АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Янина БЕЛОШАПКИНА
Виктор ВАСНЕЦОВ
1848–1926
|
|
Виктор Михайлович Васнецов, пожалуй, один
из самых известных русских художников. Созданные
им образы окружают нас с самого детства.
«Аленушка», «Иван Царевич на Сером волке»,
«Богатыри» смотрят на нас со страниц учебников,
книг сказок, пазлов и даже с конфетных коробок.
Может быть, поэтому по отношению к Васнецову
всегда сохраняется какое-то очень теплое
чувство, как к старому доброму знакомому.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Современники называли Васнецова
«истинным богатырем русской живописи», и это
было правдой. Сам похожий на былинного витязя, он
едва ли не первый обратился к корням, к
поэтическому миру народных сказок, став
создателем нового «национального» направления в
русской живописи. «Я всегда был убежден, —
говорил художник, — что в жанровых и
исторических картинах, статуях и вообще каком бы
то ни было произведении искусства — образа,
звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и
прочем сказывается весь целый облик народа,
внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а
может быть, и будущим».
Тем не менее не все было гладко в его
жизни, и кроме восторженных отзывов Васнецову
пришлось выслушать много резких критических
высказываний в свой адрес. Один из немногих
настоящих мастеров своего времени, он не
ограничивал себя рамками только станковой
живописи, а обращался к самым разным областям
искусства — театральной декорации, архитектуре,
декоративно-прикладному искусству,
иллюстрированию книг… В те годы образ homo universalis
не пользовался популярностью, и подобная
многосторонность воспринималась порой как
разменивание таланта.
На сложение живописного стиля
Васнецова большое влияние оказали детские годы,
проведенные в селе Рябове Вятского края. Природа
этих мест, суровая и вместе с тем живописная,
навевала мысли о реальности древних поверий,
здесь свято чтили старинный уклад, а былины и
сказания казались неотъемлемой частью жизни.
Отец Васнецова, священник, сам был эрудированным
человеком и детям своим пытался дать
разностороннее образование — выписывал научные
журналы, занимался с ними рисованием. Первые
живописные опыты Васнецова относятся еще к
детским годам — это были преимущественно
деревенские пейзажи и бытовые сценки из
крестьянской жизни.
|
|
Подружки. 1878
Государственная Третьяковская галерея,
Москва
|
Дети разоряют гнезда. Начало 1870-х.
Государственная Третьяковская галерея,
Москва
|
Однако изначально
предполагалось, что Виктор пойдет по стопам отца,
и потому вскоре он был отправлен на учебу в Вятку
— сначала в духовное училище, а затем и в
духовную семинарию (к тому же детей священников
туда принимали бесплатно). Впрочем, образование
там можно было получить весьма приличное —
вятская семинария считалась высокоразрядным
учебным заведением, где изучались, помимо всего
прочего, летописные своды, хронографы,
древнерусская литература…
Все это было довольно интересно и
впоследствии оказалось очень полезным, но
богословие мало привлекало юного Васнецова,
гораздо больше времени он уделял рисованию. Его
успехи в этой области были столь значительны, что
молодого художника пригласили в качестве
помощника расписывать вятский кафедральный
собор. Кроме того, Васнецов делал рисунки на темы
русских народных пословиц и поговорок и
занимался станковой живописью, а его картины
«Молочница» и «Жница» даже удалось продать с
аукциона, организованного друзьями молодого
художника.
ПЕТЕРБУРГ — ПАРИЖ
Живопись настолько увлекла Васнецова,
что он всего за полгода до окончания семинарии
бросил занятия и отправился в Санкт-Петербург
поступать в Академию художеств. Вот и
пригодились деньги, вырученные на аукционе! И он
действительно отлично сдал экзамены, но из-за
волнения не нашел своей фамилии в списках
зачисленных, а потому пропустил целый год
занятий. Однако этот год не прошел даром, так как
был проведен в стенах Школы общества поощрения
художеств, где преподавал Иван Крамской. А в
следующем году все-таки началась учеба в
Академии, где Васнецов вскоре проявил себя
довольно перспективным студентом и даже получил
несколько серебряных медалей за успехи в
рисовании. Здесь же он познакомился с Репиным,
Куинджи, Суриковым, Поленовым, ставшими
впоследствии его надежными друзьями.
Книжная лавочка. 1876
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Зарабатывать на жизнь приходилось
иллюстрированием книг — азбук и сказок.
Параллельно, для себя, он продолжал делать
жанровые наброски городской жизни, и в 1874 г. за
рисунки «Книжный лавочник» и «Мальчик с бутылкой
вина» удостоился бронзовой медали на Всемирной
выставке в Лондоне.
