ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Юлия МАЦКЕВИЧ,
заведующая отделом образовательных программ
и музейной педагогики Государственного музея
истории религии,
секретарь Санкт-Петербургского совета по
взаимодействию музеев
с государственными образовательными
учреждениями
ЗАЧЕМ МУЗЕЮ ШКОЛА?
Действительно,
зачем? Ведь музею со школьниками трудно. Среднее
количество детей в классе — 25–30 человек. Такой
размер экскурсионной группы мешает и
нормальному рассматриванию экспонатов, и беседе
музейного сотрудника с детьми.
БЕЗ ОСОБОГО ОПТИМИЗМА
Минут через десять—пятнадцать после
начала пребывания на экспозиции класс неминуемо
расслоится на три подгруппы. Если это школьники
средних классов, для которых посещение музея уже
перестало быть каким-то особенным событием и
которые более непосредственно, чем
старшеклассники, проявляют себя на публике,
такие подгруппы легко охарактеризовать.
В первых рядах останутся самые
заинтересованные — те, кто и в школе, и в музее
привыкли прилежно получать знания. Они
внимательно слушают, имеют возможность
рассмотреть называемые предметы, отвечают на
вопросы и, может быть, даже записывают самые
важные сведения.
В серединке группы находятся в
основном девочки. Иногда прислушиваются, иногда
переговариваются между собой, постреливают
глазами на окружающих. Если экспонат, о котором
идет речь, на самом деле аттрактивен, —
приподнимаются на цыпочки и вглядываются.
Проявить свое равнодушие к рассказу
экскурсовода им не позволяет воспитание: стыдно
перед взрослыми — учителем и музейным
сотрудником.
И, наконец, галерка — дезорганизующая
весь коллектив подгруппа. Это, как правило,
мальчики. Для них выход в музей тоже интересен, но
прежде всего тем, что можно отдохнуть от
надоевших уроков, сменить обстановку и, по
возможности, обратить внимание всего класса на
себя. Они будут присматриваться не к тем
экспонатам, на которые делается упор в экскурсии,
а к тем, которые могут вызвать веселье у
одноклассников. В нашем Музее истории религии мы
хорошо знаем такие предметы — в залах религий
Древнего мира это статуэтка древнегреческого
Приапа и скульптура многогрудой Великой матери
богов.
Хорошо, если экскурсоводу не придется
бороться с жеванием резинки, слушанием плееров,
играми на мобильных телефонах и беспрерывным
фотографированием с их помощью. Можно надеяться,
что примерно каждый второй учитель возьмет
ответственность за дисциплину на себя и не будет
всем своим видом демонстрировать, что эти дети к
нему никакого отношения не имеют и что
экскурсовод «сам(а) виноват(а)», если не умеет
увлечь своим рассказом весь коллектив и за 45
минут общения найти свои методы воздействия на
него.
И не приходится удивляться, что
экскурсоводы, с удовольствием выходящие на
работу с другими возрастными категориями
посетителей, без особого оптимизма встречают
группы подростков и пытаются «перекинуть» такие
экскурсии на коллег. Кому же хочется вновь и
вновь примерять на себя роль человека,
«вдалбливающего» знания?
Может быть, просто пора перестать
настырно атаковать умы юных посетителей
немаленькими порциями музейной информации? Ведь
совершенно очевидно, что в данной ситуации
«корень зла» находится в самом формате
предложенной музейной услуги. Если школа за
последние два десятилетия существенно
скорректировала алгоритм своей работы, учителя
все шире предлагают детям самим искать знания,
размышлять, отстаивать свою точку зрения, то в
подавляющем большинстве музеев подобного
перелома в работе с организованными группами
(читай — классами) не произошло. Здесь школьников
любого возраста по-прежнему «водят за ручку» по
залам и предпочитают для общения с ними
менторский тон.
ПО ЗАКОНАМ МАРКЕТИНГА
Музейный консерватизм (если не сказать
— стагнация) в этой сфере деятельности тем более
удивителен, что в нашей стране школьники для
музеев — главная целевая аудитория. Открывая
работу XVIII Всероссийской научно-практической
конференции творческой лаборатории «Музейная
педагогика» (г. Ульяновск, 17–21 сентября 2007 г.), ее
руководитель Е.Б. Медведева отметила, что 85%
посетителей российских музеев — это дети.
Свой вклад в формирование столь
внушительного количественного показателя
внесли, конечно же, и музеи Петербурга. Пожалуй,
почти все они, независимо от их профиля,
подчиненности, масштаба — и самые камерные
учреждения культуры, и мастодонты вроде Эрмитажа
и Русского музея, — не могут не осознавать
следующее: школа — это тот институт,
взаимодействуя с которым, можно влиять и на количество,
и на качество посещений музея детьми
школьного возраста.
Что здесь приоритетно: обеспечение все
большего притока посетителей или повышение
уровня «музейных услуг»? Экстенсивный или интенсивный
векторы развития? Можно ли жестко разделять эти
направления, когда они так тесно взаимосвязаны?
