АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Янина БЕЛОШАПКИНА
После побоища
Игоря Святославича с половцами
Виктор ВАСНЕЦОВ
ПОСЛЕ ПОБОИЩА ИГОРЯ СВЯТОСЛАВИЧА С ПОЛОВЦАМИ
1880. Государственная Третьяковская галерея,
Москва
Картина стала для
Васнецова одним из первых опытов создания
эпического полотна, посвященного героической
древнерусской истории. В основу его легли строки
великого литературного памятника «Слово о полку
Игореве». Это не просто картина — это попытка
передать поэтическую речь средствами живописи.
Чтобы как можно точнее воскресить
строки поэмы, Васнецов тщательно штудировал
историю, посещал Исторический музей и Оружейную
палату, изучая древнерусские доспехи, одежду,
вооружение. Он сделал множество эскизов и
подготовительных этюдов. Самые первые из них
представляют разгар сражения, ярость схватки, но
в результате художник отказался от этой идеи,
посчитав, что гораздо важнее показать не
безумство битвы, а ее трагедию, написать картину
так, чтобы зрители услышали плач по героям,
отдавшим свои жизни в бою с врагами.
Тут кровавого вина недостало.
Тут пир окончили храбрые русичи:
Сватов напоили, а сами
Полегли за русскую землю.
Никнет трава от жалости,
А дерево от печали к земле приклонилось.
Главной темой полотна становится
бескрайнее поле после окончания сражения и
гибели полков князя Игоря Святославича.
Стервятники уже слетелись на кровавый пир и
сцепились в схватке за тела мертвых воинов. В
отблесках восходящей луны два русских витязя
лежат на поле брани — но кажутся они не мертвыми,
а спящими. В строгих лицах павших читается
величавое спокойствие.
Лиричен образ княжича, пронзенного
стрелою в сердце, явно навеянный строками о
гибели молодого князя Ростислава: «Изронил
жемчужную душу из храброго тела...» А могучий
воин, лежащий рядом с ним (быть может, это
отважный Изяслав?), как будто воплощает в себе всю
мужественность и доблесть русского народа.
Картина полна подлинного трагического пафоса, но
звучит она не горечью, а светлой печалью,
наполняя сердца зрителей чувствами сострадания
и гордости.
Павший витязь. 1879–1880
Государственная Третьяковская галерея, Москва
С обращением к новой тематике
изменился и живописный стиль Васнецова. Если
раньше он писал небольшие камерные картины с
тщательно проработанными деталями, то теперь
кисть его обретает размах и свободу. Краски,
прежде темные, наполняются новой силой, колорит
обогащается желтыми, зелеными, красными и
голубыми тонами. Внимательно и тщательно
прорабатывает художник мельчайшие детали
узорочья доспехов.
Васнецов показал свое полотно на
Восьмой выставке передвижников. Оно стало полной
неожиданностью для зрителей и критиков, ведь
давно уже в русской живописи не звучали такие
чистые, самобытные ноты, давно уже никто из
художников не обращался к миру Древней Руси и ее
героям.
Мнения сразу же разделились. «Перед
моей картиной стоят больше спиной», — огорчался
Васнецов. Многие мастера реалистической
живописи, считавшие бытовой жанр главнейшим,
например Мясоедов, довольно резко отозвались о
качестве новой работы Васнецова и даже
протестовали против его принятия на выставку.
Река Вятка
1878. Рязанский художественный музей
Но были и другие — те, кто сразу же
принял картину, увидев в ней предвестницу нового
направления в русской живописи. И. Крамской
назвал «После побоища...» «вещью удивительной...
которая нескоро будет понята по-настоящему».
Репин был уверен, что это «замечательная, новая и
глубоко поэтическая вещь. Таких еще не бывало в
русской школе». И все же лучшей похвалой
художнику стало восклицание Павла Чистякова,
художника и выдающегося педагога: «Самобытным
русским духом пахнуло на меня!»
Библиография
Бахревский В. Виктор Васнецов.
Серия «ЖЗЛ». – М., 1979.
Кудрявцева Л. Художники Виктор и
Аполлинарий Васнецовы. – М., 1991.
Кудрявцева Л. Васнецов. – М., 1999.
Пастон Э. Виктор Васнецов. – М., 2007.
Шилова Е. Виктор Васнецов: Альбом. – М., 2004.
Интернет-ресурсы
http://www.vasnecov.ru/
http://www.vasnecov.info/html/data/museum.html |