АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Янина БЕЛОШАПКИНА
БОГАТЫРИ
Виктор ВАСНЕЦОВ
БОГАТЫРИ
1881–1898. Государственная Третьяковская галерея,
Москва
Я работал над
«Богатырями», может быть, не всегда с должной
напряженностью... но они всегда неотступно были
передо мною, к ним всегда влеклось сердце и
тянулась рука! Они... были моим творческим долгом,
обязательством перед родным народом...» —
говорил Васнецов. В общей сложности, для создания
этого грандиозного полотна ему понадобилось
около тридцати лет!
Первый эскиз «Богатырей» возник еще в
Париже и очень понравился Поленову. Васнецов
хотел сразу же подарить ему этот набросок, но тот
отказался: «Преподнесете, когда исполните
картину, а пока пусть он у вас будет». Прошло еще
несколько лет, и вот летом 1880 г. Васнецов оказался
в Ахтырке. Рядом с его домом росли три могучих
дуба. По признанию художника, они-то и надоумили
его, как писать богатырей. Другим источником
вдохновения стала музыка — героические
сочинения Глинки, Мусоргского,
Римского-Корсакова и Бородина.
Васнецов много раз переделывал не
удовлетворявшие его фрагменты картины, искал
наиболее выразительные позы богатырей, движения
коней, пейзаж. Как обычно, кольчуги, стремена,
вооружение — все абсолютно достоверно, все
досконально проработано. Особенно много
внимания уделялось образам богатырей, которые
должны были отличаться яркой индивидуальностью,
остротой характеристик. Несколько раз
переписывал художник Добрыню Никитича,
используя эскизы, сделанные им с крестьян и со
своих родственников. В конце концов Добрыня
получился собирательным типом семьи Васнецовых
— отца, деда и отчасти самого Виктора
Михайловича. Для Алеши Поповича позировал
младший сын Саввы Мамонтова Андрей, к сожалению,
рано умерший. Но дольше всего искал художник
типаж Ильи Муромца, бродил по окрестностям,
вглядывался в лица прохожих — то зарисовывал
абрамцевского кузнеца, то случайно встреченного
ломового извозчика:
«Картина моя «Богатыри» — Добрыня,
Илья и Алеша Попович на богатырском выезде
примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли
где кого!» — так сам Васнецов описывал новое
полотно. В самом центре — Илья Муромец, могучий и
простой, спокойная, уверенная сила наполняет его.
Из-под руки, на которой висит палица, он зорко
всматривается вдаль, а в другой держит огромное
копье. Зато Добрыня Никитич уже вынул меч из
ножен и даже ногу вдел в стремя — готов пустить
вскачь своего коня. Справа от Ильи — Алеша
Попович, самый молодой из богатырей, отважный
воин и славный музыкант, в руках он держит лук, а к
седлу приторочены гусли, поглядывает он
исподлобья, не иначе как придумывает какую-то
хитрость.
Дубовая роща в Абрамцеве
1883. Государственная Третьяковская галерея,
Москва
Очень важную роль в создании
настроения играет пейзаж, который, по признанию
мастера, тяжело ему давался, — это бескрайняя
степь, по которой гуляет ветер, гоняет по небу
тяжелые грозовые тучи, развевает гривы коней.
Точка зрения выбрана немного снизу, так что
кажется, будто богатыри стоят на возвышенности.
За их спинами тянется гряда холмов, конские
копыта попирают ковыль. Не случайно пейзаж
вызывает в памяти строки из «Слова о полку
Игореве»: «О Русская земля! Ты уже за холмом».
Картина «Богатыри» стала настоящим
гимном русскому народу, воспела его доблесть и
мужество.
Библиография
Бахревский В. Виктор Васнецов.
Серия «ЖЗЛ». – М., 1979.
Кудрявцева Л. Художники Виктор и
Аполлинарий Васнецовы. – М., 1991.
Кудрявцева Л. Васнецов. – М., 1999.
Пастон Э. Виктор Васнецов. – М., 2007.
Шилова Е. Виктор Васнецов: Альбом. – М., 2004.
Интернет-ресурсы
http://www.vasnecov.ru/
http://www.vasnecov.info/html/data/museum.html |