Понятно, что в условиях рыночной
экономики музейные посетители голосуют, как
британские парламентарии, ногами. Даже не имея
средств на рекламу, но предлагая школам
интересный и полезный «продукт», музеи вправе
рассчитывать на «сарафанное радио» — самый
эффективный межведомственный информационный
ресурс культуры и образования. А вот о былой
возможности волевым решением сверху направить
школьников в «идеологически важные» музеи или
административными методами стимулировать
внеклассную музейную деятельность педагогов
приходится забыть.
Государственный музей истории
религии
Тем не менее и сейчас некоторые музеи
по-прежнему лелеют надежду на то, что, если
грамотно составить письмо к чиновнику Комитета
по образованию, он издаст нужную директиву и
проблема посещаемости музея школьниками
запросто решится. Чаяния эти беспочвенны: будучи
включенными в пространство рыночных отношений,
музеи могут выжить только следуя законам
маркетинга. А законы эти диктуют: всесторонне
изучи своего клиента, стремись предугадать все
его потребности, откорректируй свое предложение
под его вкус, и он отплатит тебе сторицей.
В ситуации непрерывного
реформирования школы сотрудники музейных
научно-просветительных и педагогических служб
должны держать руку на пульсе этого процесса, а
не высокомерно предлагать длинный перечень
экскурсий и лекций, утвержденный раз и навсегда
«во времена оны».
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
И все же, если инициатива по
формированию музейных предложений школе будет
исходить только от самих музеев, эти предложения всегда
будут недостаточно совершенны (с точки зрения
школ) по содержанию, недостаточно современны и
удобны по форме и пр.
Опираясь на опыт последних
десятилетий, можно сделать вывод: прорыв в
актуализации работы со школами случился в тех
музеях, которые создали партнерские цепочки с
образовательными учреждениями, где процесс
сотрудничества был живым, где существовала обратная
связь не только в виде записи восторженных
отзывов о виртуозном мастерстве экскурсовода, а
на уровне совместного целеполагания,
планирования, разработки сценариев музейных
посещений и затем конструктивного обсуждения
общих удач и неудач.
Ради пущей объективности надо
признать: для того чтобы такой диалог состоялся,
обоюдного желания школьных учителей и музейных
сотрудников недостаточно. Предпосылки к
индивидуализации работы со школами существуют
лишь в тех музеях, где штатное расписание и
структура подразделений позволяют сотрудникам
иметь временной ресурс для творческой работы,
где они способны оторвать голову от
экскурсионной «текучки» и позволить себе
отступления от утвержденной «методички».
Второй фестиваль детских музейных
программ
«Детские дни в Петербурге»
Но и в таких музеях разработка и
осуществление специальных программ для одного
или нескольких образовательных учреждений — это
еще полдела. Важно сделать следующий шаг: перейти
от музейного эксклюзива к музейной технологии,
поставить инновацию в работе со школьниками на
поток.
Совершить этот рывок намного легче тем
музеям, часть экспозиции в которых специально
создавалась для детей. Но на двести с лишним
петербургских музеев таких всего несколько. Всем
прочим в работе со школьниками приходится
придерживаться принципа: «используй то, что под
рукою, и не надейся на другое».
Часто оказывается, что изобретать
велосипед в области работы со школьниками не
нужно — достаточно приобщиться к положительному
опыту зарубежных музейных педагогов.
КАК РАСПАКОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ
Музейные сотрудники из разных
регионов России, участвовавшие в
профессиональной программе Первого фестиваля
детских музейных программ «Детские дни в
Петербурге» (осень 2005 г.), до сих пор вспоминают
мастер-класс Доротеи Базиль, директора центра
«ARTime» в Нью-Йорке. Выбирая всего несколько
предметов в ранее незнакомой ей петербургской
музейной экспозиции, она показывала, как можно
вместе с детьми «распаковывать» заключенную в
предметах информацию. Пробуждая любопытство и
исследовательский интерес у соучастников
процесса (не у «слушателей»), Д. Базиль умело
выстраивала живой диалог с прошлым.
Как тут для контраста не вспомнить о
привычных нам протяженных музейных «обзорах», во
время которых взгляд экскурсантов должен успеть
бегло остановиться на многих десятках
экспонатов? По-видимому, такие экскурсии «обо
всем и ни о чем» нужно вообще изживать из
музейного предложения школам. Тематика музейных
занятий для школьников должна стать более
конкретной, проблемной и ориентированной на
интересующие детей вопросы, а их форма —
творческим сочетанием разных, в том числе
интерактивных, жанров музейной и школьной
деятельности.
Если эта задача будет решена, тогда
можно надеяться, что все мы — школьные учителя и
музейные педагоги — сможем воспитать детей,
влюбленных в музей, способных переживать в его
стенах особенное щемящее чувство необычайной
близости к людям и событиям предшествующих эпох.
ОТ РЕДАКЦИИ. Статьи на с. 20–21
продолжают дискуссию «Музей и школа» на
страницах газеты «Искусство» (см. № 17, 19, 20/2007).
Свои отклики вы можете присылать в редакцию по
адресу 121165, Москва, Киевская ул., 24, газета
«Искусство» или по электронной почте artred @1september.ru
|