У р о к И З О
Ирина ПОЛЯКОВА
Татьяна САПОЖНИКОВА
Особенности обучения школьников
по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство
и художественный труд»
СТАТЬЯ ТРЕТЬЯ
Часть II. Материалы к уроку
Продолжение. См. № 17, 19, 20, №21/07
Проследим
изменения и развитие одной из самых интересных
тем в изобразительном искусстве — темы
«Портрет человека» — во всех блоках программы:
в начальной школе (1–4-е классы) и в 6-м классе.
Методические разработки наглядно демонстрируют
осознание подлинной жизненности проблем
искусства, соотнесенности их с личной жизнью
ребенка, целостность и неспешность
эмоционального освоения материала каждой темы,
единство восприятия (жизни и искусства) и
созидания (практическая работа).
2-й класс
Тема «Портрет» интересна тем, что учит
детей вглядываться в окружающих людей, изучать
их, интересоваться ими, обращать внимание не
только на красивую фигуру, прическу и модную
одежду, но и на внутренний мир человека. Впервые с
этой темой, которая называется «Ты украшаешь»,
ребята встречаются уже во II четверти 1-го класса.
Дети рисуют такие украшения для персонажей
сказок, чтобы они могли рассказать о своем
хозяине и помогли узнать его.
Тема II четверти 2-го класса — «Как
украшает себя человек». Сначала интереснее
нарисовать человека, а уже потом его украшать,
поэтому сначала учитель помогает детям
нарисовать портрет гуашью. Украшать можно не
только сказочных героев. Естественно, что самый
близкий человек для каждого малыша — его мама,
которая должна быть самой лучшей, самой красивой,
нарядной и веселой. Изображая свою маму, ребенок
рассказывает о ней языком красок, не только
вспоминает цвет ее волос и глаз, форму носа и губ,
но и пытается изобразить радостное, праздничное
настроение на ее лице (1, 2, 3). С огромным
удовольствием ребенок придумывает маме нарядную
прическу, праздничный наряд, подбирает
украшения, при этом часто маленькие дети
комментируют свой рисунок, так как им не всегда
еще хватает изобразительных средств.
Перед праздником Нового года можно
изобразить сказочную красавицу Снегурочку или
грозную и суровую Снежную королеву, придумав им
украшения из льда и снега, используя белую, синюю,
фиолетовую, голубую краски и украшения из
цветной бумаги и фольги (4, 5).
Во 2-м классе начинается первый этап
освоения основных художественных представлений.
Если в 1-м классе на уроках присутствовало много
игровых элементов, то второклассники уже
подготовлены к восприятию более серьезной
информации. Они пытаются запоминать имена
художников и названия картин, но только при
условии, что содержание картины им интересно.
Задача учителя состоит в том, чтобы не испугать
ребенка обилием информации и воспитать
благодарного зрителя, интересующегося
изобразительным искусством.
Урок «Изображение и фантазия»
призван показать ребятам, что художник может
изображать не только то, что видит в жизни, но и
то, что создано его воображением. Учитель
показывает репродукции картин В. Васнецова, М.
Врубеля («Царевна Лебедь» (6), «Пан» (7),
«Демон» (8)) и обращает внимание ребят на то,
что любая сказочная картина основана на
реальности: природа, животные, люди — все, как в
реальном мире, и лишь детали делают картину
необычной и волшебной. Учитель может предложить
нарисовать портрет сказочного персонажа. Выбор
темы зависит от уровня развития детей, так как, к
сожалению, все чаще встречаются дети, которые в
свои семь-восемь лет не прочитали ни одной
сказки. Изображая сказочных героев, можно
использовать необычные цвета, дополнять портрет
сказочными деталями, нарисовать мир, окружающий
героя сказки, а можно дополнить портреты
украшениями, выполненными в технике коллажа (9,
10, 11).
В III четверти 2-го класса при изучении
темы «Выражение характера человека в
изображении» ребята рисуют гуашью или
пастелью мужские и женские образы. Традиционно
рисуют героев сказок, но в процессе обсуждения
неожиданно может возникнуть необычный ракурс
темы — например, кто-то захочет нарисовать
автопортрет, используя графические материалы
(графика выбрана для мобильности передвижения по
классу в поисках зеркала, хотя в таких случаях
оно совсем необязательно) (12, 13, 14).
Итогом уроков должна стать выставка,
на которой дети увидят реальных и фантастических
персонажей и смогут уже по своим работам понять,
чем они отличаются друг от друга.
