечности» в творчестве Ван Гога

Кто он, Ван Гог человек и Ван Гог художник, — «человек среди людей» или «человек среди природы»?

Какую реальность создает художник в своих произведениях?

«Болото» (1881), «Колыбельная» (1889)

3

Тайна жизни в
картинах Ван Гога

Кто он, Ван Гог, — замученный человек или счастливый художник?

Почему Ван Гог отказывается от «красивости» и возвышенности в искусстве?

Автопортреты разных периодов; «Портрет пастуха из Прованса» (1888), «Портрет доктора Гаше» (1890).

4

«Неистовый голландец» в живописи

Наследие Ван Гога — это свидетельство новых отношений мира и художника или результат свободы отщепенца?

Почему такое мирное занятие, как живопись, требовало такого мужества и таких жертв?

«Плачущий старик» (1883), «Натюрморт с открытой Библией и погасшей свечой» (1885), «Колосья пшеницы» (1890), «Автопортрет с отрезанным ухом» (1889)

5

Символика и цветовидение в картинах Ван Гога

К какой категории художников следует отнести Ван Гога — к новаторам или ниспровергателям?

Почему Ван Гог, который мог легко овладеть приемами импрессионистической живописи, не стал «мэтром с Больших Бульваров»?

«Скорбь» (1882), «Три птичьих гнезда» (1885), «Пара ботинок» (1887), «Сеятель» (1888), «Этюд со свечой (автопортрет)» (1888), «Подсолнухи» (1889), «Вороны на пшеничном поле» (1890)

6

Символика и цветовидение в картинах Ван Гога

Ван Гог — труженик «великого возрождения искусства» или «никто», как он сам себя называл, то есть своевольный индивидуалист?

Почему в картинах о природе Ван Гог игнорирует сюжет, противопоставляя его линии и цвету?

«Ваза с ирисами на желтом фоне» (1890), «Поля Овера» (1890) «Стебель травы» (1890), «Поля перед грозой» (1890)

7

«Искусство жизни» Ван Гога

Искусство для Ван Гога — это цель его жизни или духовное пристанище «отверженного»?

Может ли творчество стать средством преодоления трагического конфликта личности и общества?

«Сеятель» (1881), «Молитва перед едой» (1882), «Син с ребенком на коленях» (1883), «Автопортрет перед мольбертом с кистями и палитрой» (1888), «Сеятель» (1888), «Часовня в Овере» (1890)

8

«Дело, которому служишь, искусство, с которым выживаешь»

Жизнь Ван Гога — это трагическая судьба художника или героический подвиг в искусстве?

Почему М.А. Леблон так определил талант художника: «Творчество Ван Гога — это одновременно Вознесение, Успение и Голгофа»?

«Старик из богадельни с зонтиком» (1882), «Молитва перед едой» (1882), «Сад зимой» (1884), «Розовый персик в цвету» (1888), «Кипарис и звездная ночь» (1889), «Поле пшеницы и кипарисы» (1889), «Пьета (по Делакруа)» (1889)

 

Лист № 1
Темы:

Вангоговская космогония в произведениях позднего периода.

«Творчество Ван Гога — это одновременно Вознесение, Успение и Голгофа» (М.А. Леблон).

Символика и цветовидение в картинах Ван Гога.

«Ван Гог в живописи — это Достоевский в литературе» (Ю. Хавелар).

Мотив «сверхчеловеческой бесконечности» в творчестве Ван Гога.

Тайна жизни в картинах Ван Гога.

«Искусство жизни» Ван Гога.

Предтечи и последователи Ван Гога.

 

Лист №2
Гипотезы:

Кто он, Ван Гог, — живописец природы, ее созерцатель или единомышленник?

Ван Гог — труженик «великого возрождения искусства» или «никто», как он сам называл себя, то есть своевольный индивидуалист?

Кто он, Ван Гог человек и Ван Гог художник, — «человек среди людей» или «человек среди природы»?

К какой категории художников следует отнести Ван Гога — к новаторам или ниспровергателям?

Наследие Ван Гога — это свидетельство нового отношения мира и художника или результат свободы отщепенца?

Творчество Ван Гога — это провозвестник нового искусства или творческий эксперимент?

Искусство для Ван Гога — это цель его жизни или духовное пристанище для «отверженного»?

Жизнь Ван Гога — это пример героического подвига в искусстве или трагической судьбы художника?

 

Лист № 3
Проблемы:

Может ли искусство стать средством преодоления трагического конфликта личности и общества?

Можно ли прийти в искусство, «не найдя места в жизни»?

Почему в последние годы жизни Ван Гог вновь обращается к старым темам, мотивам, символам?

Почему в картинах о природе художник игнорирует сюжет, противопоставляя его линии и цвету?

Почему Ван Гог отказывается от «красивости» и возвышенности в творчестве?

Какую реальность создает Ван Гог в своих произведениях?

Почему Ван Гог, который легко мог овладеть приемами импрессионистической живописи, не стал «мэтром с Больших Бульваров»?

Почему такое мирное занятие, как живопись, требовало таких жертв и такого мужества?

Литература

Стоун И. Жажда жизни. — М., 1989.
Мурина Е. Ван Гог. — М., 1978.
Дмитриева Н. Винсент Ван Гог. Очерк жизни и творчества. — М., 1975.
Ван Гог. Письма. – М. — Л., 1966.
Шервашидзе А. Ван Гог. // Аполлон». 1913. Сентябрь.
Вентури Л. От Мане до Лотрека. М. — Л., 1958.
Смирнов Н. Винсент Ван Гог. – М., 1968.
Винсент Ван Гог. Альбом. / Вступ. ст. Н. Калитиной. — Л., 1974.