Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №21/2007

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

 

Татьяна ЦАРЁВА,
зав. научно-методическим сектором
Екатерина КАЗАКОВА,
старший научный сотрудник
сектора музейной педагогики
Саратовского государственного
художественного музея им. А.Н. Радищева

 

Режим
ограниченной функциональности

Неизвестный художник. Радищев А.Н. 1790. Саратовский государственный художественный музей
Неизвестный художник. Радищев А.Н.
1790. Саратовский государственный
художественный музей

Радищевский музей, основанный в 1885 году внуком А.Н.Радищева, профессором Императорской академии художеств Алексеем Петровичем Боголюбовым (1824–1896), принадлежит к числу старейших и значительных художественных собраний в России. Уже более ста лет музей является визитной карточкой нашего города и по праву считается, наряду с Русским музеем, Эрмитажем и Третьяковской галереей, одним из главных центров русского и западноевропейского изобразительного искусства в России. Замечательные образцы живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства экспонируются в светлых залах Радищевского музея. Построенное по проекту И. Штрома здание музея из красного камня с колоннами и балюстрадой само по себе является произведением искусства. И как невозможно представить Саратов без Волги, так и представить себе исторический центр нашего города невозможно без здания художественного музея имени А.Н.Радищева.

 

Архитектор И. Штром

Архитектор И. Штром

И. Репин. Портрет художника Алексея Петровича Боголюбова

И. Репин. Портрет художника
Алексея Петровича Боголюбова

 

ПРОГРАММЫ НА ЗАКАЗ

Музей изначально был задуман своим основателем как образовательное и просветительное учреждение, которое будет незаменимым подспорьем для учащихся рисовальной школы. «Дабы возвысить образовательное дело юношества», — так была сформулирована главная цель музея.

Современный музей это не только хранилище мемориальных предметов, редких экспонатов, но одновременно и уникальное образовательное учреждение.

Радищевский музей. Открытка

Радищевский музей. Открытка

Сегодня школьники и студенты составляют до 70% всей музейной аудитории. Научными сотрудниками разработаны экскурсионно-лекционные циклы и образовательные программы с учетом возрастных особенностей музейных зрителей. Они могут быть использованы на уроках мировой художественной культуры, изобразительного искусства, литературы, истории, краеведения. Эти программы знакомят с коллекцией Радищевского музея и историей его создания, основами восприятия произведений изобразительного искусства, историей мировой художественной культуры.

Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Саратовский государственный
художественный музей им. А.Н. Радищева

Программы включают как традиционные экскурсии, лекции, беседы, так и комбинированные формы музейных занятий с использованием богатейших возможностей музейной экспозиции, книжного фонда, архива, специального дидактического фонда образовательного отдела и быстро развивающихся информационных технологий. К тому же сотрудники музея всегда готовы разработать новые темы и программы, если в этом будет необходимость, то есть если поступит такой заказ.

ПРИ СОТРУДНИЧЕСТВЕ СТОРОН

У любого современного музея, который позиционирует себя не только как хранилище ценностей, но и как образовательное учреждение, старающееся донести до зрителя все многообразие, всю специфику своего материала, существует проблема взаимоотношений с учителями и преподавателями. Суть проблемы заключается в том, что сотрудники музея достаточно категорично предлагают учителям в стенах музея играть только сопровождающую роль и не пытаться вести занятие в музее самостоятельно, без помощи музейщика. Учителя же резонно считают: именно они знают, что надо их ученикам, и они лучше, чем музейный работник, раскроют тему по истории, литературе или по другой смежной дисциплине, используя материал музея в качестве иллюстрации.

Решение этой проблемы возможно только при сотрудничестве двух сторон, так как ни одна из них не может заменить другую в своей области. Музейный сотрудник никогда не будет знать так же хорошо, как учитель, во-первых, конкретную группу учеников и, во-вторых, требования и содержание учебной программы, в контексте которой предполагается провести музейное занятие. Но, с другой стороны, ни один учитель не обладает полным спектром знаний о музее, что может помешать ему раскрыть тему занятия, помимо этого посещение музея может стать просто незапоминающимся для учеников.

Кроме того, в музее существует своя техника безопасности и связанные с ней правила поведения, о которых учитель может и не подозревать или не придавать им значения, но нарушение которых может повлечь за собой неприятные и нежелательные последствия. Ведь даже замечание смотрителя на экспозиции может испортить настроение и атмосферу занятия. Не говоря уже о вольном или невольном ущербе, который по незнанию могут нанести экспонатам или себе юные посетители. Музейный же сотрудник, зная все нюансы музейных правил, поможет избежать эксцессов.

В ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ…

Но музейные работники не только посредники при разрешении конфликтов. В первую очередь они обладают специфическими знаниями в своей области, которые они могут более выгодно преподнести, используя весь богатый экспозиционный, научный, дидактический и технический арсенал музея, знакомый им лучше, чем учителю. К тому же многими вещами в музее учителю без музейного специалиста не разрешат пользоваться, например техническим оборудованием, старинными книгами, ценными документами из архива, замечательными произведениями народного искусства из дидактического фонда.

Специфика и глубина знаний сотрудника художественного музея позволяет ему более полно раскрыть ту или иную тему, предложенную учителем, по истории, литературе, другим смежным предметам и уж конечно по искусству и культуре в целом.

М. Нестеров. За приворотным зельем. 1888. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

М. Нестеров. За приворотным зельем. 1888
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Бесспорно, в художественном музее работают узкие специалисты, и в этом их ценность. Они имеют возможность сосредоточиться на своей теме и в совершенстве изучить материал, будь то изобразительное искусство в целом или какие-нибудь его виды, направления, течения. Но вместе с тем это люди с университетским образованием, что дает им достаточную широту знаний и привычку рассматривать проблему или поставленный перед ними вопрос в комплексе. Даже если речь идет всего лишь об одной картине, мы можем говорить в связи с ней о различных областях знаний, о естественно-научных открытиях, о разных исторических эпохах, о музыке, литературе и о многом другом.

Музейные сотрудники ни в коем случае не хотят подменять собой учителя. Они лишь предлагают квалифицированную помощь в более полном освоении и использовании музейного пространства и связанных с ним комплексах знаний, правил и методик подачи материала.

Кроме альтруистических аргументов, изложенных выше, существует один эгоистический аргумент, который можно прокомментировать известной поговоркой о неуместности своего устава в чужом монастыре. Музейные специалисты очень ревностно относятся к тому, что происходит на их территории, в том числе к тому, как интерпретируется и используется экспозиционный материал, потому что их территорией является не только сам музей, но и данная область знаний. И даже если кто-нибудь из учителей не согласится ни с одним из предыдущих аргументов, то этот последний не должен вызвать у него возражений, потому что речь идет об уважении и порядочности по отношению к чужой территории в прямом и переносном смысле слова.

П. Уткин. Торжество в небе. Блюдо-панно. 1907. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

П. Уткин. Торжество в небе. Блюдо-панно. 1907
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева