Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №21/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

После побоища
Игоря Святославича с половцами

Виктор Васнецов. ПОСЛЕ ПОБОИЩА ИГОРЯ СВЯТОСЛАВИЧА С ПОЛОВЦАМИ

Виктор ВАСНЕЦОВ
ПОСЛЕ ПОБОИЩА ИГОРЯ СВЯТОСЛАВИЧА С ПОЛОВЦАМИ
1880. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина стала для Васнецова одним из первых опытов создания эпического полотна, посвященного героической древнерусской истории. В основу его легли строки великого литературного памятника «Слово о полку Игореве». Это не просто картина — это попытка передать поэтическую речь средствами живописи.

Чтобы как можно точнее воскресить строки поэмы, Васнецов тщательно штудировал историю, посещал Исторический музей и Оружейную палату, изучая древнерусские доспехи, одежду, вооружение. Он сделал множество эскизов и подготовительных этюдов. Самые первые из них представляют разгар сражения, ярость схватки, но в результате художник отказался от этой идеи, посчитав, что гораздо важнее показать не безумство битвы, а ее трагедию, написать картину так, чтобы зрители услышали плач по героям, отдавшим свои жизни в бою с врагами.

Тут кровавого вина недостало.
Тут пир окончили храбрые русичи:
Сватов напоили, а сами
Полегли за русскую землю.
Никнет трава от жалости,
А дерево от печали к земле приклонилось.

Главной темой полотна становится бескрайнее поле после окончания сражения и гибели полков князя Игоря Святославича. Стервятники уже слетелись на кровавый пир и сцепились в схватке за тела мертвых воинов. В отблесках восходящей луны два русских витязя лежат на поле брани — но кажутся они не мертвыми, а спящими. В строгих лицах павших читается величавое спокойствие.

Лиричен образ княжича, пронзенного стрелою в сердце, явно навеянный строками о гибели молодого князя Ростислава: «Изронил жемчужную душу из храброго тела...» А могучий воин, лежащий рядом с ним (быть может, это отважный Изяслав?), как будто воплощает в себе всю мужественность и доблесть русского народа. Картина полна подлинного трагического пафоса, но звучит она не горечью, а светлой печалью, наполняя сердца зрителей чувствами сострадания и гордости.

Павший витязь. 1879–1880. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Павший витязь. 1879–1880
Государственная Третьяковская галерея, Москва

С обращением к новой тематике изменился и живописный стиль Васнецова. Если раньше он писал небольшие камерные картины с тщательно проработанными деталями, то теперь кисть его обретает размах и свободу. Краски, прежде темные, наполняются новой силой, колорит обогащается желтыми, зелеными, красными и голубыми тонами. Внимательно и тщательно прорабатывает художник мельчайшие детали узорочья доспехов.

Васнецов показал свое полотно на Восьмой выставке передвижников. Оно стало полной неожиданностью для зрителей и критиков, ведь давно уже в русской живописи не звучали такие чистые, самобытные ноты, давно уже никто из художников не обращался к миру Древней Руси и ее героям.

Мнения сразу же разделились. «Перед моей картиной стоят больше спиной», — огорчался Васнецов. Многие мастера реалистической живописи, считавшие бытовой жанр главнейшим, например Мясоедов, довольно резко отозвались о качестве новой работы Васнецова и даже протестовали против его принятия на выставку.

Река Вятка. 1878. Рязанский художественный музей

Река Вятка
1878. Рязанский художественный музей

Но были и другие — те, кто сразу же принял картину, увидев в ней предвестницу нового направления в русской живописи. И. Крамской назвал «После побоища...» «вещью удивительной... которая нескоро будет понята по-настоящему». Репин был уверен, что это «замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь. Таких еще не бывало в русской школе». И все же лучшей похвалой художнику стало восклицание Павла Чистякова, художника и выдающегося педагога: «Самобытным русским духом пахнуло на меня!»

Библиография

Бахревский В. Виктор Васнецов. Серия «ЖЗЛ». – М., 1979.

Кудрявцева Л. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы. – М., 1991.

Кудрявцева Л. Васнецов. – М., 1999.

Пастон Э. Виктор Васнецов. – М., 2007.

Шилова Е. Виктор Васнецов: Альбом. – М., 2004.

Интернет-ресурсы

http://www.vasnecov.ru/

http://www.vasnecov.info/html/data/museum.html