Портреты украсят школу на праздники 23
февраля и 8 Марта и покажут, чему смогли научиться
юные художники за полтора года. Изображая воинов,
дети знакомятся с картинами В. Васнецова
«Богатыри», с «Богатырем» М. Врубеля, с полотном
П. Корина «Александр Невский», изучают доспехи
русских воинов и средневековых рыцарей. Надо
только не забывать, что целью урока является не
точное изображение вооружения рыцаря или
богатыря, а показ характера выбранного
персонажа.
3-й класс
В IV четверти, изучая тему «Художник и
музей», ребята знакомятся с жанром портрета и
выполняют гуашью или пастелью по памяти портрет
друга. Тема «Автопортрет» дает возможность
ребенку не только посмотреть более внимательно
на окружающих его людей, но и задуматься о том,
«какой я». Себя ребенок видит в зеркале каждый
день, кажется, он знает про себя все, но, для того
чтобы получился автопортрет, необходимо
отнестись к себе более внимательно, более
самокритично. Для этого нет необходимости
смотреть в зеркало (учитель даже может заранее
предупредить ребят о том, что они будут рисовать),
а надо просто постараться рассказать о себе
языком изобразительного искусства.
В начале урока учитель развешивает на
доске автопортреты К. Брюллова, К.
Петрова-Водкина, З. Серебряковой, В. Ван Гога и
другие и спрашивает детей, что объединяет все эти
картины. Поскольку дети будут рисовать
автопортрет, то необходимо поместить на доске и
портреты детей В. Серова, И. Репина, автопортрет
Нади Рушевой и попросить рассказать о характерах
изображенных людей.
Рисуя автопортрет, дети могут
придумать себе необычную прическу (15),
головной убор (16, 17), нарядную одежду и
украшения. Некоторые ребята изображают себя
рядом со своей мамой (18, 19). Нельзя запрещать
им немного фантазировать на эту тему, но при этом
не следует забывать, что главное в портрете —
изображение характера.
4-й класс
В 4-м классе ребята еще раз встретятся с
автопортретом в IV четверти, работая над темой «Все
народы воспевают мудрость старости». Она, так
же как тема «Материнство», помогает понять,
что такое духовная красота человека и что
одинаково ценно для разных народов, живущих на
нашей планете. Изображение любимого пожилого
человека дает возможность задуматься об
отношении к старикам, об уважении и любви к ним,
учит детей сопереживанию. Учитель говорит с
ребятами о красоте старости, об увядании жизни, о
бережном отношении к дедушкам и бабушкам. В
одиннадцать лет детям трудно поверить в то, что и
они когда-нибудь станут стариками и тоже будут
нуждаться во внимании и понимании. Все народы на
земле воспевают мудрость старости, многие
знаменитые художники рисовали стариков.
Учитель показывает автопортрет
Рембрандта (20), портреты Ван Гога (21),
«Портрет папы Иннокентия X» Веласкеса (22),
портреты монахов П. Корина. Глядя на них, дети
делают вывод, что богатая духовная жизнь
человека, чувство достоинства отражаются на его
лице. Не годы определяют возраст человека, а
состояние его души. Можно и в молодости
чувствовать себя стариком, и в старости быть
молодым.
Перед началом практической
работы учитель объясняет, как меняется лицо
человека с возрастом: темнее или бледнее
становится цвет лица, седеют волосы, появляются
морщины и тени вокруг глаз, а сами глаза теряют
яркость, меняется овал лица. Портрет любимого
старого человека можно выполнить пастелью,
черной гелевой ручкой, гуашью с последующей
прорисовкой пастелью (23, 24, 25). Все портреты в
начальной школе выполняются без
предварительного рисунка простым карандашом и
желательно за один урок.
6-й класс
Тема III четверти — «Вглядываясь в
человека. Портрет в изобразительном искусстве».
Ребята знакомятся с пропорциями лица, формой
головы и деталями, узнают, какой может быть форма
носа, глаз и губ. В отличие от начальной школы,
беседа может продолжаться целый урок, а работа
начинается с предварительного построения головы
простым карандашом и длится не один, а два, три,
четыре урока. В задачу учителя ИЗО не входит
выработка профессионального мастерства в
изображении человека, важно выразить его
характер, показать внутренний мир. В течение III
четверти необходимо выполнить несколько
творческих работ разными художественными
материалами: гуашью, пастелью, цветными
карандашами, черной ручкой и дать понятие о роли
цвета, образных возможностях освещения в
портрете.
