ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Татьяна ЦАРЁВА,
зав. научно-методическим сектором
Екатерина КАЗАКОВА,
старший научный сотрудник
сектора музейной педагогики
Саратовского государственного
художественного музея им. А.Н. Радищева
Режим
ограниченной функциональности
|
Неизвестный художник. Радищев А.Н.
1790. Саратовский государственный
художественный музей
|
Радищевский музей, основанный в 1885 году
внуком А.Н.Радищева, профессором Императорской
академии художеств Алексеем Петровичем
Боголюбовым (1824–1896), принадлежит к числу
старейших и значительных художественных
собраний в России. Уже более ста лет музей
является визитной карточкой нашего города и по
праву считается, наряду с Русским музеем,
Эрмитажем и Третьяковской галереей, одним из
главных центров русского и западноевропейского
изобразительного искусства в России.
Замечательные образцы живописи, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства
экспонируются в светлых залах Радищевского
музея. Построенное по проекту И. Штрома здание
музея из красного камня с колоннами и
балюстрадой само по себе является произведением
искусства. И как невозможно представить Саратов
без Волги, так и представить себе исторический
центр нашего города невозможно без здания
художественного музея имени А.Н.Радищева.
Архитектор И. Штром
|
И. Репин. Портрет художника
Алексея Петровича Боголюбова
|
ПРОГРАММЫ НА ЗАКАЗ
Музей изначально был задуман своим
основателем как образовательное и
просветительное учреждение, которое будет
незаменимым подспорьем для учащихся рисовальной
школы. «Дабы возвысить образовательное дело
юношества», — так была сформулирована главная
цель музея.
Современный музей это не только
хранилище мемориальных предметов, редких
экспонатов, но одновременно и уникальное
образовательное учреждение.
Радищевский музей. Открытка
Сегодня школьники и студенты
составляют до 70% всей музейной аудитории.
Научными сотрудниками разработаны
экскурсионно-лекционные циклы и образовательные
программы с учетом возрастных особенностей
музейных зрителей. Они могут быть использованы
на уроках мировой художественной культуры,
изобразительного искусства, литературы, истории,
краеведения. Эти программы знакомят с коллекцией
Радищевского музея и историей его создания,
основами восприятия произведений
изобразительного искусства, историей мировой
художественной культуры.
Саратовский государственный
художественный музей им. А.Н. Радищева
Программы включают как традиционные
экскурсии, лекции, беседы, так и комбинированные
формы музейных занятий с использованием
богатейших возможностей музейной экспозиции,
книжного фонда, архива, специального
дидактического фонда образовательного отдела и
быстро развивающихся информационных технологий.
К тому же сотрудники музея всегда готовы
разработать новые темы и программы, если в этом
будет необходимость, то есть если поступит такой
заказ.
ПРИ СОТРУДНИЧЕСТВЕ СТОРОН
У любого современного музея, который
позиционирует себя не только как хранилище
ценностей, но и как образовательное учреждение,
старающееся донести до зрителя все многообразие,
всю специфику своего материала, существует
проблема взаимоотношений с учителями и
преподавателями. Суть проблемы заключается в
том, что сотрудники музея достаточно категорично
предлагают учителям в стенах музея играть только
сопровождающую роль и не пытаться вести занятие
в музее самостоятельно, без помощи музейщика.
Учителя же резонно считают: именно они знают, что
надо их ученикам, и они лучше, чем музейный
работник, раскроют тему по истории, литературе
или по другой смежной дисциплине, используя
материал музея в качестве иллюстрации.
Решение этой проблемы возможно только
при сотрудничестве двух сторон, так как ни одна
из них не может заменить другую в своей области.
Музейный сотрудник никогда не будет знать так же
хорошо, как учитель, во-первых, конкретную группу
учеников и, во-вторых, требования и содержание
учебной программы, в контексте которой
предполагается провести музейное занятие. Но, с
другой стороны, ни один учитель не обладает
полным спектром знаний о музее, что может
помешать ему раскрыть тему занятия, помимо этого
посещение музея может стать просто
незапоминающимся для учеников.
Кроме того, в музее существует своя
техника безопасности и связанные с ней правила
поведения, о которых учитель может и не
подозревать или не придавать им значения, но
нарушение которых может повлечь за собой
неприятные и нежелательные последствия. Ведь
даже замечание смотрителя на экспозиции может
испортить настроение и атмосферу занятия. Не
говоря уже о вольном или невольном ущербе,
который по незнанию могут нанести экспонатам или
себе юные посетители. Музейный же сотрудник, зная
все нюансы музейных правил, поможет избежать
эксцессов.
В ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ…
Но музейные работники не только
посредники при разрешении конфликтов. В первую
очередь они обладают специфическими знаниями в
своей области, которые они могут более выгодно
преподнести, используя весь богатый
экспозиционный, научный, дидактический и
технический арсенал музея, знакомый им лучше, чем
учителю. К тому же многими вещами в музее учителю
без музейного специалиста не разрешат
пользоваться, например техническим
оборудованием, старинными книгами, ценными
документами из архива, замечательными
произведениями народного искусства из
дидактического фонда.
Специфика и глубина знаний сотрудника
художественного музея позволяет ему более полно
раскрыть ту или иную тему, предложенную учителем,
по истории, литературе, другим смежным предметам
и уж конечно по искусству и культуре в целом.
М. Нестеров. За приворотным зельем. 1888
Саратовский государственный художественный
музей им. А.Н. Радищева
Бесспорно, в художественном музее
работают узкие специалисты, и в этом их ценность.
Они имеют возможность сосредоточиться на своей
теме и в совершенстве изучить материал, будь то
изобразительное искусство в целом или
какие-нибудь его виды, направления, течения. Но
вместе с тем это люди с университетским
образованием, что дает им достаточную широту
знаний и привычку рассматривать проблему или
поставленный перед ними вопрос в комплексе. Даже
если речь идет всего лишь об одной картине, мы
можем говорить в связи с ней о различных областях
знаний, о естественно-научных открытиях, о разных
исторических эпохах, о музыке, литературе и о
многом другом.
Музейные сотрудники ни в коем случае
не хотят подменять собой учителя. Они лишь
предлагают квалифицированную помощь в более
полном освоении и использовании музейного
пространства и связанных с ним комплексах
знаний, правил и методик подачи материала.
Кроме альтруистических аргументов,
изложенных выше, существует один эгоистический
аргумент, который можно прокомментировать
известной поговоркой о неуместности своего
устава в чужом монастыре. Музейные специалисты
очень ревностно относятся к тому, что происходит
на их территории, в том числе к тому, как
интерпретируется и используется экспозиционный
материал, потому что их территорией является не
только сам музей, но и данная область знаний. И
даже если кто-нибудь из учителей не согласится ни
с одним из предыдущих аргументов, то этот
последний не должен вызвать у него возражений,
потому что речь идет об уважении и порядочности
по отношению к чужой территории в прямом и
переносном смысле слова.
П. Уткин. Торжество в небе. Блюдо-панно.
1907
Саратовский государственный художественный
музей им. А.Н. Радищева
|