НАЧИНАЯ С XX ВЕКА
Марк САРТАН
Предательство образов
На небольшой
картине, исполненной в самой обычной технике
(холст, масло), изображена простая курительная
трубка, а под ней написано по-французски: «Это не
трубка». И всё. Можно даже не приводить
репродукцию, чтобы представить себе эту работу:
все ясно из описания.
Вот только почему «не трубка»? Что же
тогда? Кентавр? Локсодромия? Встреча зонтика и
швейной машинки на операционном столе? Фигура
цапф большого пассажного инструмента? «Не-е-ет, —
думает зритель, — меня не проведешь, трубка она и
есть трубка».
«Да ну? — лукаво прищуривается автор.
— Вы можете набить ее табаком? То-то! Это всего
лишь изображение... Если бы я написал под картиной
«Это трубка», я бы солгал».
Так просто, даже бесхитростно,
бельгийский художник Рене Магритт отразил на
своем холсте одну из основных коллизий искусства
XX века: взаимоотношения между изображением и
реальностью.
Веками художники пытались
воспроизвести натуру в своих работах, и точность
ее отображения долгое время даже служила
критерием мастерства. Но в начале прошлого века
задумались, а так ли нужно повторять
действительную жизнь в художественном
изображении? Как ни старайся, все равно точно не
скопируешь.
|
Рене Магритт. Предательство образов
1928–1929. Музей искусства округа Лос-Анджелес
|
Более того, если до конца следовать
логике «чем точнее сходство, тем лучше», то и
вовсе стараться не надо: заменим изображение
самим предметом — и все будет лучше некуда.
Вместо натюрморта — набор собственно предметов,
вместо портрета — сама модель, вместо пейзажа —
сам пейзаж... или его точная фотография.
Да, появление фотографии обострило
проблему. Художники хоть и стремились подражать
природе, но, не смущаясь противоречием, обвинили
фотографию именно в фиксации натуры, а значит, в
отсутствии художественности. Вы, мол, фотографы,
просто момент ловите, а мы, живописцы, проникаем в
глубь натуры, в самую ее суть.
В ответ фотографии пришлось чуть ли не
сто лет доказывать, что она — тоже искусство. А
живопись, проиграв в конкурентной борьбе за
точность воспроизведения, вынуждена была искать
свое предназначение где-то еще.
Помогли художественные провокации
Марселя Дюшана. Его «реди-мэйды» — обычные
предметы, выставленные в музее, —
продемонстрировали, что происходит, если
изображение сливается с самим предметом. В
момент достижения полной идентичности как раз и
исчезает то неуловимое, что делает изображение
произведением искусства.
То есть выяснилось, что искусство как
раз не там, где сходство. Оно прячется в зазоре
между реальным объектом и его художественным
отражением на холсте, в их несовпадении, в
разнице между ними. А значит, не надо подражать,
надо творить!
Эта мысль и стала основанием того
переворота, который ХХ век совершил в искусстве.
И Магритт своей работой как бы подвел некоторые
итоги, зафиксировал достигнутое: изображение
трубки обманчиво (предательство образов!), оно
никогда самой трубкой не станет, а значит, не
стоит и стараться ее изображать. Изображать
нужно что-то другое.
Любопытно, что особыми живописными,
техническими достоинствами работы Магритта не
блещут. Например, так нарисовать трубку может
любой выпускник художественной школы. Просто как
только исчезла потребность в достоверном
воспроизведении натуры, так сразу резко
снизились требования к технике живописи. В
искусстве ХХ века стала царить идея, а не картина,
и стала цениться оригинальность замысла, а не
виртуозное мастерство воплощения. Оттого и
недоуменное «я тоже так могу» рефреном звучит в
толпе разочарованных зрителей. Теперь-то,
конечно, хочется ответить, когда замысел уже
раскрыт... А вот попробуй свой создать!
|
Рене Магритт. Это не яблоко
1964. Частная коллекция, Брюссель
|
Самому мастеру его идея оказалась
так дорога, что на склоне лет он вернулся к ней,
написав картину «Это не яблоко». Всё то же самое,
только вместо трубки — реалистически
нарисованное яблоко, вечный символ познания
добра и зла.
Впрочем, яблоко в этом контексте
напоминает нам не только о библейском тексте, но
и о знаменитой шпильке в адрес Чернышевского в
тексте романа Достоевского «Бесы». Его героиня,
сторонница модных идей, вопрошает: «Попробуйте
нарисовать яблоко и положите тут же настоящее
яблоко — которое вы возьмете? Небось не
ошибетесь».
Николай Гаврилович, чьи взгляды
спародированы в этой фразе, искренне полагал, что
«создания искусства ниже прекрасного в
действительности». Магритт, надо думать, считал
иначе. Но в главном они сходились. «Нарисованное
яблоко — даже если оно написано как живое и его
так и хочется съесть, — остается лишь краской на
загрунтованном холсте». Угадайте, кто из них это
сказал?
Да, проживи Чернышевский подольше,
вполне мог бы подписаться под художественным
высказыванием бельгийского художника. Такая вот
перекличка веков и идей... |