Дети должны познакомиться с работами
великих портретистов эпохи Возрождения; с
европейскими и русскими портретами XVII–ХХ вв.
Графический портретный рисунок может
быть первым заданием III четверти. Во II четверти
дети учились рисовать натюрморт, изучали
пропорции и форму предметов, выполняли простым
карандашом построение, показывали объем при
помощи штриховки. Все те навыки, которые уже
приобретены, помогут им в изображении портрета
цветными карандашами на листе формата А4.
Чтобы увлечь детей, надо предложить им
необычную тему, а не просто изображение лица
какого-то абстрактного человека. Такой темой
может стать исторический портрет. В 6-м классе в
это время изучают историю Средних веков, поэтому
дети могут изобразить человека Средневековья.
Художник, рисуя на тему истории, занимается
изучением эпохи, костюмов, причесок, обычаев
людей, живших много лет назад. Детям
предоставляется возможность превратиться в
такого художника. К сожалению, мало кто из
современных детей станет серьезно заниматься
подбором материала к картине, поэтому основным
наглядным материалом будет учебник истории, а
дополнительную информацию должен предоставить
учитель.
«Исторический портрет». Средние
века. Мужчины носили длинные волосы, доходившие
до середины шеи, и челку: горожане стригли волосы
в виде шапки, а у знати были пышные прически из
завитых локонов (Д. Беллини. «Портрет юноши» (26)).
На голове носили в основном конусообразные шапки
(В. Карпаччо. «Человек в красной шапочке» (27)),
а самый типичный головной убор Средневековья —
капюшон, который пришивался к куртке или плащу
или надевался отдельно с небольшим оплечьем. В XIII
веке появляется мужской чепец из белой ткани,
надевавшийся под верхние головные уборы (Д.
Беллини. «Портрет дожа Леонардо Лоредана» (28)).
В народе такой чепец носили как самостоятельный
головной убор вплоть до XVI века (П. Брейгель.
«Слепые» (29)). С XIV века стали носить «шаперон»
— головной убор, состоящий из одного или двух
длинных кусков ткани, уложенных вокруг головы в
виде тюрбана (С. Боттичелли. «Портрет молодого
человека» (30)). В моде были также фетровые
шляпы разных фасонов (Пьеро делла Франческа.
«Федерико да Монтефельтро» (31)). С
распространением испанской моды самым
популярным головным убором становится «ток»,
который украшался у тульи страусовыми перьями,
пряжками, драгоценными камнями (Франсуа Клуэ.
«Портрет Карла IX» (32)).
Девушки во времена
Средневековья носили длинные косы или
распущенные волосы с обручем вокруг головы, а
замужние женщины скрывали свои волосы под
головным убором. Любимым головным убором была
«романская повязка», состоящая из двух частей:
одна плотно облегала голову, другая, из легкой
ткани, спускалась на подбородок, закрывая часть
щек . Верхняя часть головного убора
поддерживалась обручем или широкой лентой.
Знатные дамы поверх легких покрывал надевали
короны или венцы с зубцами.
В 1395 г. Елизаветой Баварской был введен
в моду «эннен», имевший форму усеченного конуса
на картонной или проволочной основе и обтянутый
тканью. Высота его зависела от степени знатности
дамы. Эннен дополняла длинная вуаль (Рогир ван
дер Вейден. «Женский портрет» (33)). Церковь
считала эти головные уборы карикатурой на
готические соборы, эннены подвергались
проклятию и публично сжигались на кострах. В XV в.
стало модным открывать лоб, виски и затылок. Для
этого волосы над лбом и затылком подбривали, а
брови выщипывали.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Работа начинается с построения головы.
Изображается овал лица, проводятся
горизонтальная и вертикальная оси симметрии.
(Линия глаз будет проходить посередине, кончик
носа находится на середине нижней части, линия,
разделяющая верхнюю и нижнюю губу, находится на
одной трети самой нижней части лица.)
Следует обратить внимание учащихся на
то, что установление пропорций усложняется из-за
оптического обмана. Например: горизонтальная
линия, равная по размеру вертикальной, кажется
длиннее; часть предмета, заполненная деталями,
выглядит больше, чем равная ей по размеру часть
без деталей. Многие ученики преуменьшают
пропорции лба по отношению к лицевой части. При
построении портрета надо следить за
правильностью расположения средней линии лица и
за его симметрией. Нельзя допускать, чтобы при
построении дети использовали линейку или другие
измерительные приборы.