В том же году Васнецов впервые принял
участие в Третьей передвижной выставке и сразу
же был благосклонно отмечен критиками. Картины
того времени — такие, как «Нищие певцы», «Книжная
лавка» или «С квартиры на квартиру», —
демонстрируют нам образ настоящего
художника-передвижника, мастера бытового жанра,
с сочувствием и пониманием смотрящего на своих
героев, но вот узнать в нем будущего
«богатыря»-сказочника пока сложно.
Каменный век. Фрагмент. 1885
Государственный исторический музей, Москва
1876 год Васнецов вместе с Репиным и
Поленовым провел в Париже, где он продолжил
работать над бытовыми сценками, зарисовывая
французские типажи с тем же удовольствием, что и
прежде русские. Две картины этого периода —
«Чаепитие в трактире» и «Акробаты» — даже были
выставлены на парижском Салоне.
С квартиры на квартиру. 1876
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Благодаря друзьям Васнецов оказался в
самом эпицентре богатой культурной жизни Парижа,
в котором вершились тогда судьбы искусства, и
смог познакомиться со многими новыми течениями в
живописи. Но странным образом все это только
подводило наших художников к размышлениям о
русской культуре, о необходимости создания
нового национального стиля. Так, например, именно
здесь, в парижской мастерской Поленова, Васнецов
набросал эскиз знаменитых «Богатырей», ставших
впоследствии олицетворением русского народа.
ОТ ПОКЛОНЕНИЯ ДО НЕПРИЯТИЯ
В Россию он вернулся уже полностью
сложившимся художником, осознавшим, как и над чем
он хочет работать. «Как я стал из жанриста
историком, несколько на фантастический лад, на
это ответить точно не сумею. Знаю только, что во
время самого ярого увлечения жанром, в
академические времена, в Петербурге меня не
покидали неясные исторические и сказочные
грезы».
Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа).
1877
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Жить Васнецов решил в Москве и, чтобы
лучше проникнуться «московским духом», вместе с
теми же Репиным и Поленовым начал бродить по
окрестным монастырям и ярмаркам, изучать местную
живопись, архитектуру, уклад московской жизни.
Друзья ввели его в дома знаменитых
коллекционеров, познакомили с Павлом
Третьяковым, у которого Васнецов вскоре стал
частым гостем. Особенно привлекали его
музыкальные вечера. «Без музыки я, пожалуй, не
написал бы ни «Поля битвы», ни других своих
картин, особенно «Аленушки» и «Богатырей». Все
они были задуманы и писались в ощущениях музыки»,
— признавался впоследствии мастер. Но самое
большое влияние оказало на Васнецова знакомство
с Саввой Мамонтовым, знаменитым промышленником и
меценатом, сумевшим объединить вокруг себя самые
значительные личности своего времени. В
загородном доме Мамонтова, в Абрамцеве,
собирались художники, писатели и музыканты,
образовав своеобразный кружок, названный
«абрамцевским». Здесь устраивались
театрализованные представления, велись споры о
русской культуре… Именно тогда и начали
появляться первые произведения Васнецова на
исторические и сказочные сюжеты.
Иван Царевич на Сером волке. 1889
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1880 г. Мамонтов заказал ему три панно
для украшения кабинета правления строящейся
Донецкой железной дороги, причем темы для картин
художник мог выбрать самостоятельно — так на
свет появились «Битва скифов со славянами»,
«Ковер-самолет» и «Три царевны подземного
царства». Правда, правление эти полотна не
приняло, сославшись на слишком легкомысленный их
характер, зато братья Мамонтовы тут же купили их
для своей коллекции. Эти картины, а также работа
«После побоища Игоря Святославича с половцами»,
были выставлены на Восьмой и Девятой выставках
товарищества передвижников и вызвали весьма
неоднозначные оценки — от восторженного
поклонения до полного неприятия и обвинения в
фальшивости и слащавости. Впрочем, таким образом
встречали в дальнейшем все новые работы
Васнецова.
Палаты царя Берендея.
Эскиз декорации для оперы «Снегурочка». 1885
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Примерно в это же время он работает над
выполнением необычного заказа — росписи недавно
открытого Исторического музея, иллюстрирующей
жизнь человека в каменном веке. Для типажей
«пещерных» людей ему позировали друзья
художники из «абрамцевского кружка», особенно
удачным получился «портрет» Валентина Серова.
Кстати сказать, портреты занимают в творчестве
Васнецова совершенно особое место. Он никогда не
писал их на заказ — изображал только тех, кто был
ему по-настоящему интересен и дорог. Таковы
замечательные лиричные портреты детей художника
Бориса и Татьяны, Наталии Анатольевны и Татьяны
Анатольевны Мамонтовых, Елены Адриановны
Праховой, Веры Саввишны Мамонтовой, Татьяны
Васнецовой. Лица этих женщин мы увидим в образах
Снегурочки, Елены Прекрасной, Аленушки…
Русский павильон на Парижской
выставке. Проект
1898. Дом-музей В.М. Васнецова, Москва
Абрамцевские годы стали едва ли не
самыми плодотворными в жизни Васнецова. Он начал
пробовать себя и в других ипостасях — например,
занялся оформлением спектаклей в домашнем
театре Мамонтова, а потом и в его частной опере
(декорации и костюмы к «Снегурочке»
Римского-Корсакова и «Русалке» Даргомыжского);
по его эскизам была возведена церковь Спаса и
волшебная Избушка на Курьих ножках. Абрамцево и
его окрестности стали для художника источником
вдохновения при создании образов сказочной
природы Именно здесь появился пленительный
образ Аленушки. По народным поверьям, на исходе
дня природа оживает, обретая способность
чувствовать в унисон с человеком. Поэтому так
органично передана тоска девушки — ей вторят и
поникшие ветви деревьев, и бледное небо, и темная
гладь омута…
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК
В начале 1885 г. Прахов предложил
Васнецову принять участие в росписи
Владимирского собора в Киеве, только что
построенного и нуждающегося в декоративном
оформлении. Не без колебаний художник все же
согласился. Ему предстояло написать основные
сюжеты Ветхого и Нового Завета, изобразить
русских исторических деятелей, причисленных к
лику святых, — князя Владимира, Александра
Невского, Андрея Боголюбского – и написать
орнаменты на сводах. Работа давалась тяжело.
«...Иной раз полно, ясно и прочувствованно, —
писал он, — вполне излагается на словах то, что
происходит в душе, но когда дело дойдет до
осуществления того, о чем мечтал так широко,
тогда-то до горечи ты чувствуешь, как слабы твои
мечты, личные силы — видишь, что удается выразить
образами только десятую долю того, что так ясно и
глубоко грезилось».
Портрет Веры Саввишны Мамонтовой. 1896
Государственный историко-художественный
и литературный музей-заповедник «Абрамцево»
Этому делу Васнецов отдал более десяти
лет. Но и результат оказался достоин потраченных
усилий. К художнику пришла громкая слава, о нем
начали отзываться как о «гениальном
провозвестнике нового направления в религиозной
живописи», а мотивы росписей стали почти
каноническими и неоднократно повторялись во
многих храмах на протяжении XIX и XX вв.
|
|
Портрет Бориса Васнецова, сына художника
1889. Государственная Третьяковская галерея,
Москва
|
В костюме скомороха. 1882
Государственная Третьяковская галерея,
Москва
|
После окончания работ во
Владимирском соборе на Васнецова посыпались
многочисленные заказы на декорирование храмов в
Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте,
Варшаве. Особенно интересен цикл росписей церкви
завода хрустального стекла в Гусь-Хрустальном,
где все они были выполнены не на стенах, а на
огромных полотнах.
Портрет Татьяны Викторовны Васнецовой, дочери
художника
1897. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
В последние годы жизни Васнецов все
чаще обращается к сказочной тематике — он пишет
картины «Иван Царевич на Сером волке»,
«Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный», «Бой
Добрыни Никитича со Змеем Горынычем», много
занимается архитектурой — разрабатывает фасад
Третьяковской галереи, проектирует русский
павильон на выставке в Париже.
Три царевны подземного царства
1884. Киевский музей русского искусства
Творчество Васнецова — этого
«изумительного труженика», «большого умника и
разумника» — неизменно привлекало к себе
внимание современников, оно могло вызывать
резкую критику или восторг, но никогда не
оставляло равнодушным. Каждый из представителей
всевозможных течений мог найти в его искусстве
что-то близкое для себя: одни ценили его как
выдающегося жанриста, другие видели в нем
«провозвестника нового направления в
религиозной живописи», кому-то он был близок за
обращение к корням, а кто-то считал его
родоначальником русского модерна. В любом
случае, вклад его в развитие русского искусства
не подлежит сомнению. «Десятки русских
выдающихся художников, — писал в 1916 году Михаил
Нестеров, — берут свое начало из национального
источника — таланта Виктора Васнецова». |