В методической записке к программе
курса рисунка Художественного института им. В.С.
Сурикова говорится: «Канон (учение о нормальных
пропорциях) имеет относительное значение,
помогая в каждом отдельном случае
ориентироваться в пропорциях головы и фигуры.
Канон необходимо знать, чтобы уметь его нарушать.
(Если, например, по канону расстояние между
глазами равно длине одного глаза, то в данном
случае это расстояние будет больше или меньше
канонического. Нужно определить — насколько.)».
Работа с цветом начинается с подбора
цветных карандашей. Если в наборе нет карандаша
телесного цвета, то для изображения цвета кожи
используется оранжевый карандаш (ребята сначала
пробуют разные варианты штриховки на отдельном
листочке, а уже потом начинают работать над
портретом). Вся штриховка выполняется без нажима
на карандаш, для теней используются
дополнительные цвета (оранжевый — синий).
Нажимать на карандаш можно лишь в конце работы,
изображая глаза, прическу, головной убор. Для
того чтобы глаза на портрете получились более
живыми, можно использовать фотографии глаз
знаменитых людей, сделанные при помощи
специальной аппаратуры фотографом Франсисом
Джакобетти и позволяющие увидеть глаз человека
как целый мир, с необыкновенными пейзажами и
тайными знаками. На заключительном этапе работы
заштриховывается фон, и на нем рисуется пейзаж
средневекового города (34–36).
Исторический портрет может быть
выполнен черной ручкой (углем и сангиной) на тему
недавней истории, например портреты ветеранов
или героев Великой Отечественной войны. Можно
попросить детей принести на урок фотографии
прадедушек и прабабушек, дедушек и бабушек и
использовать их для создания галереи портретов
(37–39).
Живописный портрет выполняется на
листе формата А3 гуашью ограниченной палитры. Это
может быть исторический портрет (русская
история), портрет литературного персонажа,
фантастический архитектурный портрет,
дополненный полуобъемными деталями. Работая с
красками, необходимо постоянно следить за точным
соблюдением задания учителя — ограниченная
палитра! Дети сами выбирают два любимых цвета и
рисуют, добавляя к ним по необходимости черную и
белую краски, и лишь в конце работы учитель
разрешает взять любую краску для изображения
глаз. Краски смешиваются на палитре.
Фантастический портрет можно
выполнить пастелью на тему «Времена года» (40–42).
Портрет современника дает возможность
более внимательно посмотреть вокруг себя, чтобы
понять, кто же из окружающих людей действительно
может рассказать о своем времени. В качестве
примера учитель показывает портреты 30-х гг.
Петрова-Водкина, Ряжского, Самохвалова,
Иогансона, на которых изображены комсомольцы —
типичные представители того времени, а затем
показывает портреты монахов, созданные П.
Кориным для картины «Русь уходящая» в 1930–1937 гг.
(43). Дети на примере этих картин видят,
насколько разными могут быть взгляды художника
на свою эпоху, и им предстоит сделать выбор: кого
нарисовать? (44–46)
Сложности может вызвать сатирический
портрет. Чтобы дружеский шарж не превратился в
злую карикатуру, можно воспользоваться техникой
силуэта. Изображая силуэты, ребята должны
изучить особенности поворота головы,
соотношение лицевой и черепной частей головы,
соотношение головы и шеи. Все это учитель
объясняет, используя рисунки черепов и силуэты
разных по характеру людей.
Рисунок выполняется сначала на черной
бумаге, затем вырезается и приклеивается на
белый лист. Школьники могут изображать
литературных персонажей (правда, они мало читают,
и эта тема может оказаться слишком сложной) или
своих одноклассников (47, 48). Из отдельных
силуэтов может получиться необычный портрет
целого класса.
ЛИТЕРАТУРА
Копылова А.В. Технология урока
искусства. — М.: ООО Тач Маркетинг, 2004.
Пьянкова Н.И. Изобразительное
искусство в современной школе. — М.: Просвещение,
2006.
Рисунок в высшей художественной школе.
— М.: Искусство, 1957.
Учебный рисунок в Академии художеств.
— М.: Изобразительное искусство, 1990.
Киреева Е.В. История костюма. — М.:
Просвещение, 1976.
Шорохов Е.В. Композиция. — М.:
Просвещение, 1986.
Сыромятникова И. История прически.
— М.: Искусство, 1989. |